«В России нет адекватного предложения». Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов

Раздел: Ювелиры и компании
01 декабря 2020 г.

Рос­сий­ский юве­лир, ос­но­ва­тель соб­ствен­ной ко­м­па­нии Cluev, рас­ска­зал «РБК Стиль» о борь­бе за бри­л­ли­ан­ты оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства, со­труд­ни­че­стве с «Алро­сой» и сво­ем но­вом про­ек­те Russian Cut

Юве­ли­р­ный бренд Cluev уже боль­ше 20 лет про­из­во­дит укра­ше­ния с цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Пер­вые ма­стер­ские ра­бо­та­ли в Ита­лии и Швей­ца­рии, но семь лет на­зад все про­из­вод­ствен­ные мо­щ­но­сти бы­ли пе­ре­не­се­ны в Моск­ву. Се­год­ня Илья Клю­ев осва­и­ва­ет но­вый — гра­ниль­ный — биз­нес. Имен­но это на­прав­ле­ние, с его точ­ки зре­ния, по­мо­г­ло бы ожи­вить юве­ли­р­ный ры­нок на­шей стра­ны.

По­че­му воз­ни­к­ла идея соб­ствен­но­го гра­ниль­но­го про­из­вод­ства?

В од­ной точ­ке со­шлись не­сколь­ко век­то­ров. Юве­ли­р­ный дом Cluev со­з­да­ет уни­каль­ные укра­ше­ния в един­ствен­ном эк­зе­м­п­ля­ре. При­чем про­из­вод­ство пол­но­стью со­сре­до­то­че­но в Москве. Ал­ма­зы мы по­ку­па­ем у кру­п­ней­шей до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии «Алро­са», и в про­ш­лом го­ду ста­ли са­мы­ми кру­п­ны­ми ее кли­ен­та­ми. Мне ка­жет­ся, что для рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го до­ма иметь до­ступ к огра­нен­ным ка­м­ням рос­сий­ско­го про­из­вод­ства — это впол­не ло­ги­ч­ный за­прос.

По­че­му бы не сде­лать рос­сий­ский бренд, ко­то­рый мог бы всем же­ла­ю­щим пред­ло­жить укра­ше­ния с рос­сий­ски­ми бри­л­ли­ан­та­ми? Я ре­шил взять на се­бя эту мис­сию. Вме­сте с тем на­ча­лась пан­де­мия, пол­но­стью за­кры­лись гра­ни­цы и фа­к­ти­че­ски оста­но­ви­лись по­став­ки в Рос­сию цвет­ных ка­м­ней и бри­л­ли­ан­тов. Ведь ни­кто не мо­жет взять на се­бя сме­лость по­ку­пать дра­го­цен­ное сы­рье, не уви­дев ка­м­ни сво­и­ми гла­за­ми. Ка­за­лось бы, в этой си­ту­а­ции один вы­ход — при­об­ре­тать бри­л­ли­ан­ты, огра­нен­ные в Рос­сии. Но па­ра­докс в том, что в Рос­сии ал­ма­зы есть, а бри­л­ли­ан­тов нет. Что на­ша стра­на, кру­п­ней­ший ал­ма­зо­до­бы­т­чик в ми­ре, из сы­рья, до­бы­то­го на $4 млрд в год, гра­нит в луч­шем слу­чае на $100 млн. Осталь­ные ал­ма­зы ухо­дят на экс­порт, глав­ным об­ра­зом в Бель­гию и Ара­б­ские Эми­ра­ты. Та­ким об­ра­зом, от­да­вая сы­рье на огран­ку в дру­гие стра­ны, Рос­сия те­ря­ет еже­год­но по не­сколь­ко ми­л­ли­ар­дов дол­ла­ров.

Что ста­ло пе­р­вым ша­гом на пу­ти к со­з­да­нию соб­ствен­но­го гра­ниль­но­го пред­при­я­тия?

Мы арен­до­ва­ли про­из­вод­ствен­ные мо­щ­но­сти в Смо­лен­с­ке. В этом же го­ро­де рас­по­ло­же­но кру­п­ней­шее гра­ниль­ное пред­при­я­тие «Кри­сталл», из­ве­ст­ное еще с со­вет­ских вре­мен, — кста­ти, се­го­д­ня оно вхо­дит в ак­ти­вы «Алро­сы». У этой ко­м­па­нии мы при­об­ре­ли первую пар­тию не­о­гра­нен­ных ал­ма­зов на су­м­му $100 тыс. Че­рез ме­сяц уси­ли­я­ми по­лу­то­ра де­сят­ков спе­ци­а­ли­стов (из них де­сять огран­щи­ков) по­лу­чи­ли 200 бри­л­ли­ан­тов ве­сом от 0,3 до 0,5 ка­ра­та с до­пол­ни­тель­ной при­бы­лью око­ло 15%. Эти ка­м­ни от­ли­ч­но по­дой­дут для тен­нис­ных брас­ле­тов и ко­лье. Но мои пла­ны мас­шта­б­нее. Ес­ли клас­си­че­ские из­де­лия Cluev, ко­то­рые мы пред­ла­га­ем клуб­ным кли­ен­там, сто­ят по не­сколь­ко ми­л­ли­о­нов руб­лей, в сред­нем $50 тыс., то эта но­вая до­сту­п­ная ли­ния с усло­в­ным на­з­ва­ни­ем Russian Cut бу­дет вклю­чать ве­щи на по­ря­док де­шев­ле, сто­и­мо­стью в не­сколь­ко со­тен ты­сяч руб­лей. При этом го­до­вой обо­рот в пе­р­с­пе­к­ти­ве мо­жет до­стичь 5 млрд руб.

Но ведь идея ис­поль­зо­вать рус­ские ка­м­ни — это не толь­ко фи­нан­со­вая вы­го­да?

Ко­неч­но. Моя гло­баль­ная цель — сде­лать рос­сий­ские бри­л­ли­ан­ты брен­дом, ко­то­рый был бы ин­те­ре­сен и на­шим со­о­те­че­ствен­ни­кам, и при­ез­жа­ю­щим ино­стран­цам. По­ня­тие Russian cut не­ко­г­да озна­ча­ло бри­л­ли­ан­ты ис­клю­чи­тель­но­го ка­че­ства огран­ки. Но для этой идеи, как и для лю­бой дру­гой, не­об­хо­ди­мо фи­нан­со­вое обос­но­ва­ние. По на­шим рас­че­там, при усло­вии со­б­лю­де­ния при­н­ци­пов ка­че­ства це­ны на огран­ку в Рос­сии и в Ин­дии по­чти не от­ли­ча­ют­ся: при­мер­но $50 за ка­рат. Из­ве­ст­но, что в Ин­дии со­сре­до­то­чен ми­ро­вой гра­ниль­ный биз­нес — та­ко­ва по­ли­ти­ка их го­су­дар­ства. В от­ли­чие от Рос­сии, где ва­ж­на про­да­жа сы­рья, в Ин­дии сти­му­ли­ру­ют гра­ниль­ное про­из­вод­ство (в ви­де суб­си­дий), по­это­му к ним идет мас­со­вый по­ток ка­м­ней. Но сред­нее ка­че­ство огран­ки не­вы­со­кое, по­это­му и це­на со­о­т­вет­ству­ю­щая.

В чем ос­но­в­ная про­б­ле­ма рос­сий­ско­го ры­н­ка?

В Рос­сии нет адек­ват­но­го пред­ло­же­ния по бри­л­ли­ан­там, ко­то­рое мо­г­ло бы кон­ку­ри­ро­вать с ры­ноч­ны­ми це­на­ми в США и Ев­ро­пе. А это в свою оче­редь объ­яс­ня­ет­ся от­сут­стви­ем на внут­рен­нем рос­сий­ском ры­н­ке вы­год­но­го пред­ло­же­ния по огран­ке ал­ма­зов. Ал­ма­зо­про­да­ю­щие ко­м­па­нии счи­та­ют, что юве­ли­р­ной от­рас­ли в Рос­сии по­чти не су­ще­ству­ет, спро­са на рос­сий­ские бри­л­ли­ан­ты на внут­рен­нем ры­н­ке нет, и по­это­му с удо­воль­стви­ем про­да­ют сы­рье за ру­беж. В ито­ге оте­че­ствен­ным юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям при­хо­ди­т­ся кон­ку­ри­ро­вать с ин­дий­ски­ми и ев­ро­пей­ски­ми по­ку­па­те­ля­ми, что­бы при­об­ре­сти ал­ма­зы и бри­л­ли­ан­ты рос­сий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Эту си­ту­а­цию очень хо­чет­ся из­ме­нить: рос­сий­ские юве­ли­ры дол­ж­ны по­лу­чить пре­и­му­ще­ствен­ное пра­во по­ку­п­ки сы­рья. Нам не на­до де­шев­ле, но дол­ж­но быть пре­и­му­ще­ство. А сей­час я вы­ну­ж­ден участ­во­вать в тен­де­рах на­рав­не с за­ру­бе­ж­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми. С соб­ствен­ной про­из­вод­ствен­ной це­поч­кой пол­но­го цик­ла — от огран­ки до фи­наль­ной про­да­жи укра­ше­ний — бы­ло бы ку­да про­ще и вы­год­нее. Кро­ме то­го, не­об­хо­ди­мо фор­ми­ро­вать соб­ствен­ный ры­нок бри­л­ли­ан­тов в Рос­сии.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, ва­ше гра­ниль­ное про­из­вод­ство по­мо­жет под­нять рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­нок?

Да, соб­ствен­ное гра­ниль­ное про­из­вод­ство — хо­ро­ший ка­та­ли­за­тор для ро­ста. Сей­час, огра­нив первую проб­ную пар­тию в 200 ка­ра­тов, мы пла­ни­ру­ем вы­стро­ить пол­ный раз­мер­ный ас­сор­ти­мент бри­л­ли­ан­тов от 0,1 до не­сколь­ких ка­ра­тов. На­ша цель — со­з­дать сток на $10 млн. Ес­ли мы хо­тим за год огра­нить ка­м­ни на эту су­м­му, при­дет­ся в де­сять раз уве­ли­чить ко­ли­че­ство огран­щи­ков, до при­мер­но 100–120 че­ло­век — на­де­юсь, что в те­че­ние го­да мы вый­дем на этот уро­вень. Оче­вид­но, что огра­нен­ные на на­шем про­из­вод­стве ка­м­ни бу­дут про­да­вать­ся че­рез дру­гую ко­м­па­нию, ко­то­рая бу­дет за­ни­мать­ся из­го­то­в­ле­ни­ем укра­ше­ний (по мо­е­му ди­зай­ну) и их ре­а­ли­за­ци­ей.

Ска­жем так, это Cluev, но бо­лее де­мо­кра­ти­ч­но­го се­г­мен­та, до 1 млн руб. Для по­сто­ян­ных кли­ен­тов мы вы­пус­ка­ем 200–300 уни­каль­ных дра­го­цен­но­стей в год — в ли­нии Russian Cut за год бу­дет 1000–1500 но­вых пред­ме­тов. Я не лю­б­лю сло­во «мас­со­вый», но да, это бу­дет бо­лее ши­ро­кий охват ауди­то­рии, ко­то­рой мы хо­тим пред­ло­жить те же пре­и­му­ще­ства на­ше­го про­из­вод­ства, но по бо­лее до­сту­п­ной це­не. На­при­мер, клас­си­че­ский тен­нис­ный брас­лет с до­ро­ж­кой из бри­л­ли­ан­тов то­по­во­го ка­че­ства ве­сом 0,3 ка­ра­та сто­ит $20 тыс., а в 0,5 ка­ра­та — $45 тыс. Мне бы хо­те­лось вый­ти на су­м­му про­даж око­ло $100 млн — в ми­ро­вом мас­шта­бе не­м­но­го, но для Рос­сии это бу­дет не­п­ло­хой по­ка­за­тель.

[ style.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->