В Эрмитаже открывается выставка «Cartier: продолжая историю»

Раздел: Выставки
24 февраля 2021 г.

В Эр­ми­та­же, бы­в­шем им­пе­ра­тор­ском двор­це, 21 фев­ра­ля от­кры­ва­ет­ся вы­став­ка «Cartier: про­дол­жая ис­то­рию. Ше­дев­ры де­ко­ра­тив­но-при­кла­д­но­го ис­кус­ства Эр­ми­та­жа и юве­ли­р­ное на­сле­дие До­ма Cartier». Не про­сто вы­став­ка, а рас­сказ о ма­стер­стве и дру­ж­бе, про­ве­рен­ной го­да­ми.Фран­цуз­ский Дом по­мог Эр­ми­та­жу от­ре­ста­ври­ро­вать пять пред­ме­тов из му­зей­ных за­пас­ни­ков. А в честь успе­ш­но­го за­вер­ше­ния ра­бот ве­зет в Пе­тер­бург экс­по­на­ты из сво­ей кол­лек­ции.

У пя­ти эр­ми­та­ж­ных древ­но­стей нет ни­че­го об­ще­го. Это ла­м­па X ве­ка из гор­но­го хру­ста­ля, фель­д­мар­шаль­ский жезл XIX ве­ка, ка­би­не­тец с ча­са­ми на­ча­ла XVIII ве­ка, со­суд-аро­мат­ник ин­дий­ской ра­бо­ты XVII ве­ка, ла­рец ХVI ве­ка. Они сде­ла­ны в Еги­п­те и Ита­лии, Гер­ма­нии и Поль­ше, Рос­сии и Ин­дии. По­па­ли в Эр­ми­таж са­мы­ми сло­ж­ны­ми пу­тя­ми. Здесь есть ца­р­ское на­след­ство, по­дар­ки иран­ско­го ша­ха и да­же дар пре­зи­ден­та РФ. Со­е­ди­нить их на од­ной вы­став­ке, пе­ред тем как они разой­дут­ся по сво­им му­зей­ным раз­де­лам, уда­лось толь­ко сей­час и имен­но по то­му слу­чаю, что ве­щи об­ре­ли но­вую жиз­нь.

Ла­м­па, Еги­пет, X век, ка­мень; опра­ва, Ита­лия, XVI век, гор­ный хру­сталь, зо­ло­то, эмаль, рос­пись

Фран­цуз­ские юве­ли­ры в этом про­ек­те иг­ра­ют роль не толь­ко ме­це­на­тов, но и ко­м­мен­та­то­ров. По­то­му что к эр­ми­та­ж­ным со­кро­ви­щам они до­ба­ви­ли пред­ме­ты из сво­ей бо­га­тей­шей Collection Cartier. Это ра­бо­ты XIX и XX ве­ков, в ко­то­рых, од­на­ко, ис­поль­зо­ва­ны те же ма­те­ри­а­лы, при­ме­не­на та же тех­ни­ка, взя­ты по­чти те же со­че­та­ния ка­м­ней, зо­ло­та, эма­ли. Ве­ка про­ш­ли, но ма­стер­ство не бы­ло по­те­ря­но, го­во­рит нам Cartier.

Смо­т­ри­те, вот древ­няя ла­м­па, вы­ре­за­н­ная из хру­ста­ля ты­ся­чу лет на­зад. А вот объ­ек­ты, ко­то­рые с та­ким же ар­ти­стиз­мом со­з­да­ва­ли из хру­ста­ля фран­цуз­ские ма­сте­ра. Это не толь­ко рез­ные ге­м­мы или со­че­та­ния с бри­л­ли­ан­та­ми, но и по­ра­жав­шие со­вре­мен­ни­ков ме­ха­низ­мы вро­де пол­но­стью про­з­ра­ч­ных ча­сов, стрел­ки ко­то­рых вра­ща­лись буд­то в пу­сто­те. На са­мом де­ле в такт вре­ме­ни кру­ти­лись стек­лян­ные дис­ки. Из не­м­но­гих со­хра­нив­ших­ся «та­ин­ствен­ных» ра­бот ча­со­во­го ма­сте­ра Мо­ри­са Куэ на­ча­ла про­ш­ло­го ве­ка для вы­став­ки в Эр­ми­та­же вы­бра­ны ча­сы с ко­ро­ной и мо­но­гра­м­мой «О», при­на­д­ле­жав­шие гре­че­ской ко­ро­ле­ве Оль­ге Кон­стан­ти­но­в­не, внуч­ке Ни­ко­лая I.

Ка­би­нет с ча­са­ми, Ау­г­с­бург, 1700–1705, се­ре­бро, брон­за, де­ре­во, че­ре­па­хо­вый пан­ци­рь, сло­но­вая ко­сть, рос­пись

К со­су­ду XVII ве­ка из Се­вер­ной Ин­дии, укра­шен­но­му изу­мру­да­ми и ру­би­на­ми, ко­то­рый при­вез­ли в Санкт-Пе­тер­бург иран­ские по­с­лы на че­ты­р­на­д­ца­ти сло­нах, до­бав­ле­ны ве­щи Cartier в во­сточ­ном сти­ле. Не толь­ко зна­ме­ни­тые пе­ст­рые Tutti Frutti, но и укра­ше­ния с под­лин­ны­ми ин­дий­ски­ми де­та­ля­ми — цвет­ны­ми пла­кет­ка­ми, зо­ло­ты­ми, ру­би­но­вы­ми и изу­мруд­ны­ми ша­ра­ми.

Ря­дом с рус­ским фель­д­мар­шаль­ским жез­лом вы­став­ле­ны пред­ме­ты, го­во­ря­щие и о во­ен­ных три­у­м­фах, и о лю­б­ви к Рос­сии. Здесь есть ор­ден, пор­т­си­га­ры, пуд­ре­ни­цы и юве­ли­р­ные фу­т­ля­ры с дву­гла­вым ор­лом. Есть тут и бро­ши, изоб­ра­жа­ю­щие па­рад со­юз­ни­че­ских войск у Три­у­м­фаль­ной ар­ки в честь по­бе­ды в Пер­вой ми­ро­вой, где на­ши вой­ска дол­ж­ны бы участ­во­вать, но ис­то­рия по­ш­ла не в ту сто­ро­ну. Cartier до­во­ди­лось де­лать и це­ре­мо­ни­аль­ные укра­ше­ния вро­де жез­лов мар­ша­лов Фран­ции или ака­де­ми­че­ских шпаг — с та­кой всту­пал в чис­ло «бес­смер­т­ных» Жан Ко­к­то.

Пе­тер­бург — осо­бен­ный го­род для Cartier. В 1904 го­ду сю­да при­е­хал Пьер Кар­тье, устро­ив­ший, как бы мы сей­час ска­за­ли, pop-up-бу­тик в го­сти­ни­це «Ев­ро­пей­ской». Пер­вая вы­став­ка «Искус­ство Cartier» в но­вой Рос­сии про­ш­ла в том же Эр­ми­та­же в 1992 го­ду. То­г­да это бы­ло ре­тро­с­пе­к­ти­вой, па­ра­дом. Ны­не­ш­нее воз­вра­ще­ние мар­ки — ку­да бо­лее де­ло­вое, свя­за­н­ное с кон­крет­ным про­ек­том ре­став­ра­ции. Мо­жет по­ка­зать­ся, что это бо­лее скро­м­ная по за­мыс­лу вы­став­ка, на са­мом де­ле — как по­смо­т­реть.

Вни­ма­тель­но­му зри­те­лю она под­ска­жет, что ес­ли Эр­ми­таж — уни­вер­саль­ный, все­ми­р­ный му­зей, то Cartier мо­ж­но счи­тать уни­вер­саль­ной, все­ми­р­ной мар­кой. По­то­му что в ху­до­же­ствен­ном на­сле­дии раз­ных вре­мен и куль­тур для нее нет ни­че­го чу­жо­го. Эр­ми­таж сам вы­брал кан­ди­да­тов для ско­рой по­мо­щи — фран­цуз­ские пар­т­не­ры про­си­ли толь­ко, что­бы речь шла о при­кла­д­ном ис­кус­стве, име­ю­щем от­но­ше­ние к юве­ли­р­но­му де­лу. И вот, от­тал­ки­ва­ясь от вы­бо­ра му­зея, Cartier по­ка­за­ла, что нет та­кой ста­рин­ной тех­ни­ки, ко­то­рой бы она не вла­де­ла. Нет та­ко­го на­ци­о­наль­но­го сти­ля, ко­то­рый не мог бы по­слу­жить ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния для ее ма­сте­ров. Вы­став­ка в Эр­ми­та­же рас­ска­зы­ва­ет о том, что за по­чти два ве­ка ма­стер­ские Cartier ста­ли за­по­вед­ни­ком ре­ме­сел и тех­ник, эн­цик­ло­пе­ди­ей ис­кус­ства. Это не толь­ко со­вре­мен­ный юве­ли­р­ный Дом. Это еще и дом-му­зей.

Ла­рец Ядви­ги Ягел­лон­ки, Нюр­н­берг, 1533, се­ре­бро, дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные ка­м­ни, же­м­чуг, эмаль

[ vogue.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->