Участники рынка (производители и продавцы) инициировали коллективное обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации и Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации Д. Ю. Григоренко. Присоединиться к обращению можно в зале клуба «Российская ювелирная торговля».
Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации
Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации
ГРИГОРЕНКО Д. Ю.
Уважаемый Дмитрий Юрьевич!
Мы, нижеподписавшиеся, выражаем Вам своe уважение. От лица и по поручению всего ювелирного сообщества обращаемся с просьбой изучить ситуацию, сложившуюся в связи с подготовкой Министерством финансов Российской Федерации проекта постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Мы просим Вашего оперативного вмешательства в процесс подготовки указанного проекта Постановления, которое определяет порядок, сроки внедрения и правила эксплуатации государственной интегрированной информационной системы по контролю за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (далее ГИИС ДМДК).
Ювелирное сообщество в целом поддерживает внедрение этой системы в отрасли, полагая, что система, построенная на современных цифровых принципах, позволит в конечном итоге упростить административное сопровождение ювелирного бизнеса и контроль за ним, сделать конкуренцию более честной, поставить непреодолимый барьер для незаконного оборота на рынке ДМДК, сделав его более прозрачным. Но наше сообщество возражает против предлагаемых технологических решений, порядка и сроков внедрения системы.
Обращаем Ваше внимание в первую очередь на то, что изначальная редакция проекта не вызывала возражений, так как предусматривала простой и понятный участникам рынка способ маркировки — нанесение штриховых кодов на материальные носители (бирки, ярлыки, упаковку, товарно-транспортную документацию). В таком варианте проект прошeл процедуру оценки регулирующего воздействия (далее ОРВ). А потом редакция проекта претерпела существенные изменения, кардинально влияющие на функционирование ювелирной отрасли. Процедура оценки регулирующего воздействия новой редакции не проводилась. В итоге для маркировки ювелирных изделий (причeм только ювелирных изделий, которые занимают нишу в 10 % от всего объeма рынка продукции из ДМДК) предложено применять инновационный технологический способ, ранее не использовавшийся в мировой и отечественной практике оборота драгоценных металлов. Опыта его внедрения и эксплуатации не существует.
Данный технологический способ предполагает нанесение двухмерного штрихового кода на металлическую поверхность каждого ювелирного изделия и последующее его прочтение при помощи оптических считывателей с металлических поверхностей в целях идентификации изделия при дальнейших производственных операциях и контрольных мероприятиях.
Эксперты ювелирного сообщества отмечают, что на данный период времени технологический процесс нанесения штриховых кодов на изделия и обеспечение возможности их считывания имеет множество изъянов, а его внедрение требует существенных затрат участников рынка и решения множества, попутно возникающих, задач. Кроме того, необходимо проведение технической экспертизы, тестовых испытаний и наладки бизнес-процессов.
Как правило, для внедрения сложных инновационных технологий необходимо предварительное проведение научно-исследовательских работ, определяющих как саму возможность решения данной задачи, так выбор и отработку определeнной технологии, если возможность решения задачи в принципе подтвердится.
Сегодня принятие решения о применении неопробованного инновационного способа в промышленном масштабе не предусматривает механизмов, позволяющих участникам рынка разрешить комплекс возникающих организационных вопросов, сложных технологических проблем, сопутствующих финансовых затрат и не устранeнных рисков. В числе этих рисков, затрат и проблем, можно обозначить основные:
Наличие рисков, технологических проблем, излишних финансовых затрат, при одновременном отсутствии опыта применения системы, тестовых испытаний и технической экспертизы, содержит риски для еe промышленной эксплуатации. Учитывая капиталоeмкость сферы деятельности, еe низкую маржинальность и высокую закредитованность, разладка производственного процесса и затруднения в товаропроводящих цепочках не только собьют ритмичность работы отрасли, но и грозят остановкой производства и колоссальными убытками.
Стремление регулятора применить неопробованное технологическое решение, не учитывая сложившихся обстоятельств и возможных негативных последствий, нельзя назвать иначе, чем волюнтаризм.
Во вторую очередь, обращаем Ваше внимание на то, что программное обеспечение системы ещe недоработано, не опробовано и не протестировано. По информации от IT-специалистов требуется 3-4 месяца на доработку ПО, ещe 3-4 месяца на его тестирование, и 2-3 месяца уйдeт на адаптацию и интеграцию программных продуктов участников рынка.
Также применение сложной конфигурации ПО предполагает наличие на предприятиях высококвалифицированных пользователей. Но отрасль на 95 % состоит из предприятий малого и микро - бизнеса, которые не располагают достаточными финансовыми возможностями для найма опытных пользователей. Эта ситуация также порождает риски при эксплуатации системы.
В заключение позвольте акцентировать внимание на том, что статья 9 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247 ФЗ «Об обязательных требованиях» устанавливает:
«Обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота».
В данном случае проект содержит требования, которые неисполнимы по техническим причинам и избыточны по финансовым затратам.
В связи со всем вышеизложенным, представители ювелирной общественности призывают Вас обратить внимание на образующийся комплекс проблем в нашей отрасли и принять компромиссное решение, которое мы видим в следующем:
1) Отказаться от маркировки непосредственно ювелирных изделий в пользу применения документальной прослеживаемости в сочетании с прослеживаемостью физической, путeм нанесения двухмерных графических штриховых кодов на материальные носители (бирки, ярлыки, упаковку и товаро-сопроводительные документы). Такой порядок установлен для всех прочих продуктов из категории ДМДК, а также иных видов маркируемых товаров.
2) Предусмотреть поэтапное внедрение ГИИС ДМДК в отрасли:
а) в 2021 году закончить разработку и тестирование программного обеспечения, зарегистрировать участников в системе и подключить к личным кабинетам
б) в 2022 году внедрить маркировку производимого продукта, путeм нанесения штриховых кодов на бирки.
в) в 2023 году начать и завершить маркировку товарных остатков, образовавшихся до 2022 года.
3) Исключить излишние и избыточные обязательные требования, введение которых предусмотрено данным проектом (цифровые фотоснимки изделий, чрезмерная отчeтность, затраты на транспортировку, затраты на закупку оборудования).
На наш взгляд, такое компромиссное решение на данный момент является оптимальным и реалистичным для обеспечения скорейшего внедрения ГИИС ДМДК в отрасли. Возможно это решение потребует дополнительных затрат времени на проведение ОРВ и согласование с ФОИВами, но это меньшее зло, чем цена ошибки.
Приложения:
1) Копия письма (ОП-П8-070-26197от16.09.2020) Министерства цифрового развития (на 3-х листах).
2) Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Минэкономразвития РФ (на 7 листах).
3) Таблица «Примерные суммарные затраты бизнеса за два года внедрения ГИИС
ДМДК» (на 3-х листах).
4) Копия письма (УЭ-21/11 от 30.01.21) Заместителю директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства РФ Мигину С.В. (на 3-х листах).
5) Эксперимент кодирования Союза ювелиров Северо-Запада (на 2-х листах).
[ Ювелирные Известия ]