Предприятия янтарной отрасли Калининградской области, несмотря на пандемию, планируют 2021 год с оптимизмом
Антон Викторович Федосов, генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности»
С какими основными итогами предприятия янтарного кластера завершили 2020 год? Что было самым сложным для ЯК в год коронакризиса, с чем связаны эти трудности — с пандемией или другими факторами?
Для янтарной отрасли 2020 год был ситуацией, близкой к идеальному шторму. С одной стороны, обрабатывающие предприятия кластера показывали устойчивый рост в 21% по году, отрасль выросла до 406 организаций (а это рекордный показатель за всю историю существования отрасли, максимально было порядка 330 предприятий на 2013 год), предприятия отрасли взяли курс на формирование официального легального бизнеса, ключевые игроки начали модернизацию производств, необходимую для устранения разрыва в технологическом развитии с конкурентами. Существенной была работа по наращиванию экспорта готовой продукции за рубеж.
А с другой — производства отрасли раньше почувствовали снижение сбыта готовой продукции. Спрос на ювелирные изделия, бижутерию и другие продукты, относящиеся к предметам роскоши и явно, не первой необходимости, начал снижаться в декабре 2019 и январе 2020 г.
Динамика роста предприятий отрасли по годам (слева), динамика роста оборота по секторам кластера (справа)
Далее, в феврале и марте начали закрывать международные выставки и мероприятия, которые являлись важными для заключения экспортных оптовых контрактов, а в апреле, перед началом туристического сезона, объявляется «локдаун». Сети (оптовые покупатели), розничные магазины снижают объемы закупок по всему миру, а в апреле фактически, останавливается весь рынок. Именно в апреле мы зафиксировали рекордное падение отраслевого оборота в 90% от изначальных показателей.
Предприятия кластера выражают благодарность Западной государственной инспекции пробирного надзора и калининградскому управлению ФТС за то, что они нам помогали в 2020 году, за их готовность вникать в наши отраслевые проблемы и искать пути их решения.
Ключевой фактор пандемии — высокая неопределенность по сбыту и развитию событий в мире и России. Сегодня мы можем говорить о том, что обрабатывающий сектор сократил обороты на 40% за 2020 год. Сейчас мы видим медленный отыгрывающий рост.
Что важного сделать удалось, что считаете успешным? Решение каких проблем сегодня зависит от «внешнего решения» (властей разных уровней например)?
Главное, что в пандемию мы добились разрешения работать всей отрасли. Ни одно предприятие кластера не остановило производство. Удалось включить код ОКВЭД 47.7 (розничная торговля) в перечень наиболее пострадавших на федеральном уровне, а 32.12 (производство ювелирных изделий) в региональный список.
Из ключевых событий 2020 года мы отмечаем решение проблемы вывоза, его существенное упрощение для изделий из серебра. Изначально нам в мае 2020 года удалось при поддержке Правительства Калининградской области и лично А. Алиханова, упростить вывоз готовой продукции, исключить из нее справку пробирной палаты, а на прошлой неделе (спустя полгода) нам удалось исключить необходимость клеймления серебренных изделий в принципе. Теперь для вывоза из Калининградской области достаточно именника производителя.
Фактически, существовало противоречие ФЗ № 16 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и нового Федерального закона № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», и толковалось оно ФТС в пользу ужесточения правил по вывозу. Теперь этот барьер устранен, мы надеемся, что это существенно упростит работу по вывозу для наших предприятий.
Вторым важным событием для отрасли является передача в безвозмездное пользование объекта культурного наследия «Башня Врангеля» на 49 лет Ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области». Правительство Калининградской области одобрило нашу концепцию развития объекта, запущены 2 очереди проектирования, запланированы средства в размере 152 млн. на реконструкцию памятника.
Первая очередь ввода в эксплуатацию будущего центра коллективного пользования отрасли завершится до начала летнего сезона в 2021 году. Начнем с культурных мероприятий и открытия мультибрендового кластерного магазина.
Вторая очередь предполагает создание уникального центра палеонтологии совместно с музеем янтаря, создание коворкинга для дизайнеров и начинающих ювелиров, организацию геммологический лаборатории для отрасли и центра компетенций по стандарту World Skills. Полагаем, что уже к 2023 году Башня будет функционировать в полном объеме.
Светлана Загребина, директор Музея янтаря
«Мы планируем создать уникальную кооперацию с промышленным кластером и музеем в рамках создания центра палеонтологии и будущей школы ювелирного дизайна на Башне Врангеля»Третье знаковое событие для янтарной отрасли — организация профессионального праздника для янтарной отрасли. Так вышло, что наша отрасль существует почти 25 лет, но проф. праздника у янтарщиков никогда не было. Теперь будет, в этом году мы должны получить официальный российский статус праздника — день работника янтарной отрасли. Ежегодно теперь он будет проводится 21 июля — в день основания Калининградского янтарного комбината. Учреждение праздника инициировала наша янтарная муза — Наталья Шевченко, а поддержал и продвинул инициативу лично генеральный директор Янтарного комбината Михаил Зацепин.
К этому событию мы организовали на башне Врангеля выставку-ярмарку для компаний кластера и молодых дизайнеров, и ювелиров. В плане в 2021 году организовать полномасштабное празднование.
Максим Кузнецов, креативный директор марки Jantar, учредитель компании ООО «Балтийские узоры»
«Одной из важнейших целей на 2021 год, ставлю посильное участие в создании школы ювелирного дизайна в Калининграде, в рамках работы и развития янтарного кластера. Это огромная фундаментальная задача и уникальная возможность соединить усилия, опыт и технологическую базу лучших ювелирных фабрик Калининграда. Уверен, янтарную отрасль ждут большие хорошие изменения».Весь 2020 год прошел под символом кооперации. С проведения дня янтаря — первой выставки-ярмарки за год, последовали янтарный уикэнд при поддержке Минпромторга РФ с рекордными показателями розничной торговли, и выставка Джунвекс в сентябре. Впервые коллективный стенд кластерных компаний и компаний отрасли занял значительные площади и мы начали обдумывать проект создания «Янтарной улицы».
В части внешних проблем, которые требуют решения — это системные отраслевые проблемы, такие как дисбаланс в переработке янтаря в готовую продукцию, и наращивание экспорта сырья добывающим комплексом, а там и неравные условия производителей России и Китая, которые выражаются в значительных скидках для оптовиков сырья. Не стоит забывать, что сейчас экспортировать готовую продукцию из янтаря в силу ввозных пошлин в ключевые мировые рынки менее выгодно, чем вывозить сырец.
Каково на сегодня, в начале наступившего года, экономическое положение предприятий кластера?
У предприятий янтарной отрасли положение стабильно тяжелое. При этом, именно из-за «стабильно тяжелого» положения производителей у нас есть лидеры, способные работать в любых, даже совершенно абсурдных условиях. Безусловно, это шутка, но она имеет место, как важная характеристика янтарного бизнеса. Предприниматели очень гибкие, способные реагировать мгновенно на риски и барьеры, выкручиваться из самых тяжелых и, порою, безнадежных ситуаций.
Наша задача, как специализированной управляющей компании кластера — смягчать тяжелое положение и работать над более справедливым и лучшим будущим для отрасли.
С экономической точки зрения мы видим вялый отыгрывающий рост, а реально избавиться от последствий экономического кризиса на фоне пандемии мы сможем через 2-3 года.
Есть ли понимание, какой будет рыночная конъюнктура в 2021 году, что запланировали, от чего отказались, какие планы скорректировали?
Предприятия корректируют свои производственно-сбытовые планы исходя из текущей ситуации. Прогнозировать, что будет с рынком в новом году тяжело, но учитывая искусственную ситуацию с пандемией и кризисом можно полагать, что при массовой вакцинации и формировании коллективного иммунитета мы будем в новом году чувствовать себя более уверенно в плане бизнеса. Рано или поздно пандемия закончится.
Ключевые планы для нашей отрасли на 2021 год — наращивать кооперацию внутри кластера, создавать коллективные торговые и иные пространства, обеспечивать различные меры поддержки для предприятий, работающих в белую и демонстрирующих развитие. Есть идеи создать единый региональный закон о янтарной отрасли, который бы консолидировал в себе меры региональной поддержки и главное, обозначал принципы предоставления различных форм поддержки для компаний.
Константин Матвейчук, генеральный директор ООО «АМБЕРТИМ»
«Наше предприятие провело масштабную модернизацию и успешно реализовало кооперационный кластерный проект. Основные действия пришлись на 2020 кризисный год. Сейчас ведем подготовку к конкурсу на предоставление субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат»В этом году возобновлена поддержка для промышленных кластеров по постановлению Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения», наши якорные площадки кластера с 2018 года ведут кооперационные проекты. Есть новые модернизационные проекты, возможна поддержка на федеральном уровне.
Эскизный проект будущей Башни «Врангель». Центр коллективного пользования янтарного кластера». Эскиз предоставлен Янтарным кластером
Безусловно, проекты, запущенные в 2020 году будут реализовываться и дальше — это титульный проект по созданию центра коллективного пользования на Башне «Врангель», это проект янтарной улицы на Российских и международных выставках, это развитие дня янтаря, янтарный уикэнд.
Илья Емельянов, генеральный директор ООО «ЕМЕЛЬЯНОВ»
«В прошлом году мы подали заявку на совет по народно-художественным промыслам. Это не только развитие важной темы в нашем регионе, но и возможность субсидировать часть затрат на производство изделий: до 90% расходов за потребленные электрическую энергию и природный газ, на уплату процентов по кредитам в размере 0,9 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, на продвижение изделий НХП (участие в специализированых выставках. ярмарках, фестивалях, изготовление и размещение рекламных стендов, щитов, баннеров), до 30% расходов на потребленное сырье и материалы и пр. Это значительные меры, которые позволят сгладить негативные кризисные эффекты».Мы совместными усилиями с Правительством Калининградской области запустили процесс поддержки народно-художественных промыслов, в 2020 году прошел первый региональный Совет по НХП. Надеемся, что в 2021 году предприятия смогут воспользоваться и этими мерами.
Пролонгировано действие регионального закона № 162, где при демонстрации 2 МРОТ (вместо предыдущих 3) в средней заработной плате предприятия янтарный бизнес может рассчитывать на снижение налога вдвое на упрощенной системе налогообложения.
Полагаем, что 2021 год принесет еще ряд приятных сюрпризов в плане общего климата в отрасли, но пока не будем раскрывать интригу.