Возможно, так сложилось потому, что подавляющее большинство ювелиров — представители мужского пола. А много ли вы знаете дам-мастеров золотых и серебряных дел? Мне посчастливилось познакомиться с таким “редким бриллиантом” — девушкой-ювелиром, и я хочу о ней рассказать.
32-летний ювелир Любовь Калугина живет в Новочебоксарске, а ее мастерская находится в Чебоксарах. История профессионального становления золотых дел мастера началась именно в нашем городе, когда отец девушки Александр Ильичев внезапно “заболел ювелиркой”.
“Папа сначала работал, как и многие новочебоксарцы, на “Химпроме”, но в 37 лет решил резко поменять свою жизнь, — рассказала Любовь. — Сначала делал украшения из алюминия на кухне, затем начал работать с драгоценными металлами, смастерил маме сережки. Скоро одна комната в нашей квартире превратилась в мастерскую, где стоял специальный стол, за которым папа постоянно что-то изготавливал. Пошел работать учеником мастера в ювелирную мастерскую, затем стал помощником и через какое-то время открыл свою мастерскую в Звенигове (он оттуда родом)”.
У будущего золотых дел мастера было двое детей: старший Максим и младшая Люба. Дети, конечно же, видели, как увлеченно работал отец, по возможности помогали ему. “Я с 7-8 лет выполняла мелкие поручения, инструмент носила. Папа попутно стал нас обучать. Мне это дело всегда нравилось”, — рассказала Любовь.
Впрочем, ее путь к ювелирной работе оказался длиннее, чем у брата. Максим женился в 22 года, а через пару лет открыл свою мастерскую в юго-западном районе Чебоксар. Люба же после школы поступила на экономический факультет вуза, пока училась, устроилась официанткой в кафе, долгое время там работала. Однажды родители сказали: “Хватит работать официантом. Устраивайся к брату ювелиром, посмотрим, пойдет или нет”.
С 2008-го до 2011 года Люба трудилась у брата в мастерской, в основном занималась плетением цепей. “В этом деле нужны ловкие пальцы и умение не отвлекаться, — объяснила наша героиня, — у меня всe хорошо и быстро получалось, плела с девяти утра и до вечера”. К слову, работа над одной цепочкой занимала примерно пять часов. Самая кропотливая ее работа — это цепь из проволоки толщиной всего 0,34 мм, изделие получилось весом 4 грамма. “Вообще, из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 километра,— поделилась Люба. — Правда, она получится тоньше волоса, такими раньше царские костюмы расшивали”.
По рассказам ювелира, цепи заказывают самые разные. Например, из полукилограмма золота отец в начале двухтысячных “для очень серьезного человека” изготовил массивную цепь, звенья которой были с пол-ладони.
“Первый заказ поступил через три дня после открытия, — вспоминает мастерица. — Я паяла серебряную цепочку, работа стоила всего 80 рублей. Но у меня была такая радость от того, что я потрачу на проезд 25 рублей туда и обратно и еще 30 рублей останется”.
Как новый мастер привлекала клиентов, сегодня ей самой кажется смешным. Например, она выставила в окне объявление, что полировка изделий производится бесплатно. Вместе с супругом раздавала флаеры с прикрепленными к ним карамельками, раскладывала буклеты по почтовым ящикам.
Супруг во всем поддерживает Любовь, всегда ей помогает. Даже подарки жене на день рождения или какую-нибудь дату всегда дарит весьма необычные: бор-машинку, инструмент, который нужен, чтобы вставить в ювелирное изделие камни.
Кстати, больше всего мастерица любит возиться с камнями, хотя сама к ним равнодушна, она не мечтает о бриллиантах, не грезит об изумрудах и рубинах: “Папа и брат меня называют каменщиком, сами не любят с камнями возиться, а для меня вставлять их в изделие, подбирать по цвету и стилю — это все равно что раскрашивать раскраску-антистресс”.
Своих украшений у Любы сейчас совсем немного: “Когда работала у брата, мои пальцы были унизаны золотыми кольцами, которые я сама себе сделала. Но как открыла мастерскую, пришлось оставить только два — обручальное и серебряное с надписью “Действуй!”. Их я тоже сама сделала. Украшения очень мешают в ювелирном деле, поэтому у меня их мало”. Кстати, о маникюре девушка тоже забыла, она коротко стрижет ногти, не покрывает их лаком.
“Наша работа — это постоянная грязь, ожоги, есть и профессиональные риски, — поделилась наша героиня. — Как-то плавила серебро, стала заливать его в форму. Не знаю, что случилось, может, форма была плохо прогрета, но расплавленный металл выплеснулся и разлетелся брызгами по мастерской. Прожег брюки, стул, кофту, попал на волосы”.
Кстати, надпись на кольце “Действуй!” адресована самой себе. “Я постоянно доказываю себе, что лучшая, — пояснила Любовь. — Папа не верил в меня, говорил, что вставлять камни — это не мое, а теперь доверяет эту операцию только мне. До сих пор пытаюсь доказать, что я хороший мастер, но это сложно. Рассказываю, что начала вести мастер-классы по ювелирному ремеслу, а он мне: “Зачем тебе это надо?!” Вообще, у нас в семье у каждого что-то лучше получается: папа мастер по филиграни, брат изумительно ремонтирует изделия (как никто тонко чувствует пламя), а я лучше вставляю камни”.
Наша героиня способна изготовить не только цепочку, но и всe, что пожелает клиент: серьги, кольца, браслеты, подвески. А однажды ей заказали серебряную бусину для бороды одному брутальному рыжеволосому мужчине, похожему на викинга. Получилось что надо: “викинг” остался очень доволен.
Еще мастер не так давно собрала монисто из старинных монет 1864 года. Монеты переходили из поколения в поколение, были грязными, со следами коррозии. Любе удалось сделать из них настоящую красоту: “Вычистила и высверлила все монетки, нанизала на цепь с жемчужинами через каждую монетку. Получилось круто, современно!”
Большой популярностью сейчас пользуется серебро, потому что золото за последние годы сильно подорожало, изменились и вкусовые пристрастия клиентов.
“Сейчас в тренде минимализм и небрежность, — считает мастер. — Заказывают изделия не гладкой фактуры, а необработанные, грубые, с шершавой поверхностью, чтобы борозды от инструмента видны были. Часто заказывают кольца с личными сообщениями.
Девочке делала кольцо с надписью “Я здесь”, а другая заказала кольцо с заклинанием от злых сил из Гарри Поттера”.
Самая большая мечта нашей мастерицы — это, как и у многих, стать знаменитой, выйти со своими изделиями на российский и мировой рынок. Желала она открыть и массовое производство, но передумала: “Я за индивидуальность, чтобы было не более 10 изделий одного вида, чтобы всe было красивое, эксклюзивное. А еще очень хочу, не знаю, получится или нет, сочетать несочетаемое, сразу несколько фактур: металл и кожу или металл и пластик, полимерную глину с чем-нибудь еще. Пока не придумала, как это сделать: у материалов разная температура плавления, в этом вся загвоздка. Но может, мне удастся найти решение, чтобы воплотить задуманное в реальность”.
И здесь хочется сказать Любови: чаще смотри на надпись на своем колечке. Не надо сомневаться, все получится, как получалось до сих пор.