Покупка бриллиантов скоро изменится

Раздел: Драгоценные камни
01 декабря 2020 г.

Ал­маз­ные руд­ни­ки не веч­ны - да­же са­мые про­дук­тив­ные в ми­ре.

По­с­ле до­бы­чи свы­ше 865 ми­л­ли­о­нов ка­ра­тов ал­ма­зов со вре­ме­ни от­кры­тия в 1983 го­ду, на руд­ни­ке Ар­гайл (Argyle) в от­да­лен­ном ре­ги­о­не Во­сточ­ный Ки­м­бер­ли в За­па­д­ной Ав­стра­лии 3 но­яб­ря до­ста­ви­ли на по­верх­ность по­след­нюю ва­го­нет­ку с ал­ма­зо­со­дер­жа­щей ру­дой.

Вла­де­лец, ан­г­ло-ав­стра­лий­ский ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щий ги­гант Rio Tinto, объ­явил в 2018 го­ду, что к кон­цу это­го го­да про­дол­же­ние до­бы­чи бу­дет уже не­рен­та­бель­но.

Руд­ник Ар­гайл был из­ве­стен тем, что на нем до­бы­ва­лось 90 про­цен­тов ро­зо­вых ал­ма­зов в ми­ре, ко­то­рые яв­ля­ют­ся од­ни­ми из са­мых ред­ких и цен­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на зе­м­ле. Но он та­к­же был из­ве­стен, хо­тя и в мень­шей сте­пе­ни, сво­им огро­м­ным за­па­сом не­до­ро­гих ко­ри­ч­не­ва­тых ал­ма­зов, и мно­гие из них бы­ли та­ко­го цве­та и ка­че­ства, ко­то­рых в свое вре­мя из­бе­га­ли юве­ли­ры-­про­из­во­ди­те­ли вы­со­ко­ка­че­ствен­ных юве­ли­р­ных из­де­лий. Ин­дий­ская гра­ниль­ная от­расль за­ня­лась этим бюд­жет­ным то­ва­ром в кон­це 1990-х го­дов, ко­г­да про­из­во­ди­те­ли из шта­та Гуд­жа­рат на­ча­ли ис­поль­зо­вать эти дра­го­цен­ные ка­м­ни для из­го­то­в­ле­ния юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рые мо­ж­но бы­ло про­да­вать все­го за $199.

Те­перь за­кры­тие руд­ни­ка, ко­то­ро­го жда­ли дол­гое вре­мя, по­бу­ж­да­ет к раз­го­во­ру в мас­шта­бах всей от­рас­ли о бу­ду­щем по­ста­вок при­род­ных, или до­бы­тых из не­др, ал­ма­зов как до­ро­гих, так и де­ше­вых, а та­к­же о том, как кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны бур­но раз­ви­ва­ю­ще­го­ся сек­то­ра вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов из­ме­нит по­тре­би­тель­ский спрос в бли­жай­шие го­ды.

Не ска­зать, что бу­ду­щие па­ры, всту­па­ю­щие в брак, или по­к­лон­ни­ки юве­ли­р­ных укра­ше­ний мо­гут за­ме­тить это в бли­жай­ший год или два, но, ко­г­да ди­ле­ры про­да­дут остат­ки сво­их за­па­сов ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вой про­дук­ции с руд­ни­ка Ар­гайл, ожи­да­ет­ся, что ро­зо­вые бри­л­ли­ан­ты по­до­ро­жа­ют, а не­до­ро­гие юве­ли­р­ные укра­ше­ния с при­род­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми мо­гут стать бо­лее ред­ки­ми.

«За­кры­тие руд­ни­ка Ар­гайл по­хо­же на смерть ху­до­ж­ни­ка, - ска­зал Лар­ри Дж. Уэст (Larry J. West), вла­де­лец фи­р­мы L. J. West Diamonds в Нью-Йор­ке, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся про­да­жей бри­л­ли­ан­тов фан­та­зий­ных цве­тов. - По­с­ле смер­ти Пи­кас­со сколь­ко сто­и­ло его луч­шее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства?» (Г-н Уэст дол­жен знать. В 2016 го­ду он при­об­рел фи­о­ле­то­вый бри­л­ли­ант огран­ки «о­вал» ве­сом 2,83 ка­ра­та на еже­год­ном «ти­хом» не­глас­ном тен­де­ре, про­ве­ден­ном Rio Tinto, тор­го­вом аук­ци­о­не по про­да­же не­боль­шой, но чрез­вы­чай­но цен­ной пар­тии ред­ких ро­зо­вых, крас­ных, пур­пур­ных и фи­о­ле­то­вых бри­л­ли­ан­тов, про­во­ди­мом ка­ж­дый год. «Е­го не­воз­мо­ж­но оце­нить, по­то­му он та­кой ред­кий», - ска­зал он).

Од­на­ко все это не озна­ча­ет ко­нец ро­зо­вым бри­л­ли­ан­там.

АЛРОСА, ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния, ча­сти­ч­но при­на­д­ле­жа­щая рос­сий­ско­му го­су­дар­ству, вре­мя от вре­ме­ни до­бы­ва­ет по­ра­зи­тель­ные ро­зо­вые ал­ма­зы на сво­их руд­ни­ках в Яку­тии, в ар­к­ти­че­ском ре­ги­о­не Рос­сии. (На­при­мер, ал­маз фан­та­зий­но­го яр­ко пур­пур­но-ро­зо­во­го цве­та ве­сом 14,83 ка­ра­та, об­на­ру­жен­ный в 2017 го­ду на ме­сто­ро­ж­де­нии Эбе­лях этой ко­м­па­нии, по­лу­чил на­з­ва­ние «Призрак ро­зы» (Spirit of the Rose) и был про­дан за $26,6 млн на аук­ци­о­не Sotheby’s «Ве­ли­ко­ле­п­ные дра­го­цен­но­сти» (Sotheby’s Magnificent Jewels), со­сто­яв­ше­м­ся 11 но­яб­ря в Же­не­ве).

Но без по­сто­ян­ных по­ста­вок с руд­ни­ка Ар­гайл юве­ли­ры вы­со­ко­клас­с­ных бри­л­ли­ан­тов го­то­вят­ся к ро­сту цен.

«За по­след­ние шесть ме­ся­цев це­ны на ро­зо­вые бри­л­ли­ан­ты на­ча­ли рас­ти, - ска­зал То­би­ас Кор­минд (Tobias Kormind), управ­ля­ю­щий ди­рек­тор 77 Diamonds, он­лайн-ри­тей­ле­ра из Ве­ли­ко­бри­та­нии. - Лю­ди зна­ют, что руд­ник Ар­гайл за­кры­ва­ет­ся. Про­цен­т­ные став­ки низ­кие, лю­дей бес­по­ко­ят ин­ф­ля­ция и де­ф­ля­ция, и они ищут аль­тер­на­тив­ные ак­ти­вы, что­бы вкла­ды­вать день­ги с це­лью со­хра­не­ния бо­гат­ства».

По сло­вам Кор­мин­да, вы­со­ко­ка­че­ствен­ный бри­л­ли­ант на­сы­щен­но­го ро­зо­во­го цве­та ве­сом в один ка­рат про­да­ет­ся в роз­ни­це при­мер­но за $250 000, а яр­ко-ро­зо­во­го цве­та - в два с ли­ш­ним ра­за до­ро­же, что при­мер­но на 15 про­цен­тов вы­ше про­ш­ло­год­них цен.

Д­ля по­лу­че­ния про­ти­во­по­ло­ж­ной точ­ки зре­ния рас­смо­т­рим, что го­во­рят от­рас­ле­вые обо­зре­ва­те­ли о пре­кра­ще­нии до­бы­чи ко­ри­ч­не­вых ал­ма­зов с руд­ни­ка Ар­гайл.

«Это об­ласть, на­и­бо­лее уяз­ви­мая для воз­дей­ствия со сто­ро­ны вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов, - ска­зал Рас­сел Шор (Russell Shor), опы­т­ный от­рас­ле­вой ана­ли­тик из Карлс­ба­да, штат Ка­ли­фор­ния. - Вы уви­ди­те по­сте­пе­н­ную за­ме­ну ла­бо­ра­тор­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми ка­м­ней с руд­ни­ка Ар­гайл в из­де­ли­ях сто­и­мо­стью ме­нее $500. На са­мом де­ле они со­з­да­ны для та­ко­го ры­н­ка».

Во­прос о том, в ка­кой сте­пе­ни вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты, ко­то­рые с оп­ти­че­ской, хи­ми­че­ской и фи­зи­че­ской точ­ки зре­ния иден­ти­ч­ны до­бы­тым из недр бри­л­ли­ан­там, бу­дут вы­тес­нять при­род­ные ка­м­ни, за­ни­ма­ет тор­го­в­лю по край­ней ме­ре с 1955 го­да, ко­г­да уче­ные из General Electric объ­яви­ли, что они по­лу­чи­ли син­те­ти­че­ский ал­маз под дей­стви­ем вы­со­ко­го дав­ле­ния в вы­со­ко­те­м­пе­ра­тур­ной ка­ме­ре, пред­на­з­на­чен­ной для вы­ра­щи­ва­ния и ими­ти­ру­ю­щей то, что про­ис­хо­дит в нед­рах зе­м­ли.

Од­на­ко до не­дав­не­го вре­ме­ни дав­но на­зре­вав­шее не­до­ве­рие ри­тей­ле­ров не поз­во­ля­ло про­цве­тать этой ка­те­го­рии вы­ра­щен­ных ка­м­ней. Си­ту­а­ция на­ча­ла ме­нять­ся око­ло де­ся­ти лет на­зад, ко­г­да юве­ли­ры осо­з­на­ли, что маржа, ко­то­рую они мо­гут по­лу­чать от про­да­жи вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов, на­м­но­го пре­вы­ша­ет мар­жу от про­да­жи при­род­ных ка­м­ней.

«П­си­хо­ло­ги­че­ский ба­рьер у ри­тей­ле­ров в США был пре­о­до­лен, - ска­зал Эдан Го­лан (Edahn Golan), ана­ли­тик ал­маз­ной от­рас­ли из Из­ра­и­ля. - Сна­ча­ла они рас­смат­ри­ва­ли вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты как «син­те­ти­ку», к ко­то­рой не при­кос­нет­ся ри­тей­лер пред­ме­тов рос­ко­ши. Та­кое от­но­ше­ние из­ме­ни­лось на “Я пред­ло­жу то, что про­сят мои кли­ен­ты”».

За по­след­ние пять лет в сек­то­ре вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов по­яви­лось бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ство но­ви­ч­ков, в первую оче­редь юж­но­а­ф­ри­кан­ская ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния De Beers, ко­то­рая в 2018 го­ду че­рез свое под­раз­де­ле­ние Element Six в Ве­ли­ко­бри­та­нии при­ме­ни­ла де­ся­ти­ле­тия сво­е­го опы­та в об­ла­сти со­з­да­ния ал­ма­зов для тех­ни­че­ских це­лей в до­чер­ней ко­м­па­нии Lightbox по про­из­вод­ству юве­ли­р­ной би­жу­те­рии.

В кон­це ок­тяб­ря Lightbox от­кры­ла про­из­вод­ствен­ное пред­при­я­тие сто­и­мо­стью $94 млн в при­го­ро­де Пор­т­лен­да, штат Оре­гон, од­но­вре­мен­но с тем, как объ­яви­ла о пар­т­нер­стве с ве­ду­щим ин­тер­нет-­ма­га­зи­ном Blue Nile. Lightbox про­да­ет вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бе­лые, ро­зо­вые или го­лу­бые бри­л­ли­ан­ты ве­сом в один ка­рат за $800 (без сто­и­мо­сти опра­вы), что ра­зи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от сто­и­мо­сти при­род­но­го бри­л­ли­ан­та в один ка­рат, ко­то­рая мо­жет ко­ле­бать­ся от $1 800 до $18 000. (Од­на­ко це­ны на бри­л­ли­ан­ты Lightbox ни­же, чем у боль­шин­ства про­из­во­ди­те­лей вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов, ко­то­рые про­да­ют их по це­не при­мер­но на 30-50 про­цен­тов де­шев­ле, чем ана­ло­ги­ч­ные при­род­ные бри­л­ли­ан­ты).

По сло­вам Сти­ве­на Лю­сье (Stephen Lussier), ис­пол­ни­тель­но­го ви­це-­пре­зи­ден­та De Beers по по­тре­би­тель­ским ры­н­кам, су­ще­ствен­ная раз­ни­ца ме­ж­ду эти­ми дву­мя ви­да­ми бри­л­ли­ан­тов за­ви­сит от их не­пре­хо­дя­щей цен­но­сти.

«Со­вер­шен­но оче­вид­но, что в от­ли­чие от при­род­ных бри­л­ли­ан­тов, це­ны на вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии ка­м­ни бу­дут про­дол­жать па­дать, - ска­зал он. - Посмо­т­ри­те на це­ны на ка­м­ни ве­сом ни­же ка­ра­та, где мы на­б­лю­да­ли сни­же­ние на 50 про­цен­тов. Это бу­дет про­дол­жать­ся из-­за раз­ви­тия про­из­вод­ствен­ных мо­щ­но­стей».

М­но­гие про­дав­цы вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов на­де­ют­ся вый­ти за ра­м­ки ос­нов спро­са и пред­ло­же­ния, по­зи­ци­о­ни­руя свой про­дукт как эко­ло­ги­че­ски чи­стую аль­тер­на­ти­ву до­бы­ва­е­мым из недр ка­м­ням, да­же не­смо­т­ря на то, что Фе­де­раль­ная тор­го­вая ко­мис­сия США (U.S. Federal Trade Commission) пре­ду­пре­ди­ла ко­м­па­нии не ис­поль­зо­вать за­яв­ле­ния без до­пол­ни­тель­но­го опре­де­ле­ния для про­дви­же­ния вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов как эко­ло­ги­че­ски без­о­пас­ных, учи­ты­вая боль­шое ко­ли­че­ство элек­тро­энер­гии, не­об­хо­ди­мой для вы­ра­щи­ва­ния ал­ма­зов.

Сто­рон­ни­ки при­род­ных ал­ма­зов и бри­л­ли­ан­тов та­к­же ссы­ла­ют­ся на ко­неч­ное по­ло­жи­тель­ное вли­я­ние, ко­то­рое не­ко­то­рые ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щие ко­м­па­нии ока­зы­ва­ют на ме­ст­ное на­се­ле­ние там, где они ра­бо­та­ют, хо­тя кри­ти­ки утвер­ж­да­ют, что эко­ло­ги­че­ский ущерб, при­ну­ди­тель­ный труд и дру­гие про­б­ле­мы про­дол­жа­ют пре­сле­до­вать от­расль.

Тем не ме­нее, не­ко­то­рые пред­по­ла­га­ют, что че­рез 20 лет эти дис­кус­сии утра­тят свою ак­ту­аль­но­сть.

«Ос­но­в­ная часть руд­ни­ков, ве­ду­щих до­бы­чу из недр зе­м­ли, бу­дут ли­бо пол­но­стью оста­но­в­ле­ны, ли­бо за­кры­ты, - ска­зал Бен Яно­в­ски (Ben Janowski), ос­но­ва­тель ко­м­па­нии Janos Consultants в Нью-Йор­ке. - В ми­ре со­хра­ня­ет­ся по­треб­ность в бри­л­ли­ан­тах, и она бу­дет удо­в­ле­тво­рять­ся за счет бри­л­ли­ан­тов по­в­тор­но­го об­ра­ще­ния, а боль­шая «ды­ра» бу­дет за­пол­не­на ис­кус­ствен­но со­з­дан­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми».

Ру­ко­во­ди­те­ли груп­пы кру­п­ней­ших ал­маз­ных руд­ни­ков, остав­ших­ся се­го­д­ня в ми­ре, ско­рее все­го, оспо­рят эту оцен­ку. (В по­ряд­ке убы­ва­ния сто­и­мо­сти про­даж их ал­маз­но­го сы­рья это De Beers, АЛРОСА, Rio Tinto, ка­на­д­ский руд­ник Да­явик (Diavik) ко­то­рой, как ожи­да­ет­ся, за­кро­ет­ся в 2025 го­ду, Dominion Diamond Mines в Ка­на­де и Petra Diamonds, вла­де­ю­щая ис­то­ри­че­ским руд­ни­ком Кул­ли­нан (Cullinan) в Юж­ной Аф­ри­ке).

«У АЛРОСА име­ют­ся за­па­сы в нед­рах зе­м­ли в Яку­тии в объ­е­ме не ме­нее од­но­го ми­л­ли­ар­да ка­ра­тов, - ска­зал из­ра­иль­ский ана­ли­тик Го­лан. - В Ка­на­де, Ан­го­ле и Де­мо­кра­ти­че­ской Рес­пуб­ли­ке Кон­го есть ре­сур­сы, ко­то­рые еще не осво­е­ны. Мест так мно­го, и это толь­ко на су­ше, мы не го­во­рим о том, что есть в мо­ре».

De Beers, вла­де­ю­щая ал­маз­ны­ми руд­ни­ка­ми в Бо­т­сва­не, Юж­ной Аф­ри­ке, На­ми­бии и Ка­на­де, не рас­кры­ла свои про­г­но­зы по объ­е­мам про­из­вод­ства по­с­ле 2022 го­да, но Лю­сье ска­зал, что его не бес­по­ко­ит во­прос пред­ло­же­ния ал­ма­зов в бу­ду­щем. «Тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют нам по­лу­чить до­ступ к ре­зер­вам, к ко­то­рым у нас не бы­ло до­сту­па ра­нь­ше», - ска­зал он.

«Клю­че­вым во­про­сом, ко­неч­но, яв­ля­ет­ся спрос, - ска­зал он. - В об­ста­но­в­ке рас­про­стра­не­ния Covid-19 ле­г­ко впасть в де­прес­сию. Но ес­ли вы по­смо­т­ри­те в сред­не­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве, есть зна­чи­тель­ные воз­мо­ж­но­сти для ро­ста спро­са, осо­бен­но в Ки­тае. Есть да­же воз­мо­ж­но­сти на раз­ви­тых ры­н­ках, та­ких как Аме­ри­ка, где са­мо­сто­я­тель­ные по­ку­п­ки «д­ля се­бя» ис­поль­зу­ют­ся не в пол­ной ме­ре».

«Ис­поль­зуя пра­виль­ные мар­ке­тин­го­вые про­гра­м­мы и тес­ное со­труд­ни­че­ство брен­дов, - до­ба­вил Лю­сье, - мы бу­дем рас­ши­рять ры­н­ки, а там, где пред­ло­же­ние от­но­си­тель­но ста­ти­ч­но, мы уви­дим рост цен. Это хо­ро­шо для всех в этой от­рас­ли. То­г­да вы го­то­вы ин­ве­сти­ро­вать в но­вые ре­сур­сы и гео­ло­го­раз­вед­ку, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ют устой­чи­вость пред­ло­же­ния при­род­ных ал­ма­зов в бу­ду­щем».

Со­вет по при­род­ным ал­ма­зам (Natural Diamond Council), от­рас­ле­вая ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая про­дви­га­ет юве­ли­р­ные из­де­лия с при­род­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми как сре­ди по­тре­би­те­лей, так и в тор­го­в­ле, ин­ве­сти­ру­ет ми­л­ли­о­ны дол­ла­ров с це­лью пре­тво­ре­ния в жизнь не­ко­то­рых из этих мар­ке­тин­го­вых про­грамм.

В сен­тяб­ре со­вет, ра­нее из­ве­ст­ный как Ас­со­ци­а­ция про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов (Diamond Producers Association), пред­ста­вил ре­кла­м­ную ка­м­па­нию под ло­зун­гом «Д­ля не­по­в­то­ри­мых мо­мен­тов» (For moments like no other). В цен­т­ре вни­ма­ния ре­кла­м­ный ро­лик и ви­део в со­ци­аль­ных се­тях с уча­сти­ем ку­бин­ской ак­три­сы Аны де Ар­мас (Ana de Armas), по со­в­па­де­нию, ис­пол­ня­ю­щей роль Мэ­ри­лин Мо­н­ро в филь­ме «Б­лон­дин­ка» (Blonde), ко­то­рый ско­ро вый­дет на экра­ны; эта ка­м­па­ния «по­свя­ще­на бри­л­ли­ан­то­вым укра­ше­ни­ям, ис­поль­зу­е­мых в от­но­ше­ни­ях со мно­ги­ми лю­дь­ми, будь то с ее дру­зья­ми, ма­те­рью или в ро­ман­ти­че­ских от­но­ше­ни­ях», - ска­зал Дэ­вид Кел­ли (David Kellie), ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Со­ве­та.

«Как сде­лать бри­л­ли­ан­ты ак­ту­аль­ны­ми, кру­ты­ми и ин­те­рес­ны­ми для бо­лее мо­ло­дой ауди­то­рии? - спро­сил он. В мень­шей сте­пе­ни речь идет об офи­ци­аль­ных слу­ча­ях и о том, что­бы на­де­вать их по осо­бым слу­ча­ям, а ско­рее о том, что­бы сде­лать их бо­лее при­в­ле­ка­тель­ны­ми, не­о­фи­ци­аль­ны­ми и ча­стью ее по­в­се­д­нев­ной жиз­ни», - ска­зал он.

И все же труд­но за­быть, что за эмо­ци­о­наль­ным по­сы­лом о при­род­ных бри­л­ли­ан­тах как о не­пре­хо­дя­щем по­дар­ке в озна­ме­но­ва­ние лю­б­ви, да­же по­ку­п­ки для са­мой се­бя, сто­ит пра­к­ти­че­ский во­прос о том, что про­и­зой­дет, ко­г­да они в ко­неч­ном ито­ге за­кон­чат­ся.

Д­ля Эд­ди Ле­ви­а­на (Eddie LeVian), ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра юве­ли­р­ной ко­м­па­нии Le Vian, се­мей­но­го биз­не­са, ухо­дя­ще­го кор­ня­ми в Пер­сию 15-­го ве­ка, за­кры­тие руд­ни­ка Ар­гайл вы­зы­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вые эмо­ции во мно­гих от­но­ше­ни­ях.

Од­ним из пе­р­вых юве­ли­ров, за­ни­ма­ю­щих­ся дра­го­цен­но­стя­ми и осо­знав­ших по­тен­ци­ал ко­ри­ч­не­вых бри­л­ли­ан­тов с руд­ни­ка Ар­гайл, он в 2000 го­ду стал на­зы­вать их «шо­ко­ла­д­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми» (Chocolate Diamonds).

Се­год­ня ко­м­па­ния по­свя­ща­ет стра­ни­цу сво­е­го веб-­сай­та «кон­цу руд­ни­ка Ар­гайл» (the end of the Argyle mine), на­по­ми­ная кли­ен­там, что «этих ко­ри­ч­не­вых бри­л­ли­ан­тов не бу­дет дол­го».

«С­прос на при­род­ные бри­л­ли­ан­ты бу­дет все­г­да, да­же ес­ли их бу­дет не­до­ста­точ­но для удо­в­ле­тво­ре­ния это­го спро­са, - ска­зал Ле­ви­ан. - Не­ко­то­рые лю­ди мо­гут сдать­ся. Но мы, без­на­де­ж­ные ро­ман­ти­ки, про­дол­жим по­ис­ки».

Са­мые яр­кие ал­ма­зы в не­бе Ар­гай­ла

За 37 лет ра­бо­ты на руд­ни­ке Ар­гайл в За­па­д­ной Ав­стра­лии бы­ло до­бы­то око­ло 865 млн ка­ра­тов ал­ма­зов, по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство из ко­то­рых бы­ли мел­ки­ми, ко­ри­ч­не­вы­ми и, в ко­неч­ном сче­те, не­до­ро­ги­ми.

Од­на­ко за­кры­в­ший­ся 3 но­яб­ря руд­ник за­по­м­ни­т­ся зна­то­кам при­мер­но 1 800 ка­ра­та­ми бри­л­ли­ан­тов фан­та­зий­но­го цве­та - в ос­но­в­ном ро­зо­во­го, но та­к­же крас­но­го, го­лу­бо­го и фи­о­ле­то­во­го цве­тов. Rio Tinto, вла­де­ю­щая руд­ни­ком, на­ча­ла про­да­вать эти осо­бые дра­го­цен­ные ка­м­ни в 1984 го­ду на еже­год­ном «ти­хом» не­глас­ном аук­ци­о­не Argyle Pink Diamonds Tender (Тен­де­ре ро­зо­вых бри­л­ли­ан­тов с руд­ни­ка Ар­гайл).

«Под­лин­ная ред­ко­сть, на­сто­я­щая кра­со­та и ве­ли­ко­ле­п­ное ав­стра­лий­ское про­ис­хо­ж­де­ние бы­ли из­на­чаль­ным пред­став­ле­ни­ем о ро­зо­вых ал­ма­зах и бри­л­ли­ан­тах с руд­ни­ка Ар­гайл, - пи­сал Майк Ми­т­челл (Mike Mitchell), ге­не­раль­ный ме­не­д­жер по про­да­жам и мар­ке­тин­гу Argyle Diamonds с 1983 по 2003 год и Rio Tinto Diamonds с 2003 по 2005 год в элек­трон­ном пись­ме. - Сам тен­дер был по­стро­ен на очень пре­сти­ж­ном и тща­тель­но со­став­лен­ном ка­та­ло­ге, пред­на­з­на­чен­ном для очень из­бран­ной кли­ен­ту­ры и ос­но­ван­ном на по­чти ми­сти­че­ском про­цес­се, ко­то­рый про­дол­жа­ет­ся без из­ме­не­ний и по сей день».

Луч­шие из до­бы­тых ро­зо­вых ал­ма­зов - око­ло 1% го­до­вой до­бы­чи руд­ни­ка, или в сред­нем 50 ка­м­ней в год - от­би­ра­ют­ся для тен­де­ра, ко­то­рый дол­жен со­сто­ять­ся на сле­ду­ю­щий год. (Ес­ли со­брать все ро­зо­вые ал­ма­зы с руд­ни­ка Ар­гайл, про­из­ве­ден­ные и про­дан­ные на тен­де­рах, «вы вряд ли мо­ж­но на­пол­нить два фу­же­ра для ша­м­пан­ско­го», - за­яви­ла пресс-­сек­ре­тарь Rio Tinto Diamonds.)

Толь­ко око­ло 100 кол­лек­ци­о­не­ров, юве­ли­ров, за­ни­ма­ю­щих­ся из­де­ли­я­ми клас­са «люкс», и це­ни­те­лей бри­л­ли­ан­тов при­гла­ша­лись на про­смотр дра­го­цен­ных ка­м­ней во вре­мя их еже­год­но­го гло­баль­но­го тур­не, ко­то­рое обы­ч­но на­чи­на­лось в июле, а та­к­же для уча­стия в тор­гах в на­ча­ле ок­тяб­ря. (В этом го­ду из-­за пан­де­мии про­и­зо­ш­ла двух­ме­сяч­ная от­сроч­ка тен­де­ра; при­ем за­я­вок на 2020 год дол­жен за­кон­чить­ся 2 де­ка­б­ря. Ожи­да­ет­ся, что фи­наль­ный тен­дер со­сто­и­т­ся в 2021 го­ду, но пресс-­сек­ре­тарь за­яви­ла, что пла­ни­ро­ва­ние еще не на­ча­лось.)

В чис­ло 62 бри­л­ли­ан­тов, участ­ву­ю­щих в тен­де­ре 2020 го­да, вхо­дят шесть ка­м­ней, име­ю­щих на­з­ва­ние, от фан­та­зий­но­го те­м­но-­фи­о­ле­то­во-­се­ро­го Argyle Infinité оваль­ной фор­мы ве­сом 0,70 ка­ра­та до фан­та­зий­но­го яр­ко-­пур­пур­но-ро­зо­во­го Argyle Eternity ве­сом 2,24 ка­ра­та.

Свет­ло-ро­зо­вый бри­л­ли­ант огран­ки «radiant» (лу­чи­стая) ве­сом 4,15 ка­ра­та, пред­ло­жен­ный в 2001 го­ду, оста­ет­ся са­мым кру­п­ным из ко­г­да-­ли­бо пред­став­лен­ных на тен­де­ре. Сре­ди дру­гих пре­вос­ход­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на­хо­ди­т­ся ка­мень фан­та­зий­но­го крас­но­го цве­та Argyle Everglow ве­сом 2,11 ка­ра­та, пред­ло­жен­ный в 2017 го­ду; бри­л­ли­ант фан­та­зий­но­го пур­пур­но­ва­то-крас­но­го цве­та огран­ки «о­вал» Argyle Muse ве­сом 2,28 ка­ра­та, про­дан­ный на аук­ци­о­не в 2018 го­ду; и бри­л­ли­ант фан­та­зий­но­го те­м­но-­се­ро­ва­то-­го­лу­бо­ва­то-­фи­о­ле­то­во­го цве­та оваль­ной фор­мы ве­сом 2,83 ка­ра­та, из­ве­ст­ный как Argyle Violet, пред­ло­жен­ный в 2016 го­ду.

Лар­ри Дж. Уэст вла­де­лец L. J. West Diamonds, ко­м­па­нии-­ди­ле­ра бри­л­ли­ан­тов фан­та­зий­ных цве­тов в Нью-Йор­ке, яв­ля­ет­ся вла­дель­цем бри­л­ли­ан­та Argyle Violet, ко­то­рый он оха­ра­к­те­ри­зо­вал как «е­ще бόль­шую ред­ко­сть, пре­вос­хо­дя­щую ро­зо­вые». Он от­ка­за­л­ся со­об­щить, сколь­ко он за­пла­тил или ка­ко­ва бу­дет его тео­ре­ти­че­ская про­да­ж­ная це­на.

«Двух­ка­рат­ный про­да­ва­е­мый на тен­де­ре ка­мень с руд­ни­ка Ар­гайл до­стой­но­го ка­че­ства, ве­ро­ят­но, име­ет опто­вую це­ну от $1 млн за ка­рат и вы­ше, - ска­зал Уэст. - Но ко­г­да у вас есть что-то, что боль­ше не бу­дет про­из­во­дить­ся, очень сло­ж­но стро­ить пред­по­ло­же­ния».

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->