В «Крокус Экспо» состоялась первая выставка-конгресс J-1, на которой можно было увидеть, как живет и чем дышит российская ювелирная отрасль. Мероприятие с самого начала заявило о своем амбициозном плане стать главным ювелирным событием международного уровня — не просто выставкой драгоценностей, но рабочей площадкой, на которой могут сотрудничать и вести диалог представители разных специальностей, профессиональных учебных заведений и даже профильных министерств. Организаторы планируют провести второй конгресс J-1 с 29 января по 1 февраля 2021 года.
Я в выставочном бизнесе с 90-х, начинала как переводчик на медицинских форумах, еще учась в мединституте. С 1997 года вместе с Ильгизом (Ильгиз Фазулзянов, известный российский ювелирный художник, специалист по эмали, основатель компании Ilgiz F. — «РБК Стиль») участвую в ювелирных выставках по всему миру — в Лас-Вегасе, Токио, Гонконге, Виченце, Базеле, московском Кремле. Могу сказать, в России выставочный бизнес отстает в принципе, а в ювелирной отрасли — особенно. Существует единственная выставка Junwex, у которой за долгие годы сложилась своя аудитория, пресса, клиентская база. Но я всегда чувствовала, что это не наше место: мне не хватало роста и развития, красивого пространства, правильно оформленных витрин, присутствия образовательных институций. Складывается ощущение, что Junwex со временем превращается в ярмарку. Поэтому J-1 сразу решили делать в другом формате. План выставки я вынашивала года три, но лишь год назад нашелся партнер (Константин Закиров, президент выставки. — «РБК Стиль»). Конечно, эпидемия осложнила подготовку мероприятия, но об отмене речи не было: в качестве плана Б мы рассматривали лишь перенос дат проведения.
Это важнейшая движущая сила. Приведу пример. Одна девушка начала продавать свои украшения по интернету, но, лишь придя на выставку со своей витриной, поняла, что ее броши плохо фиксируются одной иглой, нужны две. Украшения в принципе нужно мерить, смотреть вживую и трогать руками. Кстати, общее мировое выставочное пространство в 2019 году выросло на 6%, и все эти площадки заняты.
Мне нравится, как организуют пространство The Couture Show и JCK Las Vegas (оба ювелирных шоу проходят в Лас-Вегасе. — «РБК Стиль»). Зонирование позволяет организовать удобную логистику: есть зона luxury-брендов, отдельно представлены камни, оборудование. В Базеле тоже было хорошо (мы выставлялись на Baselworld в 2002 году), но это оптовая история, а мы créateurs, для нас важен штучный товар и ручной ремесленный труд. Отсюда идея дизайнерской улицы для маленьких компаний и молодых талантов. Примерно такая же секция была на GemGenève, которую я считаю эталонной ювелирной выставкой с отличным дизайном витрин, правильным светом, замечательной атмосферой.
Выставка получилась небольшой — всего 40 компаний-участников и восемь организаторов, — зато она стала моделью того, что мы хотим в будущем, и теперь знаем, как это делается. Участников собирали по всей стране, используя частные контакты, рассылки по справочникам и каталогам. У многих финансовые проблемы, кто-то не смог приехать из-за эпидемии, в том числе зарубежные представители с Украины, из Молдовы, Израиля, Италии, Германии.
Главная моя гордость — насыщенная и суперактуальная программа конгресса. В течение пяти дней лучшие спикеры говорили на самые важные и злободневные темы: о маркировке и поиске инвесторов, об авторском праве и обучении ювелирному делу. Причем все выступления транслировались в Сети — с этим помогла замечательная компания Skillbox. Еще одна удача — онлайн-мост с ювелирными галереями из Амстердама, Мексики, Таиланда, участники которого рассказали, как работает этот бизнес-формат. Очень конструктивной была панельная дискуссия с представителями образовательных учреждений из Британки, Строгановки, университета имени Косыгина, Колледжа предпринимательства № 11, на которой поднимались вопросы трудоустройства выпускников и целевой подготовки кадров.
На открытие J-1 приехали замминистра финансов Алексей Моисеев, который курирует вопросы, связанные с оборотом драгметаллов и камней, присутствовали представители Федеральной пробирной палаты и Гохрана. Обсудили с ними некоторые аспекты, например организацию музея современного ювелирного искусства, которого просто не существует. Ведь сегодня в Гохране или Алмазном фонде мы можем увидеть некоторые вещи Карла Фаберже или Павла Овчинникова. А что из российского ювелирного искусства увидят в музеях наши потомки через 100 лет?
J-1 стала моделью того, что мы хотим в будущем
В рамках J-1 прошел первый в России профессиональный конкурс ювелиров-дизайнеров. 411 заявок рассматривало авторитетное жюри, возглавляемое Ильгизом Фазулзяновым. Особенно я горжусь номинацией «Лучший педагог ювелирного дела», ее победителем стала преподаватель из Тольятти Светлана Осипова. Вообще, такие конкурсы могут быть хорошим подспорьем как раз для отбора работ в музейные коллекции. Мне понравилось кольцо из меди с эффектом ткани Андрея Назарова (Москва), мелкая пластика Альфиза Сабирова, работы Владимира Маркина и Феликса Цирефмана, механические украшения Epic. Есть замечательные дизайнеры: Женя Данилов (Evgeny Danilov Jewellery. — «РБК Стиль») из Краснодара, Марк Балдин из Новосибирска, Игорь Учеватов из Красноярска — их надо возить по стране, показывать людям.
Я ратую за формат road show — гастрольных выставок, которые приезжают в ювелирный магазин в тот или иной город на несколько дней. Все оказываются в плюсе: клиенты покупают уникальные вещи, магазин получает продажи, дизайнер зарабатывает себе имя.
Можно сказать, что у наших ювелиров нет презумпции невиновности, закон постоянно подозревает их в потенциальном обмане клиентов, поэтому требует ставить пробу на каждое изделие. В отличие от России в Италии, например, пробируют не кусок золота, а клеймо или имя ювелира. И если надзорный орган обнаружит изделие итальянского ювелира с несоответствием пробы, его навсегда лишают лицензии. Вот вам и гарантия.
В отечественном ювелирном предпринимательстве очень много случайных людей. Например, в менеджерское и административное звено приходят из совершенно других профессий, эти люди нигде не учились правилам и культуре ведения ювелирного бизнеса, маркетингу в этой сфере. Кроме того, российская ювелирная отрасль замкнута в пределах страны. Кто из наших мастеров стажировался в Италии или во Франции? Кто имел совместные проекты с зарубежными производителями? К сожалению, мы варимся в собственном котле. У нас нет конкуренции, нет семейных компаний, в которых дело передается из поколения в поколение, нет учебных заведений, в которых обучали бы не только дизайну, но и умению продвигать и позиционировать свою марку. По-хорошему, нам нужно думать и о ювелирном консалтинговом агентстве, которое поможет ювелиру, не только начинающему, выстроить свой бизнес, вести мониторинг и бухгалтерию. Еще одна полезная вещь — биржа дизайна. Это позволит производству не нанимать человека в штат, а приобрести авторский дизайн с технологической картой, строго соблюдая закон об авторском праве. И конкурс J-1 показал, что в нашей стране есть очень много самых разнообразных и ярких идей.