От добра добра не ищут

Раздел: Гильдия Ювелиров России
30 июня 2020 г.

Го­су­дар­ство опре­де­ли­лось с тем, как бу­дет осу­ще­ств­лять­ся про­сле­жи­ва­ние обо­ро­та ДМДК (в­сту­пил в си­лу Фе­де­раль­ный за­кон от 23.06.2020 № 188-ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях»).

Исто­рия во­про­са име­ет две фа­зы – ини­ци­а­тив­ную (про­ва­лив­шу­ю­ся) и при­ну­ди­тель­ную (со­сто­яв­шу­ю­ся). Ини­ци­а­тив­ная фа­за лоб­би­ро­ва­ния при­ня­тия мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий за­клю­ча­лась в идее пе­ре­хо­да от клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий на IT кон­троль их обо­ро­та с мар­ки­ро­в­кой яр­лы­ков RFID ра­дио­ча­сто­т­ны­ми мет­ка­ми. Эта идея ро­ди­лась в 2010 го­ду в От­рас­ле­вом от­де­ле­нии ДМДК «Де­ло­вой Рос­сии», и в том же го­ду бы­ла пред­ло­же­на Про­би­р­ной па­ла­те Рос­сии в офор­м­лен­ном ви­де.

Та­кая мар­ки­ро­в­ка вы­г­ля­де­ла для биз­не­са вы­и­г­ры­ш­ной. В двух­ты­сяч­ные го­ды от­рас­ле­вые СМИ об­су­ж­да­ли за­си­лье кон­тра­бан­ды и кон­тра­фа­к­та на рос­сий­ском юве­ли­р­ном ры­н­ке. Мин­фин пла­ни­ро­вал бо­роть­ся с кон­тра­бан­дой пу­тем уже­сто­че­ния за­ко­но­да­тель­ства и об­ще­го кон­тро­ля за сек­то­ром. IT кон­троль за обо­ро­том мог ока­зать­ся аль­тер­на­ти­вой уже­сто­че­ния об­ще­го кон­тро­ля. Он поз­во­лял юве­ли­рам сэко­но­мить, по­сколь­ку по всем расчeтам об­хо­ди­л­ся де­шев­ле клей­ме­ния. Но на от­кры­том об­су­ж­де­нии в ок­тяб­ре 2010 го­да Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии в ли­це то­г­да­ш­не­го за­ме­сти­те­ля ру­ко­во­ди­те­ля Бо­ри­со­ва Б.П. ока­за­ла острое про­ти­во­дей­ствие даль­ней­ше­му об­су­ж­де­нию идеи IT кон­тро­ля в про­би­р­ном на­д­зо­ре. На этом ини­ци­а­ти­ва и «за­г­лохла».

Вто­рая, при­ну­ди­тель­ная фа­за, на­ча­лась в кон­це 2016 го­да. Те­перь об­су­ж­де­ние ини­ци­и­ро­ва­ла Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия. Был под­нят во­прос мар­ки­ро­в­ки и про­сле­жи­ва­ния обо­ро­та лю­бых то­ва­ров. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии от 28 ап­ре­ля 2014 г. № 28 бы­ла об­ра­зо­ва­на ра­бо­чая груп­па по ко­ор­ди­на­ции со­з­да­ния и фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки от­дель­ных ви­дов про­дук­ции ле­г­кой про­мы­ш­лен­но­сти. Ре­ше­ние Со­ве­та Ко­мис­сии пре­ду­смат­ри­ва­ло:

- со­з­да­ние на­ци­о­наль­но­го ко­м­по­нен­та си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (в ка­че­стве пи­ло­т­но­го про­ек­та);

- про­ве­де­ние ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти го­су­дарств – чле­нов ТС и ЕЭП те­сто­во­го ис­пы­та­ния си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки;

- ко­ор­ди­на­цию де­я­тель­но­сти по про­ве­де­нию та­ко­го ис­пы­та­ния Кол­ле­ги­ей Ко­мис­сии со­в­ме­ст­но с ра­бо­чей груп­пой по ко­ор­ди­на­ции со­з­да­ния и фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки.

В 2016 го­ду со­сто­я­л­ся пи­ло­т­ный про­ект по мар­ки­ро­в­ке ра­дио­ча­сто­т­ны­ми мет­ка­ми ме­хо­вых из­де­лий. Его ито­ги, со­глас­но пуб­ли­ка­ци­ям в СМИ, ока­за­лись по­ло­жи­тель­ны­ми. От экс­пе­ри­мен­та вы­и­г­ра­ли все: и по­тре­би­тель, и про­из­во­ди­тель, и го­су­дар­ство. Чи­но­в­ни­ки ЕЭК при­ня­ли ре­ше­ние пе­ре­не­сти эту ме­то­ди­ку на дру­гие ка­те­го­рии то­ва­ров, сре­ди ко­то­рых и юве­ли­р­ные из­де­лия.

Ци­ф­ро­ви­за­ция на­би­ра­ла по­пу­ляр­но­сть. Мин­про­м­торг РФ под управ­ле­ни­ем ЦРПТ (под­раз­де­ле­ние Ро­сте­ха) за­пу­стил про­гра­м­му обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров «Че­ст­ный Знак». В Мин­фи­не на­ча­ли раз­ра­бо­т­ку аль­тер­на­тив­ной Го­су­дар­ствен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки и про­сле­жи­ва­е­мо­сти ДМДК (ГИИС ДМДК).

Та­ким об­ра­зом, в 2019 го­ду пе­ред го­су­дар­ством встал во­прос: в ка­кой си­сте­ме кон­тро­ли­ро­вать обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий? В си­сте­ме ЦРПТ (как все про­чие то­в­ва­ры) или в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной ГИИС ДМДК? По боль­шо­му счeту, во­прос сто­ял не в том, что­бы вво­дить или не вво­дить в юве­ли­р­ной сфе­ре ци­ф­ро­вую си­сте­му мар­ки­ро­в­ки и про­сле­жи­ва­е­мо­сти обо­ро­та, а в том, ка­кой из двух си­стем от­дать пред­по­чте­ние.

Экс­пе­р­ты юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства про­а­на­ли­зи­ро­ва­ли все плю­сы и ми­ну­сы, по­с­ле че­го от­да­ли пред­по­чте­ние ГИИС ДМДК. Ва­ж­ным ню­ан­сом в дан­ном ре­ше­нии бы­ло то, что в ГИИС ДМДК опла­та услуг про­сле­жи­ва­ния осу­ще­ств­ля­ет­ся за счет сумм по­шлин за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние из­де­лий, до­пол­ни­тель­ные пла­те­жи от­сут­ству­ют. В слу­чае ис­поль­зо­ва­ния си­сте­мы «Че­ст­ный ЗНАК» ЦРПТ за­тра­ты на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние в ра­зы боль­ше.

Дру­гой плюс ГИИС ДМДК — пра­к­ти­че­ская поль­за для очи­ще­ния ры­н­ка от кон­тра­бан­ды. В этой си­сте­ме кон­троль осу­ще­ств­ля­ет­ся на всем пу­ти обо­ро­та ДМДК: от до­бы­чи или вво­за — до роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции го­то­вых из­де­лий. В си­сте­ме «Че­ст­ный ЗНАК» ЦРПТ кон­троль осу­ще­ств­ля­ет­ся толь­ко на ко­неч­ном эта­пе роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции. Это мо­жет быть до­ста­точ­но эф­фек­тив­но, ес­ли имен­но на ко­неч­ном участ­ке со­з­да­ет­ся ос­но­в­ная до­ба­воч­ная сто­и­мость (при ре­а­ли­за­ции им­пор­ти­ро­ван­ных то­ва­ров, на­при­мер), но ни­как не при­е­м­ле­мо для юве­ли­р­ной от­рас­ли, где се­бе­сто­и­мость из­де­лий во мно­гом за­ви­сит от за­ку­поч­ной сто­и­мо­сти до­ро­го­го сы­рья, а про­из­вод­ство из­де­лий пре­и­му­ще­ствен­но соб­ствен­ное, рос­сий­ское.

Вы­и­г­ра­ют или про­и­г­ра­ют юве­ли­ры от вве­де­ния ГИИС ДМДК? С уче­том те­ку­щей си­ту­а­ции во­прос оста­ет­ся от­кры­тым. Сли­ш­ком мно­го раз­но­об­раз­ных фа­к­то­ров вли­я­ет на воз­мо­ж­ный ре­зуль­тат. Но, в лю­бом слу­чае, внед­ре­ние си­сте­мы ГИИС ДМДК (и­ли аль­тер­на­тив­ной си­сте­мы «Че­ст­ный ЗНАК» ЦРПТ) на юве­ли­р­ном ры­н­ке Рос­сии – это уже ни­как не итог во­ле­изъ­яв­ле­ния юве­ли­ров. Это итог го­су­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->