С незапамятных времен ювелирные изделия на Востоке были чем-то большим, нежели просто нарядными вещицами, украшающими своих хозяев. По этим аксессуарам можно было многое сказать об их обладателях. Созданные с учетом многовековых традиций, они несут в себе глубочайший смысл, понять который не всегда просто. Ювелирное искусство в Казахстане зачастую объединяло в себе творческую составляющую с особенностями магических ритуалов.
«Восточными украшениями я раньше особенно не интересовался, – рассказывает антиквар из Москвы Петр Евсеев. – Однако с недавнего времени у меня к ним повышенное внимание. Лет десять назад по случаю я приобрел старинный браслет из серебра. Продавец сказал, что он из южного Казахстана. Довольно массивный браслет конца XIX века с вставками из недорогого красного камня (по всей видимости, сердолика) пролежал у меня довольно долго. Время от времени я позволял повертеть его в руках своей дочке. И вот однажды она прибежала ко мне со словами: «Папа, я сломала браслет!» Я взял вещь в руки и заметил, что одна из декоративных пластин отошла от основания, и оттуда вывалился кусочек полуистлевшей бумаги. Это был тайник. Желтая, почти коричневая бумага рассыпалась в руках, я только смог заметить надпись, сделанную арабской вязью, – продолжает Петр. До сих пор ломаю голову, что же там могло быть написано. Может просто имя мастера, а может тайна какая-то».
Интерес к работам старых мастеров отмечают многие казахстанские коллекционеры, не обходя вниманием и инвестиционную составляющую. Цены на старинные национальные украшения последние годы постоянно росли, чему во многом способствовал дефицит интересных экземпляров на антикварном рынке.
«Старинные украшения приносят местные жители из самых разных регионов. С запада Казахстана, где, на мой взгляд, делались наиболее интересные украшения. С юга (это Шымкент, Тараз), а также из Узбекистана и Каракалпакии, – делится опытом антиквар Мина Бакарасова. – Мы были удивлены разнообразием дизайна, тем, что украшения сильно меняются от региона к региону. Они очень разные. Долго думали, почему именно в западном Казахстане делали столь изысканные украшения с использованием чеканки, очень сложные вещи, и в один момент поняли, что это прикаспийский регион, на другом берегу которого Азербайджан, Дагестан, Кавказ, одним словом. А в том регионе очень богатые ювелирные традиции. Поэтому там был своего рода обмен опытом, и наши мастера уже на свой манер делали интересные украшения. Если взять юг Казахстана, там тоже очень многое перенималось от соседей, например, от Узбекистана. Это узнаваемая манера, которая нашла свое отражение в ювелирном искусстве юга Казахстана».
Драгоценные камни используются в украшениях, сделанных преимущественно в южных регионах Казахстана, однако помимо дорогих самоцветов мастера не обходят своим вниманием (а зачастую отдают им предпочтение) полудрагоценные камни, горный хрусталь, кораллы и даже стекло. В изготовлении некоторых вещиц активно использовались монеты. В основном серебряные. Благо, в стародавние времена значительная часть разменной монеты чеканилась из драгоценных металлов. Однако здесь есть один немаловажный нюанс: продырявленные монеты теряют свою коллекционную стоимость. Я знаю одного старого нумизмата, который, отыскав на старинной подвеске редкую 25-копеечную монету времен Николая Второго, схватился за сердце, поскольку с его точки зрения нумизматический мир понес невосполнимую потерю в тот момент, когда ее коснулось сверло ювелира.
«Вместе с артефактами люди приносят свои легенды относительно их хозяев, – продолжает Мина, – часто рассказывая нам совершенно сказочные истории. Например, о том, что именно принесенный ими пояс принадлежал Абылай хану, что, правда, совершенно невозможно подтвердить, мы же просто видим перед собой роскошный «белдiк» (казахский пояс), по которому видно, что когда-то он принадлежал очень богатому человеку, возможно, хану, но какому именно, это теперь крайне сложно узнать. Бывая за границей, не раз удивлялись тому, что находили там казахские украшения. Например, в Турции в Стамбуле на Гранд-базаре мы увидели в продаже старинные туркменские и казахские украшения. Последние мы, конечно, купили. Скорее всего, эти вещи были проданы потомками казахской знати, бежавшей от большевиков. Как это ни странно, подобные вещицы мы находили в Греции. Например, пару очень старых казахских колец.
Большинство вещей, попадавших к нам когда-то, принадлежали весьма состоятельным людям, поскольку вещи попроще шли на переплавку. Очень интересны тяжелые свадебные украшения, заказать подобные было под силу только богачам. Эти ценности потом автоматически переходили в категорию «наследство». Цены на вещи подобного уровня постоянно растут. В какой-то момент спрос начал превышать предложение, потому что это стало еще и модным. И если раньше многие относились к этому как к бабушкиным вещам, от которых лучше избавиться, обменяв на деньги, то некоторое время назад за ними стали буквально охотиться. Причем не только люди в возрасте, но и молодежь стала в этом разбираться и изучать литературу. Сегодня многие могут просто пойти в современный ювелирный магазин и купить себе брендовые драгоценности, но предпочитают что-то аутентичное в национальном стиле. К сожалению, как только развилась эта мода, почти перестали приносить подобные вещи на продажу. Я полагаю, многое вывезли в свое время иностранцы, которые быстрее поняли всю перспективность подобных артефактов. В любой стране, куда они приезжают, сразу начинают искать этнику ручной работы. Пока наши все это не особенно ценили, очень многое «вымылось» из-за иностранцев, которые быстрее нас поняли ситуацию. Так что теперь некоторые особенно ценные экспонаты можно купить за границей в антикварных салонах. Очень жаль, что нельзя более тщательно проследить их происхождение, каким семьям они принадлежали.
Все эти украшения можно с полным правом назвать оберегами. Мастера учитывали то, что вещь должна быть не только красивой, но еще и вкладывали в это мистический смысл. Это не только специфика дизайна (серьги и нагрудные украшения должны шелестеть, чтобы отпугивать злых духов), но и особенности, например, орнамента».