Флун Гумеров
Основатель торговой марки «Алмаз-Холдинг»
Вот и закончился год 2020. Открыто скажем, нелeгкий год. Ювелиры на жизнь не жалуются, так что и не знают, с чего начинать, слишком много проблем… Как основатель ювелирной компании, пережившей несколько таких тяжeлых потрясений (в 1998, 2008 и 2020 годах), предлагаю сконцентрировать внимание на важнейшем для ювелиров вопросе и выскажу личное мнение. Как председатель Совета Ассоциации, коллегиального органа, говорит не могу - мы еще не успели обсудить ситуацию в Совете и принять решение по данному вопросу. Хотя с некоторыми членами Совета и гендиректором Ассоциации я, безусловно, созванивался и обсуждал, что нужно сделать в первую очередь, чтобы предновогодняя торговля не пострадала.
Речь пойдет об интервью уважаемого ювелирами руководителя регулятора отрасли - замминистра финансов Моисеева А.В. Давайте будем честны перед собой, именно нынешним руководством Минфина было принято решение о добровольном клеймении изделий серебра российских производителей, что дало для отрасли за последние месяцы несколько десятки миллионов рублей экономии за счeт одних только пошлин, не говоря о снятии транспортных расходов, отсутствии замораживания средств на несколько дней и т.д. Я помню своe выступление в Совете Федерации в 2005 году «Минфин на должен стучать молотком», где впервые предложил идею добровольного клеймения серебра, и за счeт этого сократить сроки клеймения изделий из золота. Но прошло 15 лет, и решение, наконец, было принято! И ещe Алексей Владимирович в своем интервью озвучил возможность отмены клеймения изделий из золота весом до 1 грамма, что вселяет новые надежды.
Но вот цифры, названные в интервью замминистром финансов, вызывают много вопросов. Прежде всего, объeм «серого» рынка от 30 до 50 процентов. Гендиректор Ассоциации Э.Ю.Уткин в своей статье отметил, что несколько лет назад действительно объeм нелегального рынка мог доходить до 50%, но сейчас он не более 10%. Эдуард Юрьевича я уважаю и как бизнесмена, и как руководителя Ассоциации. Но, думаю, разногласия в оценке могут образоваться из-за разных методов отнесения оборота к категории «серого». Ювелиры используют только 10 процентов производимого в России золота. Если допустить, что от всего добытого объема золота в «серой» зоне обращаются те же 10 процентов, может ли половина этого нелегального объема, т.е. 5 процентов от добытого, попасть в оборот ювелирного производства, торговли или ломбардов? Если да, то это уже 50 процентов от общего употребляемого ювелирами объема, ведь мы используем в производстве в основном «вторичку» из ломбардов и скупки. Кто знает точно, какой процент нелегального золота «отбеливается» через «вторичку»?
Или второй пример: как известно малый бизнес работает в основном на давальческой схеме. Вот одна из распространeнных схем: поставщик поставляет изделия торговому предприятию, те продают изделия, покупают у ломбардов напрямую у покупателей лом, и его возвращают поставщику, переоформив договор поставки изделий в договор по давальческой схеме. Поставщик платит налог только с суммы оплаты за работу, а торговля вообще работает с чужим капиталом. Это схема какая - «белая» или «серая»? И какой объeм оборота по таким схемам? Список подобных схем можно продолжить.
Я являюсь приверженцем принципа «никогда против коллег, но не всегда вместе». Но мы должны помочь государству, в нашем случае – нашему регулятору, Минфину, выполнить основную свою задачу по созданию условий для развития честной конкуренции. Современная экономика глобальная, и отраслевые нормативно-правовая база, фискальная и административная нагрузки должны соответствовать лучшим примерам в мире, иначе мы так и продолжим экспортировать капитал и золотые слитки вместо готовых изделий! Решить эту задачу мы можем только в диалоге с властью, в не в жeсткой ей оппозиции. Кто хочет быть в жесткой оппозиции - для это есть политические партии. А мы бизнесмены. Язык бизнеса с властью – это язык аргументов. И было бы большой ошибкой встать в оппозицию, начать жесткую критику регулятора и тратить на это время и силы бизнеса, в такое непростое время.
Перед новогодними праздниками я пообщался с директором отраслевого департамента Минфина Гончаренко Ю.А. Планирую в ближайшее время встретится с ней и среди многих вопросов попросить ее совместно с А.В. Моисеевым провести встречу с членами Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России». И сделать такие встречи регулярными, благо такой опыт уже есть - мы уже встречались в онлайн-режиме с руководителем Федеральной пробирной палаты Зубаревым Ю.И. И также договорились такие встречи сделать регулярными.
Мы Делаем Дело, оно у нас общее! Мир Нашему дому!
[ Ювелирные Известия ]