В ТПП РФ предложили изменить ФЗ о драгметаллах и драгоценных камнях

Раздел: Власть
18 ноября 2020 г.

В Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­те РФ пред­ло­жи­ли ряд по­пра­вок к за­ко­ну «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». Об этом за­явил пред­се­да­тель ко­ми­те­та ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням Ми­ха­ил Дя­ги­лев.

«На ос­но­ва­нии ре­ше­ния пра­ви­тель­ства РФ ме­ха­низм ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней рас­про­стра­ня­ет­ся на: фе­де­раль­ный го­су­дар­ствен­ный про­би­р­ный на­д­зор; го­су­дар­ствен­ный кон­троль при вво­зе в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию из го­су­дар­ств, не вхо­дя­щих в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, и вы­во­зе из Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в го­су­дар­ства, не вхо­дя­щие в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы. В со­о­т­вет­ствии с Пла­ном ме­ро­при­я­тий по ре­а­ли­за­ции ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны бы­ла со­з­да­на ра­бо­чая груп­па «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни», ко­то­рая в ре­зуль­та­те 17 про­ве­ден­ных со­ве­ща­ний под­го­то­ви­ла про­ект фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». В за­ко­но­про­ек­те ак­ту­а­ли­зи­ро­ва­лись обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния с уче­том со­вре­мен­но­го уро­в­ня раз­ви­тия и от­ме­ня­лись уста­рев­шие обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния, со­дер­жа­щи­е­ся в дей­ству­ю­щей ре­да­к­ции за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» и в дру­гих нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах. Ак­ту­а­ли­зи­ро­ван­ные обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния в за­ко­но­про­ек­те бы­ли на­прав­ле­ны на борь­бу с вне­ш­ни­ми ри­с­ка­ми (у­гро­за жиз­ни и здо­ро­вью лю­дей, пре­до­т­вра­ще­ние зна­чи­тель­но­го ма­те­ри­аль­но­го, эко­ло­ги­че­ско­го ущер­ба) и ис­клю­ча­ли кон­троль за ри­с­ка­ми внут­ри­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, ко­м­мер­че­ски­ми, управ­лен­че­ски­ми и т. п. ри­с­ка­ми. Мно­гие во­про­сы, ко­то­рые на­шли от­ра­же­ние в за­ко­но­про­ек­те, ра­нее не­од­но­крат­но об­су­ж­да­лись на от­рас­ле­вых со­ве­ща­ни­ях, в том чис­ле и на за­се­да­ни­ях Ко­ми­те­та ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням с пред­ста­ви­те­ля­ми Мин­фи­на Рос­сии. За­ко­но­про­ект был на­прав­лен на сни­же­ние из­бы­точ­ной ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на от­расль и при­ме­не­ние риско­о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да при осу­ще­ств­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля», — ска­зал Дя­ги­лев.

Од­на­ко, как от­ме­ча­ет спе­ци­а­ли­ст, по мне­нию Мин­фи­на Рос­сии, за­ко­но­про­ект со­дер­жит внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия, не со­о­т­вет­ству­ет пра­ви­лам юри­ди­че­ской тех­ни­ки, и в слу­чае при­ня­тия при­ве­дет к про­бе­лам в от­рас­ле­вом за­ко­но­да­тель­стве, а та­к­же к осла­б­ле­нию го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в ука­за­н­ной сфе­ре: «Кро­ме то­го, так как сфе­ра кон­тро­ля за дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми в со­о­т­вет­ствии с ме­ж­ду­на­род­ны­ми стан­дар­та­ми Гру­п­пы раз­ра­бо­т­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег (ФАТФ) от­не­се­на к вы­со­кой сте­пе­ни риска, то, по мне­нию Мин­фи­на, от­ме­на от­дель­ных тре­бо­ва­ний в ука­за­н­ной сфе­ре не­га­тив­но ска­жет­ся на об­щем рей­тин­ге Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­сво­ен­ном ко­мис­си­ей ФАТФ. Та­к­же Мин­фин Рос­сии от­ме­ча­ет, что на­ря­ду с ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ной с 2017 го­да ре­а­ли­зу­ет­ся ко­м­плекс ме­ро­при­я­тий по со­вер­шен­ство­ва­нию по­ряд­ка ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в со­о­т­вет­ствии с по­ру­че­ни­ем Пре­зи­ден­та РФ, то есть при­ни­ма­ют­ся ме­ры по уже­сто­че­нию кон­тро­ля. В том чис­ле при­нят за­кон от 23.06.2020 № 188-ФЗ, пре­ду­смат­ри­ва­ю­щий со­з­да­ние го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та (ГИИС ДМДК)».

По сло­вам Дя­ги­ле­ва, в ре­зуль­та­те в ав­гу­сте 2020 го­да Мин­фин Рос­сии об­ра­ти­л­ся в пра­ви­тель­ство РФ с пред­ло­же­ни­ем ис­клю­чить вы­ше­у­ка­за­н­ные ви­ды кон­тро­ля в об­ла­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней из ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны: «Обра­ще­ние Мин­фи­на Рос­сии бы­ло та­к­же на­прав­ле­но в Ра­бо­чую груп­пу «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни» для рас­смо­т­ре­ния и го­ло­со­ва­ния. Ра­бо­чая груп­па боль­шин­ством го­ло­сов под­дер­жа­ла пред­ло­же­ние Мин­фи­на Рос­сии об ис­клю­че­нии из ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра и го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля при вво­зе в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию из го­су­дар­ств, не вхо­дя­щих в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, и вы­во­зе из Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в го­су­дар­ства, не вхо­дя­щие в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз, дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и сы­рье­вых то­ва­ров, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы. Ре­ше­ние ра­бо­чей груп­пы вы­з­ва­ло удив­ле­ние и разо­ча­ро­ва­ние у боль­шей ча­сти биз­нес-­со­об­ще­ства. При этом со­пред­се­да­тель ра­бо­чей груп­пы «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни» от биз­не­са, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ард Ут­кин в хо­де го­ло­со­ва­ния вы­ра­зил осо­бое мне­ние по ука­за­н­но­му во­про­су. Ко­ми­тет ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням счи­та­ет не­об­хо­ди­мым под­дер­жать осо­бое мне­ние со­пред­се­да­те­ля Ра­бо­чей груп­пы в ча­сти при­ме­не­ния ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны в от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней. За­ко­но­про­ект, под­го­то­в­лен­ный ра­бо­чей груп­пой, два­ж­ды рас­смат­ри­вал­ся Ко­ми­те­том ТПП РФ по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным ка­м­ням в хо­де пуб­ли­ч­но­го об­су­ж­де­ния в ра­м­ках оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та».

Экс­перт под­чер­к­нул, что по ка­ж­до­му пун­к­ту про­ек­та за­ко­на чле­на­ми ра­бо­чей груп­пы пред­ла­га­лись из­ме­не­ния с обос­но­ва­ни­ем, с уче­том на­ли­чия или от­сут­ствия ри­с­ков для охра­ня­е­мых за­ко­ном цен­но­стей, про­ра­бо­т­кой нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, ко­то­рые в даль­ней­шем не­об­хо­ди­мо бу­дет раз­ра­бо­тать для уста­но­в­ле­ния пра­вил, по­ряд­ков и кри­те­ри­ев, в це­лях со­б­лю­де­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний: «И на дан­ном эта­пе пред­ста­ви­те­ли го­сор­га­нов не пред­став­ля­ли ка­кой-­ли­бо ин­фор­ма­ции о воз­мо­ж­но­сти воз­ни­к­но­ве­ния в даль­ней­шем про­б­лем с от­рас­ле­вым за­ко­но­да­тель­ством или осла­б­ле­ни­ем го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. По­с­ле про­ве­де­ния про­це­ду­ры со­гла­со­ва­ния за­ко­но­про­ек­та с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти Мин­фин Рос­сии из­ме­нил текст за­ко­но­про­ек­та на 50% и пред­ста­вил до­ра­бо­тан­ный за­ко­но­про­ект на об­су­ж­де­ние Ра­бо­чей груп­пы с до­пол­ни­тель­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми. По­след­ний ва­ри­ант за­ко­но­про­ек­та, дей­стви­тель­но, со­дер­жит в се­бе про­ти­во­ре­чия, пра­во­вую не­о­пре­де­лен­ность и не со­о­т­вет­ству­ет при­н­ци­пам «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны», так как на­пол­нен ста­ры­ми обя­за­тель­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, пе­ре­не­сен­ны­ми из от­ме­ня­е­мых НПА в пол­ном объ­e­ме, без ка­ких-­ли­бо изъ­я­тий, из­ме­не­ний и ак­ту­а­ли­за­ции. По боль­шей ча­сти та­кие тре­бо­ва­ния яв­ля­ют­ся вме­ша­тель­ством во внут­ри­хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность пред­при­я­тий и со­з­да­ют из­ли­ш­ние из­дер­ж­ки на их ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние. Из 74 пун­к­тов по­след­ней вер­сии за­ко­но­про­ек­та Ра­бо­чей груп­пе уда­лось со­гла­со­вать с Мин­фи­ном лишь 37».

По его сло­вам, что ка­са­ет­ся рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ства по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию не­за­кон­но по­лу­чен­ных до­хо­дов, то в ча­сти обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий оно на­и­бо­лее стро­гое на про­стран­стве ЕАЭС и су­ще­ствен­но бо­лее же­ст­кое, чем пре­ду­смо­т­ре­но ме­ж­ду­на­род­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми ФАТФ: «В ча­сти до­бы­чи, аф­фи­на­жа, пе­ре­ра­бо­т­ки ло­ма от­хо­дов в 2019 го­ду в ра­зы уси­ле­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность за пра­во­на­ру­ше­ния в ука­за­н­ной сфе­ре, при­ня­ты из­ме­не­ния в за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях» в ча­сти уста­но­в­ле­ния кри­те­ри­ев для вклю­че­ния в Пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций, име­ю­щих пра­во осу­ще­ств­лять аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а та­к­же ли­цен­зи­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти по об­ра­бо­т­ке (пе­ре­ра­бо­т­ке) ло­ма и от­хо­дов, по ску­п­ке юве­ли­р­ных из­де­лий и ло­ма та­ких из­де­лий. То есть, кро­ме фе­де­раль­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра, уста­но­в­лен еще и ли­цен­зи­он­ный кон­троль. Та­ким об­ра­зом, уро­вень кон­тро­ля в об­ла­стях с вы­со­кой сте­пе­нью ри­с­ка не про­сто до­ста­то­чен, но и из­бы­то­чен».

Дя­ги­лев по­ла­га­ет, что ос­но­в­ной при­чи­ной не­у­ре­гу­ли­ро­ван­ных раз­но­гла­сий ме­ж­ду ре­гу­ля­то­ром и экс­пер­т­ным со­об­ще­ством яв­ля­ет­ся ко­ро­т­кий пе­ри­од для со­гла­со­ва­ния по­пра­вок в за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», пред­по­ла­га­ю­щих ча­сти­ч­ную от­ме­ну и ак­ту­а­ли­за­цию обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний: «От­расль дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых за­ре­гу­ли­ро­ван­ных и при этом со­сто­ит из не­сколь­ких до­ста­точ­но раз­но­род­ных, но вза­и­мо­свя­за­н­ных се­г­мен­тов (до­бы­ча, аф­фи­наж, пе­ре­ра­бо­т­ка ло­ма и от­хо­дов, про­из­вод­ство и про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий). Кро­ме то­го, ГИИС ДМДК, при­зван­ная мо­дер­ни­зи­ро­вать кон­троль­но-­на­д­зор­ную де­я­тель­ность в от­рас­ли, пе­ре­ве­сти еe на риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход и обес­пе­чить про­сле­жи­ва­е­мость обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, ещe не го­то­ва к внед­ре­нию. В от­ли­чие от пред­ло­же­ния Мин­фи­на Рос­сии об ис­клю­че­нии ви­дов го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в об­ла­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней из «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны» мо­ж­но пред­ло­жить дру­гой вы­ход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции: пе­ре­нос сро­ка при­ня­тия но­вой ре­да­к­ции 41-ФЗ ­на 01.01.2022 г.; про­лон­га­ция дей­ствия всех нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ак­тов, ­до 31.12.2021 г.; уста­но­в­ле­ние окон­ча­тель­но­го сро­ка внед­ре­ния ГИИС ДМДК — 01.01.2022 г».

[ regnum.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->