В Эрмитаже, бывшем императорском дворце, 21 февраля открывается выставка «Cartier: продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier». Не просто выставка, а рассказ о мастерстве и дружбе, проверенной годами.Французский Дом помог Эрмитажу отреставрировать пять предметов из музейных запасников. А в честь успешного завершения работ везет в Петербург экспонаты из своей коллекции.
У пяти эрмитажных древностей нет ничего общего. Это лампа X века из горного хрусталя, фельдмаршальский жезл XIX века, кабинетец с часами начала XVIII века, сосуд-ароматник индийской работы XVII века, ларец ХVI века. Они сделаны в Египте и Италии, Германии и Польше, России и Индии. Попали в Эрмитаж самыми сложными путями. Здесь есть царское наследство, подарки иранского шаха и даже дар президента РФ. Соединить их на одной выставке, перед тем как они разойдутся по своим музейным разделам, удалось только сейчас и именно по тому случаю, что вещи обрели новую жизнь.
Лампа, Египет, X век, камень; оправа, Италия, XVI век, горный хрусталь, золото, эмаль, роспись
Французские ювелиры в этом проекте играют роль не только меценатов, но и комментаторов. Потому что к эрмитажным сокровищам они добавили предметы из своей богатейшей Collection Cartier. Это работы XIX и XX веков, в которых, однако, использованы те же материалы, применена та же техника, взяты почти те же сочетания камней, золота, эмали. Века прошли, но мастерство не было потеряно, говорит нам Cartier.
Смотрите, вот древняя лампа, вырезанная из хрусталя тысячу лет назад. А вот объекты, которые с таким же артистизмом создавали из хрусталя французские мастера. Это не только резные геммы или сочетания с бриллиантами, но и поражавшие современников механизмы вроде полностью прозрачных часов, стрелки которых вращались будто в пустоте. На самом деле в такт времени крутились стеклянные диски. Из немногих сохранившихся «таинственных» работ часового мастера Мориса Куэ начала прошлого века для выставки в Эрмитаже выбраны часы с короной и монограммой «О», принадлежавшие греческой королеве Ольге Константиновне, внучке Николая I.
Кабинет с часами, Аугсбург, 1700–1705, серебро, бронза, дерево, черепаховый панцирь, слоновая кость, роспись
К сосуду XVII века из Северной Индии, украшенному изумрудами и рубинами, который привезли в Санкт-Петербург иранские послы на четырнадцати слонах, добавлены вещи Cartier в восточном стиле. Не только знаменитые пестрые Tutti Frutti, но и украшения с подлинными индийскими деталями — цветными плакетками, золотыми, рубиновыми и изумрудными шарами.
Рядом с русским фельдмаршальским жезлом выставлены предметы, говорящие и о военных триумфах, и о любви к России. Здесь есть орден, портсигары, пудреницы и ювелирные футляры с двуглавым орлом. Есть тут и броши, изображающие парад союзнических войск у Триумфальной арки в честь победы в Первой мировой, где наши войска должны бы участвовать, но история пошла не в ту сторону. Cartier доводилось делать и церемониальные украшения вроде жезлов маршалов Франции или академических шпаг — с такой вступал в число «бессмертных» Жан Кокто.
Петербург — особенный город для Cartier. В 1904 году сюда приехал Пьер Картье, устроивший, как бы мы сейчас сказали, pop-up-бутик в гостинице «Европейской». Первая выставка «Искусство Cartier» в новой России прошла в том же Эрмитаже в 1992 году. Тогда это было ретроспективой, парадом. Нынешнее возвращение марки — куда более деловое, связанное с конкретным проектом реставрации. Может показаться, что это более скромная по замыслу выставка, на самом деле — как посмотреть.Внимательному зрителю она подскажет, что если Эрмитаж — универсальный, всемирный музей, то Cartier можно считать универсальной, всемирной маркой. Потому что в художественном наследии разных времен и культур для нее нет ничего чужого. Эрмитаж сам выбрал кандидатов для скорой помощи — французские партнеры просили только, чтобы речь шла о прикладном искусстве, имеющем отношение к ювелирному делу. И вот, отталкиваясь от выбора музея, Cartier показала, что нет такой старинной техники, которой бы она не владела. Нет такого национального стиля, который не мог бы послужить источником вдохновения для ее мастеров. Выставка в Эрмитаже рассказывает о том, что за почти два века мастерские Cartier стали заповедником ремесел и техник, энциклопедией искусства. Это не только современный ювелирный Дом. Это еще и дом-музей.
Ларец Ядвиги Ягеллонки, Нюрнберг, 1533, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, эмаль