10 июня 2020 года Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии провeл совещание по вопросу внесения изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении некоторых видов драгоценных и полудрагоценных камней.
Этот вопрос рассматривался по просьбе российской стороны. Инициаторами выступили Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ. Российские уполномоченные органы предложили установить нулевые ввозные таможенные пошлины на бриллианты мелкого рассева (весом до 0,3 карат) и прочие ювелирные камни природного и неприродного происхождения (без ограничения веса).
Предварительно вопрос уже обсуждался странами-членами ЕАЭС. Ни одна сторона не высказала возражений по вопросу обнуления ввозных пошлин. Даже соответствующий пункт был включeн в План мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств-членов ЕАЭС на рынки третьих стран. Сам план был утверждeн Евразийским межправительственным советом.
Полной неожиданностью для представителей государств-членов ЕАЭС стало категорическое возражение уполномоченного представителя республики Армения против установления нулевых таможенных пошлин на бриллианты мелкого рассева. В обоснование своей позиции он сообщил о том, что ограночные предприятия его страны специализируются на работе с бриллиантами именно этой весовой категории и сегодня осуществляют существенные финансовые инвестиции в развитие гранильной промышленности Армении. Таким образом, Республика Армения заинтересована в применении защитных тарифных мер для рынка ЕАЭС от ввоза более дешeвых бриллиантов из Индии.
Представитель Ассоциации «Гильдии ювелиров России» (Э. Уткин) акцентировал внимание участников совещания на двух принципиальных нюансах:
1) Для создания мирового спроса на ювелирные изделия из ЕАЭС нужно обеспечить такие цены на бриллианты мелких рассевов, которые были бы равны ценам, по которым их закупают наши конкуренты. Приобретая бриллианты в Индии, необходимо оплатить пошлину в размере 10 %, которая часто превращается в 15 % из-за корректировки таможенной стоимости. У наших конкурентов из Турции, Таиланда, Израиля и Китая таких пошлин нет.
Камни, приобретаемые в Армении, выходят на 10 % дороже индийских. Мелкие бриллианты российского производства дефицитны и выходят на 30 % дороже.
2) По данным Национальной статистической службы Армении в 2018 году в страну импортировано 293, 82 тысяч карат алмазов. Одновременно из страны экспортировано 152,97 тысяч карат. Получается, что на огранку поступило 140, 85 тысяч карат алмазов, общей стоимостью 40,72 млн. долларов США. Несложные расчeты подсказывают, что в 2018 году объeм огранки бриллиантов в Армении не превышал 50 тысяч карат при ориентировочной цене 900 долларов за карат. Судя по цене — это не те камни, которые нужны ювелирам стран ЕАЭС, а судя по количеству, это не те объeмы, которые потребляет российская сторона. Только в Россию из Армении в 2018 году поступило 156, 38 тысяч карат бриллиантов при средней цене 355 долларов за карат (данные ФТС РФ). Всего же в 2018 году в Армению было импортировано 317, 3 тысяч карат бриллиантов. Если половина вывезена в Россию, то куда ушли остальные? Объeм производства ювелирных изделий в Армении в 20 раз меньше российского. Следовательно, внутреннее потребление бриллиантов в Армении не может превышать 15-18 тысяч карат.
Данных за 2019 год пока нет. Будем ждать. Либо они покажут бурный рост собственной огранки в Армении (и еe огранщики потеснят на мировом рынке производителей из Индии), либо мы получим подтверждение того, что речь идeт не о защите производителей бриллиантов, а о защите интересов импортeров и экспортeров бриллиантов. Тогда можно будет повторно ставить вопрос об обнулении пошлин на бриллианты мелкого рассева. Пока же всем ювелирам стран ЕАЭС придeтся покупать их дороже, нежели это делают наши конкуренты.