Financial Times (Великобритания): слабый рубль повышает интерес к российским ювелирным брендам

Раздел: Рынки
11 ноября 2020 г.

По­с­ле раз­ва­ла Со­вет­ско­го Со­ю­за объ­ем рос­сий­ско­го лю­к­со­во­го ры­н­ка в те­че­ние 20 лет вы­рос до 5,6 ми­л­ли­ар­да дол­ла­ров. При­чи­ной это­го ста­ло на­ко­п­ле­ние бо­гат­ства в ру­ках оли­гар­хов, а та­к­же уве­ли­че­ние по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти жи­те­лей стра­ны. Хо­ро­шо обес­пе­чен­ный рос­сий­ские гра­ж­да­не устре­ми­лись в юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны, как мо­тыль­ки на свет, — не­ко­то­рые лю­ди ста­ли да­же по­се­щать их по не­сколь­ку раз в день.

В 2014 го­ду рос­сий­ский рубль из-­за вве­ден­ных сан­к­ций по­те­рял по­чти 60 про­цен­тов сво­ей сто­и­мо­сти, в ре­зуль­та­те празд­ник удо­воль­ствий за­кон­чи­л­ся для си­ба­ри­т­ству­ю­щих рос­си­ян. Или, ско­рее, в этом про­цес­се воз­ни­к­ла па­у­за.

В кон­це 2015 го­да объ­ем лю­к­со­во­го ры­н­ка в Рос­сии сни­зи­л­ся до 3,2 ми­л­ли­ар­да дол­ла­ров, а рос­сий­ские ту­ри­сты на 37% со­кра­ти­ли свои не­об­ла­га­е­мые на­ло­га­ми (tax-free) рас­хо­ды в Ев­ро­пе. «По­с­ле де­валь­ва­ции рос­сий­ско­го руб­ля ме­ст­ный юве­ли­р­ный ры­нок умень­ши­л­ся по­чти на 25% (по ко­ли­че­ству про­дан­ных то­ва­ров), но за­тем стал по­сте­пе­н­но вос­ста­нав­ли­вать­ся», — от­ме­ча­ет Иван Ко­тов (Ivan Kotov), управ­ля­ю­щий ди­рек­тор и пар­т­нер рас­по­ло­жен­ной в Москве кон­сал­тин­го­вой ко­м­па­нии BCG.

В то вре­мя как оли­гар­хи взды­ха­ли и про­дол­жа­ли тра­тить день­ги, для ме­нее обес­пе­чен­ных рос­си­ян де­валь­ви­ро­ван­ный рубль озна­чал со­кра­ще­ние ту­ри­сти­че­ских по­ез­док и по­ку­пок то­ва­ров ка­те­го­рии люкс. Это та­к­же озна­ча­ло по­вы­ше­ние вни­ма­ния к ме­ст­ным та­лан­там.

Гри­го­рий Кузь­мин (Gregory Kuzmin), ди­рек­тор по мар­ке­тин­гу рас­по­ло­жен­но­го в Москве юве­ли­р­но­го до­ма Ichien, об­ра­тил вни­ма­ние на по­яв­ле­ние боль­шо­го ко­ли­че­ства рос­сий­ских юве­ли­р­ных брен­дов, к ре­пу­та­ции ко­то­рых на­ча­ли с до­ве­ри­ем от­но­си­т­ся кли­ен­ты. «Мо­ж­но ку­пить коль­цо из­ве­ст­но­го ев­ро­пей­ско­го брен­да, или за те же день­ги при­об­ре­сти ко­лье ин­те­рес­но­го рос­сий­ско­го брен­да. И это, ко­неч­но же, име­ет зна­че­ние», — го­во­рит г-н Кузь­мин.

По мне­нию Ма­ши Фе­до­ро­вой (Masha Fedorova), глав­но­го ре­да­к­то­ра рос­сий­ско­го жур­на­ла Vogue, де­валь­ва­ция на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты про­и­зо­ш­ла как раз в тот мо­мент, ко­г­да бо­га­тые рос­си­я­не уже ста­ли ис­кать что-то но­вое, по­это­му они быст­ро от­бро­си­ли предубе­ж­де­ния в от­но­ше­ние ме­ст­ных ди­зай­не­ров. «Ко­неч­но же, под­дер­ж­ка ме­ст­ных про­из­во­ди­те­лей ста­ла при­з­на­ком хо­ро­ше­го вку­са, — го­во­рит она. — Вы­бор стал очень боль­шим. На ры­н­ке мно­го мод­ных ве­щей, ко­то­рые про­да­ют­ся по до­сту­п­ным це­нам, и ко­то­рые впол­не мо­гут вас устро­ить».

В 2015 го­ду рос­сий­ский лю­к­со­вый кон­г­ло­ме­рат Mercury Group, вы­сту­па­ю­щий в ро­ли ди­ле­ра и ри­тей­ле­ра та­ких за­па­д­ных юве­ли­р­ных брен­дов как Chopard и Messika, вы­вел на ры­нок сво­ей соб­ствен­ных юве­ли­р­ный бренд. Бренд Mercury с его про­стым ди­зай­ном, под­чер­ки­ва­ю­щим кру­п­ные цвет­ные ка­м­ни, бри­л­ли­ан­ты и же­м­чуг, рас­с­чи­ты­вал удо­в­ле­тво­рить ме­ст­ных по­тре­би­те­лей, ко­то­рые уже се­го­д­ня хо­те­ли бы при­об­ре­сти не все­г­да до­сту­п­ные внут­ри стра­ны из­де­лия с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми.

В то же го­ду ЦУМ, глав­ный ма­га­зин по про­да­же то­ва­ров клас­са люкс (он при­на­д­ле­жит ко­м­па­нии Mercury) при­вел свои це­ны в со­о­т­вет­ствии с уро­в­нем в бу­ти­ках Па­ри­жа и Ми­ла­на, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях они ока­за­лись да­же ни­же, чем в Ев­ро­пе. Вы­рав­ни­ва­ние цен при­ве­ло к со­кра­ще­нию мар­жи, но за­то уве­ли­чи­л­ся обо­рот, от­ме­тил ге­не­раль­ный ди­рек­тор этой груп­пы Алек­сандр Ри­бок (Alexander Reebok).

За­па­д­ные юве­ли­ры не ста­ли си­деть сло­жа ру­ки в сво­их рас­по­ло­жен­ных бли­же к до­му ма­га­зи­нах и до­жи­дать­ся при­ез­да рос­си­ян, — они са­ми по­е­ха­ли в Рос­сию. «За два го­да мы об­ра­зо­ва­ли юри­ди­че­ское ли­цо в Рос­сии, от­кры­ли три ма­га­зи­на в Москве и один в Санкт-Пе­тер­бур­ге, — го­во­рит Жан-Кри­стоф Ба­бен (Jean-Christophe Babin), ге­не­раль­ный ди­рек­тор фи­р­мы Bulgari. — Это поз­во­ли­ло Bulgari при­влечь вни­ма­ние к это­му брен­ду в Рос­сии, по­лу­чить мно­го но­вых кли­ен­тов и зна­чи­тель­но уве­ли­чить объ­ем про­даж рос­сий­ским по­ку­па­те­лям».

«По на­ше­му мне­нию, от 25% до 30% всех про­даж в ми­ре рос­сий­ским гра­ж­да­нам про­ис­хо­дят внут­ри Рос­сии. Про­да­жи как в Рос­сии, так и за ее пре­де­ла­ми зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лись за по­след­ние пять лет», — от­ме­тил г-н Ба­бен. Та­ким об­ра­зом, пред­при­ня­тые ша­ги се­бя оправ­да­ли.

С 2016 го­да Рос­сия ста­ла по­пу­ляр­ным на­прав­ле­ни­ем для ази­ат­ских ту­ри­стов, пик ко­ли­че­ства ко­то­рых был до­сти­г­нут в 2018 го­ду по вре­мя про­ве­де­ния в Рос­сии Че­м­пи­о­на­та ми­ра по фут­бо­лу. По сло­вам г-­на Ко­то­ва, в 2019 го­ду «о­ко­ло 1,5 ми­л­ли­о­на ки­тай­цев по­се­ти­ли Рос­сию, а Санкт-Пе­тер­бург и Москва ста­ли клю­че­вы­ми на­прав­ле­ни­я­ми для ино­стран­ных ту­ри­стов».

Ки­тай­ских ту­ри­стов при­в­ле­ка­ли с по­мо­щью пред­при­ня­тых рос­сий­ским пра­ви­тель­ством мер, вклю­чая об­ле­г­че­ние ви­зо­во­го ре­жи­ма, а та­к­же воз­мо­ж­но­стью со­вер­шать не об­ла­да­е­мые на­ло­га­ми (tax-free) по­ку­п­ки. «Мы та­к­же об­ра­ти­ли вни­ма­ние на по­яв­ле­ние ори­ен­ти­ро­ван­ных на ки­тай­ских ту­ри­стов роз­ни­ч­ных цен­тров вб­ли­зи ос­но­в­ных ту­ри­сти­че­ских на­прав­ле­ний, и ки­тай­ские ту­ри­сты со­став­ля­ют в них до 80% по­ку­па­те­лей», — от­ме­тил г-н Ко­тов.

В про­ш­лом го­ду ки­тай­ские ту­ри­сты по­тра­ти­ли в Рос­сии при­мер­но 1,1 ми­л­ли­ар­да дол­ла­ров. В ма­га­зи­нах фи­р­мы Bulgari в Рос­сии ки­тай­цы со­став­ля­ют до 10% по­ку­па­те­лей, по­это­му на ра­бо­ту бы­ли при­ня­ты ори­ен­ти­ро­ван­ные на их об­слу­жи­ва­ние со­труд­ни­ки. Тем не ме­нее, по сло­вам г-­на Ко­то­ва, око­ло 45% рос­сий­ских кли­ен­тов де­ла­ют по­ку­п­ки за гра­ни­цей из-­за то­го, что это вы­год­но, а та­к­же из-­за на­ли­чия там бо­лее ши­ро­ко­го ас­сор­ти­мен­та то­ва­ров клас­са люкс.

Но­вые рос­сий­ские за­ко­ны, при­ня­тые в кон­це про­ш­ло­го го­да, поз­во­ля­ют те­перь осу­ще­ств­лять он­лай­но­вую про­да­жу юве­ли­р­ных из­де­лий, что по­слу­жи­ло но­вым сти­му­лом для юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти, а по­с­ле вве­де­ния в Рос­сии ре­жи­ма са­мо­и­зо­ля­ции в мар­те ны­не­ш­не­го го­да ин­тер­нет-тор­го­в­ля при­об­ре­ла осо­бо ва­ж­ное зна­че­ние. «До пан­де­мии ко­ро­на­ви­ру­са на он­лай­но­вый ка­нал при­хо­ди­лось от 5% до 7% об­щих про­даж, при этом ос­но­в­ные иг­ро­ки пла­ни­ро­ва­ли вый­ти на по­ка­за­тель 20% в сле­ду­ю­щие два или три го­да», — го­во­рит г-н Ко­тов.

Г-н Ри­бок под­твер­ж­да­ет, что он­лай­но­вые по­ку­п­ки кли­ен­тов ЦУМа уве­ли­чи­лись во вре­мя ло­к­да­у­на, а в це­лом в этом го­ду они вы­рас­тут в три ра­за. Вме­сте с тем он­лай­но­вые про­да­жи вряд ли смо­гут ко­м­пе­н­си­ро­вать со­кра­ще­ние до­ро­гих по­ку­пок, ко­то­рые, как пра­ви­ло, про­ис­хо­дят в ма­га­зи­нах. «Юве­ли­р­ный ры­нок и лю­к­со­вый ры­нок в на­и­боль­шей сте­пе­ни по­стра­да­ли от covid-19, а про­да­жи со­кра­ти­лись в ин­тер­ва­ле от 50% до 70%», — под­чер­ки­ва­ет г-н Ко­тов.

Од­на­ко дан­ные о про­да­жах в июне и в июле сви­де­тель­ству­ют, что рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­нок яв­ля­ет­ся устой­чи­вым. Пра­ви­тель­ство ока­за­ло под­дер­ж­ку ме­ст­ным брен­дам, при­ни­ма­ю­щим уча­стие в та­ких ме­ж­ду­на­род­ных по­ка­зах как Не­де­ля мо­ды в Рос­сии в пар­т­нер­стве с ко­м­па­ни­ей «Мер­се­дес-Бенц» (Mercedes-Benz Fashion Week Russia).

«С мо­мен­та от­кры­тия в июне ма­га­зи­нов мы ви­дим зна­чи­тель­ный рост про­даж, ко­то­рый да­же пре­вы­ша­ет уро­вень про­ш­ло­го го­да», — от­ме­ча­ет г-н Ба­бен. По его сло­вам, од­ной из при­чин зна­чи­тель­но­го от­ско­ка яви­лась ре­ор­га­ни­за­ция ко­м­па­нии, ко­то­рая бы­ла про­ве­де­на для об­ле­г­че­ния про­цес­са уда­лен­ной про­да­жи.

Хо­тя пан­де­мия пре­пят­ству­ет при­ез­ду ту­ри­стов, юве­ли­р­ные под­раз­де­ле­ния груп­пы ко­м­па­ний LVMH удва­и­ва­ют свои став­ки в Рос­сии. В 2021 го­ду фи­р­ма Bulgari про­ве­дет ре­но­ва­цию сво­е­го фла­г­ман­ско­го ма­га­зи­на на ули­це Пет­ро­в­ка в Москве. В 2022 го­ду Bulgari пла­ни­ру­ет от­крыть отель ря­дом с Мос­ко­в­ской го­су­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­ри­ей име­ни П. И. Чай­ко­в­ско­го, в ко­то­ром бу­дет та­к­же но­мер-люкс «с пре­крас­ным ви­дом на кры­ши мос­ко­в­ских до­мов и на Кре­м­ль», а его пло­щадь со­ста­вит 300 ква­д­рат­ных мет­ров. Пре­крас­ный вы­бор для ки­тай­ских ту­ри­стов или для со­сто­я­тель­но­го рос­си­я­ни­на, ре­шив­ше­го про­ве­сти свой от­пуск в Рос­сии.

[ inosmi.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->