Начало в 1993 году положила международная выставка с участием коллекции Форбс, затем был показ собрания Джона Трайны и других частных владельцев, следом – коллекции пасхальных яиц фонда «Связь времен». Наконец, в Эрмитаже были созданы «Комнаты памяти Карла Фаберже» с новыми поступлениями в собрание музея и залом для частных коллекций, где были выставлены многие из вещей, представленных сегодня на выставке.
В этом году пришло время показать рядом с эрмитажными экспонатами очередные «молодые» собрания, уже многократно выставлявшиеся в других музеях. Следом планируется выставка, демонстрирующая результаты работы реставраторов Эрмитажа с ювелирными шедеврами коллекции, которой когда-то занимался как реставратор и Карл Фаберже.Выставки с точки зрения музея – один из способов научного исследования и повод для дискуссий, в том числе и об атрибуциях. Так было с проблемными посмертными отливками бронз Дега, с картинами круга Рубенса, Рафаэля, Леонардо, с хорасанскими бронзами, согдийским серебром...
Такой подход требует наличия научной базы и определенной смелости. Параллельную научную программу выставки в Гербовом зале открыл доклад директора Музея Фаберже в Баден-Бадене А. Иванова. Со ссылками на архивные документы он рассказал об экспонатах из его музея, представленных на выставке. В ближайших планах доклад заведующего лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов И. Малкиеля «Опыт Эрмитажа по изучению старинных ювелирных технологий». На начало марта намечена традиционная конференция «Ювелирное искусство и материальная культура». Заседание, посвященное памяти М. Лопато, будет состоять из докладов на темы, связанные с наследием Фаберже.
Параллельно в музее проводится научно-технологическое исследование экспонатов выставки из новых для Эрмитажа коллекций. Результаты лягут в основу более подробных, чем обычно, «каталожных» описаний.
Как полагает Эрмитаж, выставка «Фаберже – ювелир императорского двора» интересна не только атрибуциями, но и открытием целого пласта военной и медицинской продукции Дома Фаберже, а также новыми деталями истории продаж советским правительством ювелирных изделий за границу и последующей волной спекуляций, подражаний и подделок. Она ставит по-новому вопрос об отказе императорской фамилии от заказа пасхальных подарков во время войны, а также о протоколе и источниках изготовления миниатюрных портретов членов царской семьи.