Минфин перенес срок обязательной маркировки ювелирных изделий на 2024 год 17 февраля 2021

Раздел: Власть
20 февраля 2021 г.

Мин­фин сдви­нул сро­ки вве­де­ния но­вых пра­вил мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рые дол­ж­ны стать обя­за­тель­ны­ми для всех, кто про­из­во­дит и про­да­ет в Рос­сии дра­го­цен­но­сти. Ра­нее пла­ни­ро­ва­лось, что пра­ви­ла всту­пят в си­лу в доб­ро­воль­ном по­ряд­ке с 1 ян­ва­ря 2021 г., а в обя­за­тель­ном - с 30 июня 2021 г.

Те­перь на­чаль­ная ста­дия ра­бо­ты но­вой си­сте­мы уче­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней (ГИИС ДМДК) на­ме­че­на на 1 мар­та 2022 г., а фи­наль­ная - обя­за­тель­ная - на 1 мар­та 2024 г. Та­кие па­ра­мет­ры со­дер­жат­ся в раз­ра­бо­тан­ном в Мин­фи­не про­ек­те по­ста­но­в­ле­ния пра­ви­тель­ства РФ, с ко­то­рым озна­ко­ми­лись "Ве­до­мо­сти".

Ес­ли пра­ви­тель­ство утвер­дит пред­ло­же­ние Мин­фи­на, с 1 мар­та 2024 г. в Рос­сии бу­дет за­пре­ще­но про­да­вать юве­ли­р­ные из­де­лия из зо­ло­та, пла­ти­ны и пал­ла­дия без спе­ци­аль­но­го штрих­ко­да, на­не­сен­но­го ла­зе­ром на ме­тал­ли­че­скую часть укра­ше­ния ря­дом с клей­мом.

Код раз­ме­ром 0,8 х 0,8 мм бу­дет со­дер­жать уни­каль­ный иден­ти­фи­ка­ци­он­ный но­мер (УИН), ко­то­рый ста­нет та­к­же на­но­сить­ся на бу­ма­ж­ную би­р­ку укра­ше­ния и слу­жить ссы­л­кой на его про­файл в ба­зе ГИИС ДМДК.

Штрих­ко­ды бу­дут вво­дить­ся по­сте­пе­н­но: с 1 мар­та 2022 г. их бу­дут в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­но­сить на би­р­ку но­вых или вве­зен­ных в стра­ну юве­ли­р­ных из­де­лий, а с 1 мар­та 2023 г. - на са­ми из­де­лия. Еще год Мин­фин оста­вит на ла­зер­ную мар­ки­ро­в­ку то­вар­ных остат­ков.

"Что ка­са­ет­ся клей­ме­ния, то для биз­не­са не бу­дет кар­ди­наль­ных из­ме­не­ний - штрих­код бу­дет на­но­сить­ся на из­де­лие Про­би­р­ной па­ла­той од­но­вре­мен­но с на­не­се­ни­ем клей­ма. Раз­ни­ца толь­ко в том, что у ка­ж­до­го из­де­лия бу­дет свой уни­каль­ный но­мер, ко­то­рый не­воз­мо­ж­но под­де­лать", - по­яс­ни­ла "Ве­до­мо­стя­м" ру­ко­во­ди­тель Де­пар­та­мен­та го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней Юлия Гон­ча­рен­ко. Она под­чер­к­ну­ла, что идея си­сте­мы уче­та - сде­лать юве­ли­р­ный ры­нок пол­но­стью про­зра­ч­ным.

В­се­го в год в Рос­сии ле­галь­но про­из­во­ди­т­ся око­ло 70 млн юве­ли­р­ных из­де­лий, из них 35 млн еди­ниц - из зо­ло­та и пла­ти­ны, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо клей­мить в Про­би­р­ной па­ла­те. Сей­час не­ле­галь­ный обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, по под­с­че­там Мин­фи­на, до­сти­га­ет 50% ры­н­ка. При этом по­чти из 900 000 юри­ди­че­ских лиц, ко­то­рые при по­ста­но­в­ке на учет в ФНС ука­за­ли вид де­я­тель­но­сти, свя­за­н­ный с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, в Про­би­р­ной па­ла­те за­ре­ги­стри­ро­ва­но толь­ко 40 000 ко­м­па­ний. Осталь­ные, по мне­нию Мин­фи­на, - те­не­вой сек­тор.

"Л­ю­бой по­ку­па­тель смо­жет че­рез при­ло­же­ние в те­ле­фо­не уви­деть ис­то­рию из­де­лия, ка­че­ство ме­тал­ла и про­ис­хо­ж­де­ние дра­го­цен­но­го ка­м­ня, ко­то­рый в не­го встав­лен. Сей­час един­ствен­ный спо­соб за­щи­ты по­ку­па­те­ля - это про­ба, ко­то­рую, к со­жа­ле­нию, на­у­чи­лись под­де­лы­вать. Cо штрих­ко­дом это ис­клю­че­но, да­же ес­ли по­лу­чи­т­ся фи­зи­че­ски на­не­сти на из­де­лие этот код, в ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­ме оно не бу­дет отоб­ра­жать­ся", - до­ба­ви­ла Гон­ча­рен­ко. При этом дра­го­цен­ные ка­м­ни мар­ки­ро­вать та­ким об­ра­зом не пла­ни­ру­ет­ся, что­бы не сни­зить их сто­и­мость на ми­ро­вом ры­н­ке.

Гла­ва Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Эду­ард Ут­кин ­на­з­вал го­то­вя­щи­е­ся ме­ры из­бы­точ­ны­ми и ука­зал, что они при­не­сут от­рас­ли до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, ко­то­рые при­ве­дут к ро­сту цен на юве­ли­р­ном ры­н­ке. "Что­бы ра­бо­тать с этой си­сте­мой, юве­ли­р­ным за­во­дам и тор­го­вым се­тям ну­ж­но бу­дет за­ку­пить до­пол­ни­тель­ное обо­ру­до­ва­ние - счи­ты­ва­те­ли этих QR-ко­дов, на­нять че­ло­ве­ка, ко­то­рый бу­дет этим за­ни­мать­ся, и т. д.", - до­ба­вил гла­ва Гиль­дии юве­ли­ров. По его сло­вам, юве­ли­р­ный ры­нок в Рос­сии "и так до­ста­точ­но силь­но кон­тро­ли­ру­ет­ся - это и Про­би­р­ная па­ла­та, и Слу­ж­ба эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти ФСБ, и Та­мо­жен­ная слу­ж­ба, и Рос­фин­мо­ни­то­ринг, и дру­гие кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны - ни в од­ной стра­не ми­ра нет та­ко­го стро­го­го на­д­зо­ра за юве­ли­ра­ми, как в Рос­си­и".

"Мы очень на­де­е­м­ся, что пе­ре­нос сро­ков внед­ре­ния фи­зи­че­ской мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий бу­дет вре­мен­ной ме­рой - и в ко­неч­ном сче­те Мин­фин от­ка­жет­ся от этой идеи, до­ста­точ­но бу­дет на­но­сить код на бу­ма­ж­ные би­р­ки, с ко­то­рых его мо­ж­но счи­тать обы­ч­ным ска­не­ро­м", - под­чер­к­нул Ут­кин.

По под­с­че­там Гиль­дии юве­ли­ров, на за­ку­п­ку обо­ру­до­ва­ния и на­ем до­пол­ни­тель­ных со­труд­ни­ков от­расль бу­дет вы­ну­ж­де­на в те­че­ние двух лет по­тра­тить око­ло 22 млрд руб.

Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­ми­те­та по дра­го­цен­ным ме­тал­лам "Де­ло­вой Рос­си­и" Вла­ди­мир Збой­ко­в, ко­то­рый участ­во­вал в об­су­ж­де­нии ГИИС ДМДК в Мин­фи­не, до­ба­вил, что мат­ри­ч­ные ко­ды, на­не­сен­ные на ме­талл, не все­г­да счи­ты­ва­ют­ся, что мо­жет стать при­чи­ной сбоя на юве­ли­р­ном про­из­вод­стве.

"Пред­ставь­те се­бе пар­тию из­де­лий, ко­то­рую за­вод на­пра­вил в Про­би­р­ную па­ла­ту и ко­то­рая вер­ну­лась с клей­мом и этим мат­ри­ч­ным ми­к­ро­ко­дом. Что­бы рас­пе­ча­тать би­р­ку на из­де­лие, ну­ж­но сна­ча­ла этот код с из­де­лия счи­тать. А экс­пе­ри­мен­ты, ко­то­рые про­во­ди­ли участ­ни­ки ры­н­ка, по­ка­за­ли, что счи­ты­ва­ет­ся он не все­г­да. Вли­я­ет и ха­ра­к­тер по­верх­но­сти из­де­лия, и осве­ще­ние, и воз­мо­ж­ные за­гряз­не­ния, и да­же угол, под ко­то­рым на­хо­ди­т­ся ска­нер от­но­си­тель­но мет­ки. И что то­г­да де­лать? На­прав­лять из­де­лие в па­ла­ту еще раз? Или сра­зу на пе­ре­плав­ку?" - по­яс­нил Збой­ков.

В Мин­фи­не, в свою оче­редь, при­з­на­ли, что пло­хая счи­ты­ва­е­мость ко­дов с осо­бо тон­ких из­де­лий из­ве­ст­на раз­ра­бо­т­чи­кам си­сте­мы, и со­об­щи­ли, что "ва­ри­ан­ты ре­ше­ния это­го во­про­са бу­дут до­пол­ни­тель­но об­су­ж­дать­ся".

З­бой­ков го­во­рит, что пред­ста­ви­те­ли юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти пред­ла­га­ют мар­ки­ро­вать не ка­ж­дое из­де­лие уни­каль­ным ко­дом, а од­ним ко­дом всю пар­тию. При этом уни­каль­ный но­мер кон­крет­но­го из­де­лия мо­ж­но на­но­сить не на не­го, а на свя­за­н­ный с ним яр­лык.

"М­ин­фин опа­са­ет­ся, что, ес­ли у не­сколь­ких из­де­лий бу­дет один и тот же код пар­тии, за­во­ды бу­дут пе­ре­ве­ши­вать би­р­ки с од­но­го из­де­лия на дру­гое. Но это в пре­де­лах од­ной пар­тии эко­но­ми­че­ски не­це­ле­со­об­раз­но, по­сколь­ку сто­и­мость всей пар­тии от это­го не из­ме­ни­т­ся. И для от­чет­но­сти ни­ка­кой раз­ни­цы нет - сколь­ко в пар­тии бы­ло из­де­лий, столь­ко под этим ко­дом и про­да­но. Так что, ес­ли уж им так хо­чет­ся на­но­сить код на из­де­лие, пусть мар­ки­ру­ют од­ним ко­дом всю пар­ти­ю", - до­ба­вил экс­перт.

[ deloros.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->