Действуй, ювелир!

Раздел: Ювелиры и компании
15 декабря 2020 г.

Ко­г­да мы слы­шим фра­зу “ю­ве­ли­р­ная ра­бо­та”, то сра­зу пред­став­ля­ем ма­сте­ра сво­е­го де­ла, и в первую оче­редь мно­гим ви­ди­т­ся по­че­му-то му­ж­чи­на.

Воз­мо­ж­но, так сло­жи­лось по­то­му, что по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство юве­ли­ров — пред­ста­ви­те­ли му­ж­ско­го по­ла. А мно­го ли вы зна­е­те дам-­ма­сте­ров зо­ло­тых и се­реб­ря­ных дел? Мне по­счаст­ли­ви­лось по­з­на­ко­мить­ся с та­ким “ред­ким бри­л­ли­ан­то­м” — де­ву­ш­кой-­ю­ве­ли­ром, и я хо­чу о ней рас­ска­зать.

Из хи­ми­ков в юве­ли­ры­

32-лет­ний юве­лир Лю­бовь Ка­лу­ги­на жи­вет в Но­во­че­бо­к­сар­с­ке, а ее ма­стер­ская на­хо­ди­т­ся в Че­бо­к­са­рах. Исто­рия про­фес­си­о­наль­но­го ста­но­в­ле­ния зо­ло­тых дел ма­сте­ра на­ча­лась имен­но в на­шем го­ро­де, ко­г­да отец де­ву­ш­ки Алек­сандр Ильи­чев вне­за­п­но “за­бо­лел юве­ли­р­кой”.

“Па­па сна­ча­ла ра­бо­тал, как и мно­гие но­во­че­бо­к­сар­цы, на “Хи­м­про­ме”, но в 37 лет ре­шил рез­ко по­ме­нять свою жиз­нь, — рас­ска­за­ла Лю­бо­вь. — Сна­ча­ла де­лал укра­ше­ния из алю­ми­ния на кух­не, за­тем на­чал ра­бо­тать с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, сма­сте­рил ма­ме се­ре­ж­ки. Ско­ро од­на ко­м­на­та в на­шей квар­ти­ре пре­вра­ти­лась в ма­стер­скую, где сто­ял спе­ци­аль­ный стол, за ко­то­рым па­па по­сто­ян­но что-то из­го­тав­ли­вал. По­шел ра­бо­тать уче­ни­ком ма­сте­ра в юве­ли­р­ную ма­стер­скую, за­тем стал по­мо­щ­ни­ком и че­рез ка­кое-то вре­мя от­крыл свою ма­стер­скую в Зве­ни­го­ве (он от­ту­да ро­дом)”.

У бу­ду­ще­го зо­ло­тых дел ма­сте­ра бы­ло двое де­тей: стар­ший Ма­к­сим и мла­д­шая Лю­ба. Де­ти, ко­неч­но же, ви­де­ли, как увле­чен­но ра­бо­тал отец, по воз­мо­ж­но­сти по­мо­га­ли ему. “Я с 7-8 лет вы­пол­ня­ла мел­кие по­ру­че­ния, ин­стру­мент но­си­ла. Па­па по­пут­но стал нас обу­чать. Мне это де­ло все­г­да нра­ви­лось”, — рас­ска­за­ла Лю­бо­вь.

Путь в про­фес­си­ю

С 14 лет на­ша ге­ро­и­ня на­ча­ла пле­сти це­поч­ки из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, так за­ра­бо­та­ла свои пе­р­вые день­ги. “М­не па­па от­да­вал за­ка­зы на пле­те­ние це­по­чек, не лю­бил с этим во­зить­ся, да и зре­ние тут ну­ж­но хо­ро­шее. Я бра­лась за де­ло с удо­воль­стви­е­м”, — по­де­ли­лась на­ша ге­ро­и­ня.

В­про­чем, ее путь к юве­ли­р­ной ра­бо­те ока­за­л­ся длин­нее, чем у бра­та. Ма­к­сим же­ни­л­ся в 22 го­да, а че­рез па­ру лет от­крыл свою ма­стер­скую в юго-­за­па­д­ном рай­о­не Че­бо­к­сар. Лю­ба же по­с­ле шко­лы по­сту­пи­ла на эко­но­ми­че­ский фа­куль­тет ву­за, по­ка учи­лась, устро­и­лась офи­ци­ан­т­кой в ка­фе, дол­гое вре­мя там ра­бо­та­ла. Од­на­ж­ды ро­ди­те­ли ска­за­ли: “Х­ва­тит ра­бо­тать офи­ци­ан­том. Устра­и­вай­ся к бра­ту юве­ли­ром, по­смо­т­рим, пой­дет или не­т”.

Три ки­ло­мет­ра зо­ло­та

С 2008-­го до 2011 го­да Лю­ба тру­ди­лась у бра­та в ма­стер­ской, в ос­но­в­ном за­ни­ма­лась пле­те­ни­ем це­пей. “В этом де­ле ну­ж­ны ло­в­кие паль­цы и уме­ние не от­в­ле­кать­ся, — объ­яс­ни­ла на­ша ге­ро­и­ня, — у ме­ня всe хо­ро­шо и быст­ро по­лу­ча­лось, пле­ла с де­вя­ти утра и до ве­че­ра”. К сло­ву, ра­бо­та над од­ной це­поч­кой за­ни­ма­ла при­мер­но пять ча­сов. Са­мая кро­по­т­ли­вая ее ра­бо­та — это цепь из про­во­ло­ки тол­щи­ной все­го 0,34 мм, из­де­лие по­лу­чи­лось ве­сом 4 гра­м­ма. “Во­об­ще, из од­но­го гра­м­ма зо­ло­та мо­ж­но вы­тя­нуть про­во­ло­ку дли­ной 3,5 ки­ло­мет­ра,— по­де­ли­лась Лю­ба. — Прав­да, она по­лу­чи­т­ся тонь­ше во­ло­са, та­ки­ми ра­нь­ше ца­р­ские ко­стю­мы рас­ши­ва­ли”.

По рас­ска­зам юве­ли­ра, це­пи за­ка­зы­ва­ют са­мые раз­ные. На­при­мер, из по­лу­ки­ло­гра­м­ма зо­ло­та отец в на­ча­ле двух­ты­сяч­ных “д­ля очень се­рьез­но­го че­ло­ве­ка” из­го­то­вил мас­сив­ную це­пь, зве­нья ко­то­рой бы­ли с пол-ла­до­ни.

Свой биз­нес

Пе­ред тем как от­крыть соб­ствен­ную ма­стер­скую, Лю­ба про­бо­ва­ла по­ра­бо­тать по спе­ци­аль­но­сти ме­не­д­же­ром в бан­ке: не по­нра­ви­лось. Ли­ч­ные сбе­ре­же­ния ушли на при­об­ре­те­ние юве­ли­р­ных ин­стру­мен­тов, и на­ша ге­ро­и­ня риск­ну­ла: арен­до­ва­ла по­ме­ще­ние и от­кры­ла свою ма­стер­скую.

“Пер­вый за­каз по­сту­пил че­рез три дня по­с­ле от­кры­тия, — вспо­ми­на­ет ма­сте­ри­ца. — Я па­я­ла се­реб­ря­ную це­поч­ку, ра­бо­та сто­и­ла все­го 80 руб­лей. Но у ме­ня бы­ла та­кая ра­дость от то­го, что я по­тра­чу на про­езд 25 руб­лей ту­да и об­рат­но и еще 30 руб­лей оста­нет­ся”.

Как но­вый ма­стер при­в­ле­ка­ла кли­ен­тов, се­го­д­ня ей са­мой ка­жет­ся сме­ш­ным. На­при­мер, она вы­ста­ви­ла в ок­не объ­яв­ле­ние, что по­ли­ро­в­ка из­де­лий про­из­во­ди­т­ся бес­плат­но. Вме­сте с су­пру­гом раз­да­ва­ла фла­е­ры с при­кре­п­лен­ны­ми к ним ка­ра­мель­ка­ми, рас­кла­ды­ва­ла бук­ле­ты по поч­то­вым ящи­кам.

Су­пруг во всем под­дер­жи­ва­ет Лю­бо­вь, все­г­да ей по­мо­га­ет. Да­же по­дар­ки же­не на день ро­ж­де­ния или ка­кую-­ни­будь да­ту все­г­да да­рит весь­ма не­о­бы­ч­ные: бор-­ма­шин­ку, ин­стру­мент, ко­то­рый ну­жен, что­бы вста­вить в юве­ли­р­ное из­де­лие ка­м­ни.

К бри­л­ли­ан­там рав­но­ду­ш­на

Кста­ти, боль­ше все­го ма­сте­ри­ца лю­бит во­зить­ся с ка­м­ня­ми, хо­тя са­ма к ним рав­но­ду­ш­на, она не меч­та­ет о бри­л­ли­ан­тах, не гре­зит об изу­мру­дах и ру­би­нах: “Па­па и брат ме­ня на­зы­ва­ют ка­мен­щи­ком, са­ми не лю­бят с ка­м­ня­ми во­зить­ся, а для ме­ня встав­лять их в из­де­лие, под­би­рать по цве­ту и сти­лю — это все рав­но что рас­кра­ши­вать рас­крас­ку-ан­ти­с­трес­с”.

Сво­их укра­ше­ний у Лю­бы сей­час со­в­сем не­м­но­го: “Ко­г­да ра­бо­та­ла у бра­та, мои паль­цы бы­ли уни­за­ны зо­ло­ты­ми коль­ца­ми, ко­то­рые я са­ма се­бе сде­ла­ла. Но как от­кры­ла ма­стер­скую, при­ш­лось оста­вить толь­ко два — об­ру­чаль­ное и се­реб­ря­ное с на­д­пи­сью “Дей­ствуй­!”. Их я то­же са­ма сде­ла­ла. Укра­ше­ния очень ме­ша­ют в юве­ли­р­ном де­ле, по­это­му у ме­ня их ма­ло”. Кста­ти, о ма­ни­кю­ре де­ву­ш­ка то­же за­бы­ла, она ко­ро­т­ко стри­жет но­г­ти, не по­кры­ва­ет их ла­ком.

Не жен­ская про­фес­сия?

Лю­ба лю­бит свое де­ло, но под­чер­ки­ва­ет, что му­ж­чи­нам при­хо­ди­т­ся ле­г­че, по­сколь­ку ча­сто не­об­хо­ди­ма фи­зи­че­ская си­ла. “На то, что­бы рас­тя­нуть коль­цо, бра­ту по­на­до­би­т­ся пять ми­нут, а мне все 15”, — се­ту­ет она.

“На­ша ра­бо­та — это по­сто­ян­ная грязь, ожо­ги, есть и про­фес­си­о­наль­ные ри­с­ки, — по­де­ли­лась на­ша ге­ро­и­ня. — Как-то пла­ви­ла се­ре­бро, ста­ла за­ли­вать его в фор­му. Не знаю, что слу­чи­лось, мо­жет, фор­ма бы­ла пло­хо про­гре­та, но рас­плав­лен­ный ме­талл вы­плес­нул­ся и раз­ле­тел­ся бры­з­га­ми по ма­стер­ской. Про­жег брю­ки, стул, ко­ф­ту, по­пал на во­ло­сы”.

Кста­ти, на­д­пись на коль­це “Дей­ствуй­!” ад­ре­со­ва­на са­мой се­бе. “Я по­сто­ян­но до­ка­зы­ваю се­бе, что луч­шая, — по­яс­ни­ла Лю­бо­вь. — Па­па не ве­рил в ме­ня, го­во­рил, что встав­лять ка­м­ни — это не мое, а те­перь до­ве­ря­ет эту опе­ра­цию толь­ко мне. До сих пор пы­та­юсь до­ка­зать, что я хо­ро­ший ма­стер, но это сло­ж­но. Рас­ска­зы­ваю, что на­ча­ла ве­сти ма­стер-клас­сы по юве­ли­р­но­му ре­ме­слу, а он мне: “За­чем те­бе это на­до?!” Во­об­ще, у нас в се­мье у ка­ж­до­го что-то луч­ше по­лу­ча­ет­ся: па­па ма­стер по фи­ли­гра­ни, брат изу­ми­тель­но ре­мон­ти­ру­ет из­де­лия (как ни­кто тон­ко чув­ству­ет пла­мя), а я луч­ше встав­ляю ка­м­ни”.

Бу­си­на для “ви­кин­га”

На­ша ге­ро­и­ня спо­соб­на из­го­то­вить не толь­ко це­поч­ку, но и всe, что по­же­ла­ет кли­ент: серь­ги, коль­ца, брас­ле­ты, под­вес­ки. А од­на­ж­ды ей за­ка­за­ли се­реб­ря­ную бу­си­ну для бо­ро­ды од­но­му бру­таль­но­му ры­же­во­ло­со­му му­ж­чи­не, по­хо­же­му на ви­кин­га. По­лу­чи­лось что на­до: “ви­кин­г” остал­ся очень до­во­лен.

Е­ще ма­стер не так дав­но со­бра­ла мо­ни­сто из ста­рин­ных мо­нет 1864 го­да. Мо­не­ты пе­ре­хо­ди­ли из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, бы­ли гряз­ны­ми, со сле­да­ми кор­ро­зии. Лю­бе уда­лось сде­лать из них на­сто­я­щую кра­со­ту: “Вы­чи­сти­ла и вы­свер­ли­ла все мо­нет­ки, на­ни­за­ла на цепь с же­м­чу­жи­на­ми че­рез ка­ж­дую мо­нет­ку. По­лу­чи­лось кру­то, со­вре­мен­но!”

В мо­де се­ре­бро, не­бре­ж­ность и сло­ва

Боль­шой по­пу­ляр­но­стью сей­час поль­зу­ет­ся се­ре­бро, по­то­му что зо­ло­то за по­след­ние го­ды силь­но по­до­ро­жа­ло, из­ме­ни­лись и вку­со­вые при­стра­стия кли­ен­тов.

“Сей­час в трен­де ми­ни­ма­лизм и не­бре­ж­но­сть, — счи­та­ет ма­стер. — За­ка­зы­ва­ют из­де­лия не гла­д­кой фа­к­ту­ры, а не­об­ра­бо­тан­ные, гру­бые, с шер­ша­вой по­верх­но­стью, что­бы бо­роз­ды от ин­стру­мен­та вид­ны бы­ли. Ча­сто за­ка­зы­ва­ют коль­ца с ли­ч­ны­ми со­об­ще­ни­я­ми.

Де­воч­ке де­ла­ла коль­цо с на­д­пи­сью “Я здесь”, а дру­гая за­ка­за­ла коль­цо с за­к­ли­на­ни­ем от злых сил из Гар­ри По­т­те­ра”.

Всe по­лу­чи­т­ся!

Са­мая боль­шая меч­та на­шей ма­сте­ри­цы — это, как и у мно­гих, стать зна­ме­ни­той, вый­ти со сво­и­ми из­де­ли­я­ми на рос­сий­ский и ми­ро­вой ры­нок. Же­ла­ла она от­крыть и мас­со­вое про­из­вод­ство, но пе­ре­ду­ма­ла: “Я за ин­ди­ви­ду­аль­но­сть, что­бы бы­ло не бо­лее 10 из­де­лий од­но­го ви­да, что­бы всe бы­ло кра­си­вое, экс­клю­зив­ное. А еще очень хо­чу, не знаю, по­лу­чи­т­ся или нет, со­че­тать не­со­че­та­е­мое, сра­зу не­сколь­ко фа­к­тур: ме­талл и ко­жу или ме­талл и пла­стик, по­ли­мер­ную гли­ну с чем-­ни­будь еще. По­ка не при­ду­ма­ла, как это сде­лать: у ма­те­ри­а­лов раз­ная те­м­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния, в этом вся за­гвозд­ка. Но мо­жет, мне уда­ст­ся най­ти ре­ше­ние, что­бы во­п­ло­тить за­ду­ман­ное в ре­аль­но­сть”.

И здесь хо­чет­ся ска­зать Лю­бо­ви: ча­ще смо­т­ри на на­д­пись на сво­ем ко­леч­ке. Не на­до со­м­не­вать­ся, все по­лу­чи­т­ся, как по­лу­ча­лось до сих пор.

[ grani21.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->