«Золото топтаем, картошку сажаем». История золотоискателя из Горной Матчи

Раздел: Недра
09 ноября 2020 г.

Он на­у­чи­л­ся это­му де­лу еще в дет­стве. А те­перь это при­но­сит ему не толь­ко до­ход, но и воз­мо­ж­ность по­мо­гать род­но­му ки­шла­ку.

Ру­зи­бой Хо­лов из Гор­ной Мат­чи вот уже 40 лет до­бы­ва­ет зо­ло­то в ре­ке Зе­рав­шан. 38 лет он ра­бо­тал не­ле­галь­но. В 2019 го­ду ста­ра­тель по­лу­чил офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на до­бы­чу зо­ло­та, и сей­час весь свой «у­лов» ре­а­ли­зу­ет го­су­дар­ству.

Рус­ские уеха­ли, зо­ло­то оста­лось­

Л­ю­бовь к по­ис­ку жел­то­го ме­тал­ла у Ру­зи­боя сло­жи­лась еще с дет­ства. То­г­да, во вре­ме­на со­ю­за, в Та­д­жи­ки­ста­не на вы­со­ком уро­в­не бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на гео­ло­ги­че­ская слу­ж­ба. Тща­тель­ные по­ис­ко­вые ра­бо­ты бы­ли про­ве­де­ны и в «зо­ло­то­нос­ных» во­дах ре­ки Зе­рав­шан, ко­то­рая ока­за­лась бо­га­та за­ле­жа­ми рас­сы­п­но­го и руд­но­го зо­ло­та.

Мо­ло­дым па­рень­ком Ру­зи­бой вни­ма­тель­но на­б­лю­дал за ра­бо­той рус­ских ста­ра­те­лей, впи­ты­вая тон­ко­сти это­го де­ла.

По­с­ле рас­па­да Со­ю­за, ко­г­да про­мы­ш­лен­ная до­бы­ча зо­ло­та пре­кра­ти­лась, а спе­ци­а­ли­сты все уеха­ли, он про­дол­жил за­ни­мать­ся ку­стар­ной до­бы­чей дра­го­цен­но­го ме­тал­ла.

- То­г­да по­ис­ки бы­ли не­ле­галь­ны­ми, - рас­ска­зы­ва­ет Ру­зи­бой. – Сто­я­ли в лю­бой точ­ке ре­ки и бо­я­лись ка­ж­до­го шо­ро­ха про­хо­дя­щих лю­дей и про­ез­жа­ю­щих ма­шин. Все­г­да при­сут­ство­вал страх, что пой­ма­ют и на­ка­жут. Но по­с­ле со­о­т­вет­ству­ю­ще­го по­ста­но­в­ле­ния и по­лу­че­ния раз­ре­ши­тель­ной ли­цен­зии сей­час мо­ж­но спо­кой­но за­ни­мать­ся зо­ло­то­до­бы­чей.


У му­ж­чи­ны до­бы­ча зо­ло­та яв­ля­ет­ся не един­ствен­ным сред­ством за­ра­бо­т­ка. У не­го, как и у всех жи­те­лей Гор­ной Мат­чи, име­ет­ся хо­зяй­ство: по­ле с кар­то­ш­кой и до­ма­ш­ний скот.

На са­мом де­ле, до­быть зо­ло­той ме­талл до­ста­точ­но сло­ж­но.

Ра­нь­ше зо­ло­то ста­ра­тель про­да­вал в дру­гие стра­ны, и это бы­ли не са­мые луч­шие усло­вия. Се­год­ня он ре­а­ли­зу­ет его на внут­рен­ний ры­нок, где оно оце­ни­ва­ет­ся со­глас­но ми­ро­вым ко­ти­ро­в­кам.

У Ру­зи­боя име­ет­ся сейф, и вся до­бы­ча сда­ет­ся в спе­ци­аль­ную ячей­ку Го­су­дар­ствен­но­го хра­ни­ли­ща цен­но­стей при Мин­фи­не.

Се­бе­сто­и­мость и ко­ли­че­ство со­бран­но­го им жел­то­го ме­тал­ла му­ж­чи­на не на­зы­ва­ет, счи­тая это сек­рет­ной ин­фор­ма­ци­ей.


От ме­тал­ла до ру­би­но­в

По­с­ле вы­хо­да по­ста­но­в­ле­ния, ко­то­рое не огра­ни­чи­ва­ет зо­ло­то­ис­ка­те­лей по ме­сту жи­тель­ства, за­яв­ку на по­лу­че­ние ли­цен­зии на част­ную до­бы­чу по­да­ли 110 че­ло­век, из них 5 – жен­щин.

До­бы­вать зо­ло­то мо­ж­но на двух бе­ре­гах ре­ки по все­му рус­лу. Ста­ра­те­ли осво­бо­ж­де­ны от всех ви­дов на­ло­гов.

По сло­вам Ру­зи­боя, се­зон до­бы­чи – это вес­на, осень и зи­ма, ес­ли она не та­кая мо­роз­ная. Ле­том, ко­г­да ре­ка ста­но­ви­т­ся пол­но­вод­ной, до­бы­вать зо­ло­то опас­но. Бур­ная и не­с­по­кой­ная, она мо­жет уне­сти че­ло­ве­ка те­че­ни­ем.

Ру­зи­бой рас­ска­зы­ва­ет, что боль­шая часть зо­ло­та на­хо­ди­т­ся на бе­ре­гу, где оно за­стре­ва­ет в гра­вии и пе­с­ке.

- До­бы­ва­ем зо­ло­то «по ста­рин­ке» - вруч­ную. Тех­ни­ку мы при­с­по­со­би­ли: вклю­ча­ем дви­жок, и струя во­ды под дав­ле­ни­ем на­чи­на­ет про­мы­вать пе­сок. Посколь­ку зо­ло­то – тя­же­лый ме­талл, мел­кие ча­сти­ч­ки осе­да­ют на спе­ци­аль­ном ре­зи­но­вом под­до­не. По­с­ле вы­ще­ла­чи­ва­ния мы по­лу­ча­ем чи­стое зо­ло­то.


Сей­час Ру­зи­бой на­хо­дит зо­ло­то с 585-й про­бой. В та­ком спла­ве 58,5% чи­сто­го ме­тал­ла, осталь­ное – ли­га­ту­ра. Но ко­г­да во­да ухо­дит ни­же по рус­лу, то про­ба мо­жет быть вы­ше. Та­кое зо­ло­то це­ни­т­ся до­ро­же.

И­но­г­да по­па­да­ют­ся и дра­го­цен­ные ка­м­ни: ру­би­ны, са­п­фи­ры, би­рю­за. Но из-­за уда­ров об бу­лы­ж­ни­ки они трес­ка­ют­ся, и цен­ность их те­ря­ет­ся. Они ста­но­вят­ся не очень вос­тре­бо­ван­ны­ми в це­не.

Луч­ше си­ни­ца на ро­ди­не, чем жу­равль на чу­ж­би­не

По раз­ре­ше­нию на част­ную до­бы­чу зо­ло­та, ис­ка­те­лям да­ет­ся ли­мит - 5 ку­бов во­ды в час. Од­на­ко, как от­ме­ча­ет Ру­зи­бой, он мо­жет оси­лить лишь 1 куб.


- В мо­ем слу­чае мои воз­мо­ж­но­сти огра­ни­че­ны. Мне од­но­му не под си­лу ис­поль­зо­вать та­кой объ­ем во­ды, - объ­яс­ня­ет Ру­зи­бой. - Этим де­лом тут ни­кто се­рьез­но не за­ни­ма­ет­ся. Ле­г­че, на­вер­ное, по­са­дить кар­то­ш­ку, чем за­ни­мать­ся по­ис­ком зо­ло­та, ведь для это­го не­об­хо­ди­мы опре­де­лен­ные зна­ния и не­ле­г­кий труд. Не­да­ром рус­ские в свое вре­мя го­во­ри­ли: «Зо­ло­то то­п­та­ем, кар­то­ш­ку са­жа­ем».

Сам Ру­зи­бой по сво­е­му опы­ту зна­ет пра­к­ти­че­ски все «зо­ло­тые» ме­ста на ре­ке. Са­мые боль­шие ча­сти­ч­ки, ко­то­рые он на­хо­дил, ве­си­ли 1 грамм.

В этом го­ду из-­за пан­де­мии и за­кры­тых гра­ниц ме­ст­ные му­ж­чи­ны не смо­г­ли вы­е­хать в Рос­сию на за­ра­бо­т­ки. По­это­му мно­гие из них про­яви­ли ин­те­рес к зо­ло­тым при­ис­кам.

Сей­час у Ру­зи­боя ра­бо­та­ет жи­тель из Ашта. Опы­т­ный ста­ра­тель обу­чил сво­е­го уче­ни­ка сек­ре­там это­го не­ле­г­ко­го де­ла.


- Я за­ра­ба­ты­ваю тут боль­ше, чем ко­г­да ра­бо­тал в Рос­сии, - го­во­рит по­мо­щ­ник Ру­зи­боя. – При­ез­жаю сю­да на не­де­лю и мо­гу за­ра­бо­тать от 500 до 1000 со­мо­ни. Да, тут хо­лод­но, нет со­о­т­вет­ству­ю­щих усло­вий, при­хо­ди­т­ся спать в па­лат­ках, мерз­нуть в хо­лод­ной во­де. Это не сло­ж­нее, чем на чу­ж­би­не в ми­гра­ции. Од­на­ко я в сво­ей стра­не, и мои пра­ва ни­кто не на­ру­ша­ет. Я по­дал за­яв­ку на по­лу­че­ние ли­цен­зии и то­же бу­ду зо­ло­то­ис­ка­те­лем. Боль­ше не по­е­ду в Рос­сию. Ес­ли есть воз­мо­ж­ность ра­бо­тать на ро­ди­не, за­чем уез­жать?
В сво­ем род­ном ки­шла­ке Ру­зи­бой Хо­лов яв­ля­ет­ся ме­це­на­том. Он по­мо­га­ет сель­ским шко­лам, по­ку­па­ет школь­ную фор­му де­тям, чьи ро­ди­те­ли ис­пы­ты­ва­ют фи­нан­со­вые сло­ж­но­сти. Ведь он, как ни­кто дру­гой, зна­ет це­ну сво­е­му не­ле­г­ко­му тру­ду.

[ asiaplustj.info ]

Полезное

Полезное

 
-->