Вице-президент J-1 — о проблемах отечественной ювелирной индустрии

Раздел: Выставки
16 декабря 2020 г.

В «Кро­кус Экс­по» со­сто­я­лась пе­р­вая вы­став­ка-кон­гресс J-1, на ко­то­рой мо­ж­но бы­ло уви­деть, как жи­вет и чем ды­шит рос­сий­ская юве­ли­р­ная от­расль. Ме­ро­при­я­тие с са­мо­го на­ча­ла за­яви­ло о сво­ем ам­би­ци­оз­ном пла­не стать глав­ным юве­ли­р­ным со­бы­ти­ем ме­ж­ду­на­род­но­го уро­в­ня — не про­сто вы­став­кой дра­го­цен­но­стей, но ра­бо­чей пло­ща­д­кой, на ко­то­рой мо­гут со­труд­ни­чать и ве­сти ди­а­лог пред­ста­ви­те­ли раз­ных спе­ци­аль­но­стей, про­фес­си­о­наль­ных учеб­ных за­ве­де­ний и да­же про­филь­ных ми­ни­стер­ств. Ор­га­ни­за­то­ры пла­ни­ру­ют про­ве­сти вто­рой кон­гресс J-1 с 29 ян­ва­ря по 1 фев­ра­ля 2021 го­да.

О юве­ли­р­ных вы­став­ках в Рос­си­и

Я в вы­ста­воч­ном биз­не­се с 90-х, на­чи­на­ла как пе­ре­вод­чик на ме­ди­ци­н­ских фо­ру­мах, еще учась в мед­ин­сти­ту­те. С 1997 го­да вме­сте с Иль­ги­зом (Иль­гиз Фа­зул­зя­нов, из­ве­ст­ный рос­сий­ский юве­ли­р­ный ху­до­ж­ник, спе­ци­а­лист по эма­ли, ос­но­ва­тель ко­м­па­нии Ilgiz F. — «РБК Стиль») участ­вую в юве­ли­р­ных вы­став­ках по все­му ми­ру — в Лас-Ве­га­се, То­кио, Гон­кон­ге, Ви­чен­це, Ба­зе­ле, мос­ко­в­ском Кре­м­ле. Мо­гу ска­зать, в Рос­сии вы­ста­воч­ный биз­нес от­ста­ет в при­н­ци­пе, а в юве­ли­р­ной от­рас­ли — осо­бен­но. Су­ще­ству­ет един­ствен­ная вы­став­ка Junwex, у ко­то­рой за дол­гие го­ды сло­жи­лась своя ауди­то­рия, прес­са, кли­ен­т­ская ба­за. Но я все­г­да чув­ство­ва­ла, что это не на­ше ме­сто: мне не хва­та­ло ро­ста и раз­ви­тия, кра­си­во­го про­стран­ства, пра­виль­но офор­м­лен­ных ви­т­рин, при­сут­ствия об­ра­зо­ва­тель­ных ин­сти­ту­ций. Скла­ды­ва­ет­ся ощу­ще­ние, что Junwex со вре­ме­нем пре­вра­ща­ет­ся в яр­мар­ку. По­это­му J-1 сра­зу ре­ши­ли де­лать в дру­гом фор­ма­те. План вы­став­ки я вы­на­ши­ва­ла го­да три, но лишь год на­зад на­шел­ся пар­т­нер (Кон­стан­тин За­ки­ров, пре­зи­дент вы­став­ки. — «РБК Стиль»). Ко­неч­но, эпи­де­мия осло­ж­ни­ла под­го­то­в­ку ме­ро­при­я­тия, но об от­ме­не ре­чи не бы­ло: в ка­че­стве пла­на Б мы рас­смат­ри­ва­ли лишь пе­ре­нос дат про­ве­де­ния.

О ва­ж­но­сти офлайн-­вы­ста­во­к

Это ва­ж­ней­шая дви­жу­щая си­ла. При­ве­ду при­мер. Од­на де­ву­ш­ка на­ча­ла про­да­вать свои укра­ше­ния по ин­тер­не­ту, но, лишь при­дя на вы­став­ку со сво­ей ви­т­ри­ной, по­ня­ла, что ее бро­ши пло­хо фи­к­си­ру­ют­ся од­ной иг­лой, ну­ж­ны две. Укра­ше­ния в при­н­ци­пе ну­ж­но ме­рить, смо­т­реть вжи­вую и тро­гать ру­ка­ми. Кста­ти, об­щее ми­ро­вое вы­ста­воч­ное про­стран­ство в 2019 го­ду вы­рос­ло на 6%, и все эти пло­ща­д­ки за­ня­ты.

О ми­ро­вых ана­ло­гах

М­не нра­ви­т­ся, как ор­га­ни­зу­ют про­стран­ство The Couture Show и JCK Las Vegas (о­ба юве­ли­р­ных шоу про­хо­дят в Лас-Ве­га­се. — «РБК Стиль»). Зо­ни­ро­ва­ние поз­во­ля­ет ор­га­ни­зо­вать удоб­ную ло­ги­сти­ку: есть зо­на luxury-брен­дов, от­дель­но пред­став­ле­ны ка­м­ни, обо­ру­до­ва­ние. В Ба­зе­ле то­же бы­ло хо­ро­шо (мы вы­став­ля­лись на Baselworld в 2002 го­ду), но это опто­вая ис­то­рия, а мы créateurs, для нас ва­жен штуч­ный то­вар и руч­ной ре­мес­лен­ный труд. От­сю­да идея ди­зай­нер­ской ули­цы для ма­лень­ких ко­м­па­ний и мо­ло­дых та­лан­тов. При­мер­но та­кая же сек­ция бы­ла на GemGenève, ко­то­рую я счи­таю эта­лон­ной юве­ли­р­ной вы­став­кой с от­ли­ч­ным ди­зай­ном ви­т­рин, пра­виль­ным све­том, за­ме­ча­тель­ной ат­мо­сфе­рой.

Об уда­чах и не­у­да­чах J-1

Вы­став­ка по­лу­чи­лась не­боль­шой — все­го 40 ко­м­па­ний-у­част­ни­ков и во­семь ор­га­ни­за­то­ров, — за­то она ста­ла мо­де­лью то­го, что мы хо­тим в бу­ду­щем, и те­перь зна­ем, как это де­ла­ет­ся. Участ­ни­ков со­би­ра­ли по всей стра­не, ис­поль­зуя част­ные кон­та­к­ты, рас­сы­л­ки по спра­воч­ни­кам и ка­та­ло­гам. У мно­гих фи­нан­со­вые про­б­ле­мы, кто-то не смог при­е­хать из-­за эпи­де­мии, в том чис­ле за­ру­бе­ж­ные пред­ста­ви­те­ли с Укра­и­ны, из Мол­до­вы, Из­ра­и­ля, Ита­лии, Гер­ма­нии.

Глав­ная моя гор­дость — на­сы­щен­ная и су­пе­р­а­к­ту­аль­ная про­гра­м­ма кон­грес­са. В те­че­ние пя­ти дней луч­шие спи­ке­ры го­во­ри­ли на са­мые ва­ж­ные и зло­бо­д­нев­ные те­мы: о мар­ки­ро­в­ке и по­ис­ке ин­ве­сто­ров, об ав­тор­ском пра­ве и обу­че­нии юве­ли­р­но­му де­лу. При­чем все вы­сту­п­ле­ния тран­с­ли­ро­ва­лись в Се­ти — с этим по­мо­г­ла за­ме­ча­тель­ная ко­м­па­ния Skillbox. Еще од­на уда­ча — он­лайн-­мост с юве­ли­р­ны­ми га­ле­ре­я­ми из Ам­стер­да­ма, Мек­си­ки, Та­и­лан­да, участ­ни­ки ко­то­ро­го рас­ска­за­ли, как ра­бо­та­ет этот биз­нес-­фор­мат. Очень кон­струк­тив­ной бы­ла па­нель­ная дис­кус­сия с пред­ста­ви­те­ля­ми об­ра­зо­ва­тель­ных учре­ж­де­ний из Бри­тан­ки, Стро­га­но­в­ки, уни­вер­си­те­та име­ни Ко­сы­ги­на, Кол­ле­д­жа пред­при­ни­ма­тель­ства № 11, на ко­то­рой под­ни­ма­лись во­про­сы тру­до­устрой­ства вы­пуск­ни­ков и це­ле­вой под­го­то­в­ки ка­д­ров.

На от­кры­тие J-1 при­е­ха­ли за­м­ми­ни­ст­ра фи­нан­сов Алек­сей Мо­и­се­ев, ко­то­рый ку­ри­ру­ет во­про­сы, свя­за­н­ные с обо­ро­том дра­г­ме­тал­лов и ка­м­ней, при­сут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты и Го­хра­на. Об­су­ди­ли с ни­ми не­ко­то­рые ас­пе­к­ты, на­при­мер ор­га­ни­за­цию му­зея со­вре­мен­но­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, ко­то­ро­го про­сто не су­ще­ству­ет. Ведь се­го­д­ня в Го­хра­не или Ал­маз­ном фон­де мы мо­жем уви­деть не­ко­то­рые ве­щи Кар­ла Фа­бер­же или Павла Ов­чин­ни­ко­ва. А что из рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства уви­дят в му­зе­ях на­ши по­то­м­ки че­рез 100 лет?

J-1 ста­ла мо­де­лью то­го, что мы хо­тим в бу­ду­ще­м

О юве­ли­р­ном кон­кур­се

В ра­м­ках J-1 про­шел пе­р­вый в Рос­сии про­фес­си­о­наль­ный кон­курс юве­ли­ров-­ди­зай­не­ров. 411 за­я­вок рас­смат­ри­ва­ло ав­то­ри­тет­ное жю­ри, воз­глав­ля­е­мое Иль­ги­зом Фа­зул­зя­но­вым. Осо­бен­но я гор­жусь но­ми­на­ци­ей «Луч­ший пе­да­гог юве­ли­р­но­го де­ла», ее по­бе­ди­те­лем ста­ла пре­по­да­ва­тель из То­льят­ти Свет­ла­на Оси­по­ва. Во­об­ще, та­кие кон­кур­сы мо­гут быть хо­ро­шим под­с­по­рьем как раз для от­бо­ра ра­бот в му­зей­ные кол­лек­ции. Мне по­нра­ви­лось коль­цо из ме­ди с эф­фек­том тка­ни Ан­д­рея На­за­ро­ва (Москва), мел­кая пла­сти­ка Аль­фи­за Са­би­ро­ва, ра­бо­ты Вла­ди­ми­ра Мар­ки­на и Фе­ли­к­са Ци­ре­ф­ма­на, ме­ха­ни­че­ские укра­ше­ния Epic. Есть за­ме­ча­тель­ные ди­зай­не­ры: Же­ня Да­ни­лов (Evgeny Danilov Jewellery. — «РБК Стиль») из Крас­но­да­ра, Марк Бал­дин из Но­во­си­би­р­ска, Игорь Уче­ва­тов из Крас­но­яр­ска — их на­до во­зить по стра­не, по­ка­зы­вать лю­дям.

Я ра­тую за фор­мат road show — га­строль­ных вы­ста­вок, ко­то­рые при­ез­жа­ют в юве­ли­р­ный ма­га­зин в тот или иной го­род на не­сколь­ко дней. Все ока­зы­ва­ют­ся в плю­се: кли­ен­ты по­ку­па­ют уни­каль­ные ве­щи, ма­га­зин по­лу­ча­ет про­да­жи, ди­зай­нер за­ра­ба­ты­ва­ет се­бе имя.

О про­б­ле­мах оте­че­ствен­ной юве­ли­р­ной от­рас­ли

Мо­ж­но ска­зать, что у на­ших юве­ли­ров нет пре­зу­м­п­ции не­ви­но­в­но­сти, за­кон по­сто­ян­но по­до­зре­ва­ет их в по­тен­ци­аль­ном об­ма­не кли­ен­тов, по­это­му тре­бу­ет ста­вить про­бу на ка­ж­дое из­де­лие. В от­ли­чие от Рос­сии в Ита­лии, на­при­мер, про­би­ру­ют не ку­сок зо­ло­та, а клей­мо или имя юве­ли­ра. И ес­ли на­д­зор­ный ор­ган об­на­ру­жит из­де­лие ита­льян­ско­го юве­ли­ра с не­со­о­т­вет­стви­ем про­бы, его на­в­се­г­да ли­ша­ют ли­цен­зии. Вот вам и га­ран­тия.

В оте­че­ствен­ном юве­ли­р­ном пред­при­ни­ма­тель­стве очень мно­го слу­чай­ных лю­дей. На­при­мер, в ме­не­д­жер­ское и ад­ми­ни­стра­тив­ное зве­но при­хо­дят из со­вер­шен­но дру­гих про­фес­сий, эти лю­ди ни­г­де не учи­лись пра­ви­лам и куль­ту­ре ве­де­ния юве­ли­р­но­го биз­не­са, мар­ке­тин­гу в этой сфе­ре. Кро­ме то­го, рос­сий­ская юве­ли­р­ная от­расль за­мкну­та в пре­де­лах стра­ны. Кто из на­ших ма­сте­ров ста­жи­ро­вал­ся в Ита­лии или во Фран­ции? Кто имел со­в­ме­ст­ные про­ек­ты с за­ру­бе­ж­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми? К со­жа­ле­нию, мы ва­ри­м­ся в соб­ствен­ном ко­т­ле. У нас нет кон­ку­рен­ции, нет се­мей­ных ко­м­па­ний, в ко­то­рых де­ло пе­ре­да­ет­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, нет учеб­ных за­ве­де­ний, в ко­то­рых обу­ча­ли бы не толь­ко ди­зай­ну, но и уме­нию про­дви­гать и по­зи­ци­о­ни­ро­вать свою мар­ку. По-­хо­ро­ше­му, нам ну­ж­но ду­мать и о юве­ли­р­ном кон­сал­тин­го­вом аген­т­стве, ко­то­рое по­мо­жет юве­ли­ру, не толь­ко на­чи­на­ю­ще­му, вы­стро­ить свой биз­нес, ве­сти мо­ни­то­ринг и бух­гал­те­рию. Еще од­на по­лез­ная вещь — би­р­жа ди­зай­на. Это поз­во­лит про­из­вод­ству не на­ни­мать че­ло­ве­ка в штат, а при­об­ре­сти ав­тор­ский ди­зайн с тех­но­ло­ги­че­ской кар­той, стро­го со­б­лю­дая за­кон об ав­тор­ском пра­ве. И кон­курс J-1 по­ка­зал, что в на­шей стра­не есть очень мно­го са­мых раз­но­об­раз­ных и яр­ких идей.

Бу­ду­щее юве­ли­р­ной вы­став­ки

Пер­вый опыт дал нам хо­ро­шую мо­ти­ва­цию и по­ни­ма­ние то­го, что это ме­ро­при­я­тие не­об­хо­ди­мо. По­это­му мы уже объ­яви­ли да­ты сле­ду­ю­щей вы­став­ки J-1: с 29 ян­ва­ря по 1 фев­ра­ля 2021 го­да, та­к­же в «Кро­кус Экс­по». На­де­е­м­ся, что участ­ни­ков при­ба­ви­т­ся и у нас бу­дет пред­ста­ви­тель­ная зо­на luxury и боль­шая ди­зай­нер­ская ал­лея. Меч­та­ем, что­бы к нам при­е­ха­ли за­ру­бе­ж­ные кол­ле­ги. Пла­ни­ру­ем пред­ста­вить пол­ный цикл про­фес­сий и на­прав­ле­ний, свя­за­н­ных с юве­ли­р­ным де­лом: об­ра­зо­ва­тель­ные про­гра­м­мы и тех­но­ло­гии, ма­стер-клас­сы по обу­че­нию кон­крет­ным при­е­мам ра­бо­ты с ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми, обо­ру­до­ва­ние для хра­не­ния го­то­вых из­де­лий (сей­фы, ви­т­ри­ны), про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние. Еще од­на очень ин­те­рес­ная и со­в­сем не­з­на­ко­мая рос­сий­ской ауди­то­рии те­ма — юве­ли­р­ные аук­ци­о­ны, при­чем не толь­ко зна­ме­ни­тые Sotheby’s и Christie’s. А еще я узна­ла, что 31 ян­ва­ря от­ме­ча­ет­ся Ме­ж­ду­на­род­ный день юве­ли­ра. Так что мы обя­за­тель­но что-­ни­будь при­ду­ма­ем к на­ше­му об­ще­му про­фес­си­о­наль­но­му празд­ни­ку.

[ style.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->