С 1 января 2021 года в России вводится обязательная маркировка ювелирных изделий. Оборот немаркированного товара будет запрещен с 1 июля. О том, как это повлияет на ювелирный рынок в интервью «Business FM Калининград» рассказал основатель компании «Алмаз-Холдинг», председатель совета Гильдии ювелиров России Флун Гумеров.
В декабре государственная информационная система заработает в тестовом режиме. Маркировка сначала будет добровольной. Планируется, что на бирку каждого ювелирного изделия будет нанесен двухмерный QR-код, который содержит полную информацию о нем.
«Сегодня ведомства проводят консультации, как проследить изделия из драгоценных металлов с минимальными затратами для бизнеса, с учетом интересов государства,, бизнеса и потребителя. <...> Есть желание у государства проследить путь от добычи до потребителя. И мы относимся к этому с пониманием», — сообщил Гумеров.
По его словам, нововведение важно не только для государства, но и для ювелирных компаний, и для покупателя. «Мы надеемся, что это приведет к обелению рынка, уйдут так называемые серые схемы. Программа создаст условия для развития честной конкуренции в отрасли. Если все будут работать в одинаковом правовом поле, от этого будет максимальная польза для потребителя, отрасли и государства. Потому что каждое изделие имеет уникальный идентификационный номер, и любой покупатель может зайти и посмотреть максимальную информацию», — подчеркнул бизнесмен.
Флун Гумеров рассказал, что у представителей ювелирной отрасли есть договоренность с властями о том, что идентификационный номер будет наноситься не только на само изделие, но и на бирку. «Торговле будет проще работать с биркой. Считывающее устройство будет не такое дорогое. Пока лично мне нравится настрой Минфина и федеральной службы найти оптимальный вариант. Нет такого: купите по 250 тысяч считыватель и это ваша головная боль. Ювелирных магазинов по разным оценкам в стране от 10 до 18 тысяч — это 2,5 млрд надо найти отрасли. Регулятор понимает и ищет пути», — говорит эксперт.
Он также отметил, что изначально с введением закона предполагалось, что все остатки в магазинах должны вернуться в пробирные ведомства, где бы на них поставили номер и только после этого отправиться на прилавок. Но это оказалось слишком затратным, и теперь ювелиры ведут переговоры с властями о том, чтобы проводить контроль и учет остатков в магазинах. По словам Гумерова, сегодня государство бесплатно отслеживает нанесения номера на изделие. «Свои плюсы должны быть. Эта система позволит России стать одним из лидеров в мировом обороте. Очень надеюсь, что тут будут не только минусы», — подытожил эксперт.По словам первого заместителя генерального директора компании «Русские самоцветы» Дмитрия Мазаникова, расходы, которые понесут производители в связи с введением обязательной маркировки ювелирных изделий, обязательно приведут к росту цен и снижению маржинальности компаний. «Основные проблемы – это расходы на автоматизацию и хранение информации об изделии в цифровом виде, которую теперь необходимо обеспечить на всех этапах движения ювелирного изделия в отрасли; расход на постоянную интеграцию данных с контролирующим органом; издержки на перемещение товаров для перебирковки бирками нового образца, рост сроков оборота лома при работе по схеме металл-работа», — объясняет он.
С ним не согласен владелец ювелирной студии Darvin Вячеслав Дарвин. Он считает, что введение маркировки на изделия из драгметаллов, особенно из золота, не повлияет на их конечную стоимость для потребителя. «Я далек от мысли, что все эти затраты, которые будут неизбежно, какие-то неудобства будут, переходный период какой-то будет, что-то будет как всегда при введении новой системы. Я чуть-чуть дальше смотрю, и кроме положительных вещей ничего в этом не вижу, потому что с компьютером не договоришься, поэтому все вынужденные участники рынка будут по общим правилам действовать», — уверен он.
Руководитель проектов маркировки АТОЛ Евгения Мячкова считает, что легальные производители, импортеры и магазины и другие участники оборота смогут увеличить долю и объем производства и продаж. «Основное и самое сложное — это пересмотр текущих бизнес-процессов. Фактически на каждом этапе логистической цепочки необходимо будет совершать дополнительные действия: отмечать маркировку, которая наносится на производстве или при импорте. По опыту других отраслей, многие зарубежные производители рассмотрят нашу страну, как возможность открытия своих филиалов, налаживания бизнес - процессов и производства уже на территории Российской Федерации. Для нас, конечно же, это будет плюсом», — говорит Мячкова.
Как писал РБК Калининград, ранее российским аптекам разрешили не ждать ответа от системы маркировки «Честный знак», чтобы отгрузить партии лекарств и продать их. Система будет временно переведена в уведомительный режим, что позволит реализовать препараты без задержек. Однако владелец сети «Новая аптека» Игорь Кастусик уверен, что проблемы отрасли это не решило, и такая система может привести к новым задержкам поставок препаратов и большим штрафам для аптек.