– Флун Фагимович, какие факторы влияют на цену золота?
– Главное, это золотой фиксинг. Ежедневно утром и вечером участники Лондонского межбанковского рынка золота устанавливают цену. Они стараются добиться равновесия, баланса, в противном случае, увеличится либо количество продавцов, либо покупателей. Цена задается в долларах. Если рубль начинает дешеветь, мы это очень ощущаем. Из-за пандемии мировая экономика турбулентная. Инвесторы ищут тихую гавань, поэтому многие уходят с рынка ценных бумаг, переориентируясь на золото.
– Получается, это отличный способ преумножить капитал?
– Я всегда говорил, покупать слитки нельзя. Есть нюанс – НДС 20%, в случае продажи, вам его никто не вернет. Это вложения для профессионалов, у которых есть опыт работы в данной сфере. Те же игроки биржи ценных бумаг знают, когда у компаний, которые выставляют на торги целые партии, стоит скупать золото. Они также знают, когда от товара нужно избавляться. Вкладываться частным лицам опасно, на длинной дистанции сложно угадать, перспективно ли это, вырастет ли золото в цене. Подобные прогнозы не сможет дать ни один финансовый аналитик. Рынок есть рынок.
– Можно ли в качестве инвестиций рассматривать ювелирные изделия?
– Вы в любой момент сможете гарантированно вернуть стоимость сырья минимум на 50-60%. Российское золото всегда славилось высоким качеством, поэтому на рынке оно всегда в цене. Но следует учитывать парадоксальную особенность: известные мировые бренды продают изделия, в которых лишь 10-15% от стоимости составляет сырье. Остальное люди платят за имя. Но в ломбарде этот фактор ничего не значит, важны лишь вес и проба.
– И все же, что с ценой? Нужно ждать резкого повышения?
– В марте был резкий скачок на 30-40%. Рынок очень неустойчив, постоянно колеблется. Невозможно уверенно заявить, что цены в сентябре вновь вырастут на треть. Возможно, рост будет, но на сколько — никто не знает. Думаю, покупатели на товар всегда будут. У поляков есть пословица: без украшений женщина не одета. Считаю, что ни один уважающий себя мужчина не позволит, чтобы его любимая была обнажена. К тому же, влиятельные люди ювелирные изделия всегда использовали как способ подчеркнуть свой статус.
– Сейчас на рынке много продавцов золота, особенно сетевых магазинов.
– Конкуренция в бизнесе нужна как воздух, это важное условие в любой среде обитания. Другое дело, что зачастую продавцы применяют недобросовестные методы. К примеру, под видом натуральных камней продают искусственные. Обманывают как в вопросах качества (преувеличивают характеристики сырья), так и количества (к примеру, из 10 бриллиантов пять на самом деле фианиты). Также недобросовестный продавец может округлить вес изделия в свою пользу. И лишь малый процент покупателей захочет перепроверить цифры. Этим объясняются и лживые акции, когда людей агитируют купить серьги и кольца с 10% скидкой.
– Пандемия заставила играть по новым правилам?
– Франчайзинговая сеть наших ювелирных салонов достигает 250 магазинов в 118 городах России и зарубежья. Проанализировав обстановку, могу точно заявить, что покупательская способность в целом снизилась. Татарстан – состоятельный регион, впрочем, как и Москва. Здесь ситуация кардинально не изменилась. Тем не менее, мы запустили бюджетную серию изделий. Это запатентованный сплав из 1-каратного золота (прим.ред. 585 проба – 14 каратов). Изделия дешевле в 8-9 раз золота 585 пробы, но дороже серебра в 10 раз. Мы рассчитываем, что такой товар будет доступен многим, особенно полюбится молодежи.
– Бизнес-сувениры из драгоценных металлов по-прежнему популярны?
– Львиную долю от общего объема реализуемого товара занимают именно бизнес-подарки. Сувенирная продукция из золота, серебра очень востребована. Часто дарят бизнес-партнерам посуду, столовые приборы (особенно пользуются большим спросом именные ложки), тематические изделия, например, сувениры для рыбаков, охотников.
– А что касается религиозных ювелирных изделий?
– Государство поддерживает предприятия, которые производят религиозную продукцию, предоставляя льготы. Три года назад мы открыли интернет-магазин, где представлены украшения для православных людей: начиная от нательных крестиков, заканчивая иконами, окладами книг и церковной утварью. Я принимал участие в строительстве соборной мечети. С головой погрузился в работу, что сподвигло меня к идее: «Почему бы не запустить производство ювелирных изделий для мусульман?», – подумал я. Эта продукция и сейчас достаточно полно представлена в нашей сети. Но хочется немного изменить формат продаж. Вообще, религиозные ювелирные изделия – сложный товар, имеющий специфику: он должен соответствовать канонам ислама, быть неким ключом, помощником на пути к вере. Так что, есть над чем работать.
– Что можете сказать про интернет-продажи?
– В период пандемии они выросли в два раза. Многие магазины, которые по франчайзингу арендуют нашу торговую марку, в период самоизоляции были полностью освобождены от арендной платы. Это помогло реализовывать ювелирные изделия с большой скидкой. У продавцов есть наработанная база клиентов. Наши сотрудники напрямую работали с покупателями, обзванивали каждого. Это помогло повысить уровень продаж. А в целом, ощутили мощную поддержку со стороны государства. Оно очень поддержало сферу торговли. А вот производство ювелирных изделий по ОКВЭД к числу пострадавших сфер бизнеса не отнесли, поэтому пришлось выкарабкиваться своими силами.