Падение спроса на ювелирные изделия на фоне кризиса, ограничений из-за COVID-19 и уменьшения доходов вынуждает игроков сокращать присутствие в рознице. Две крупнейшие российские ювелирные сети — Московский ювелирный завод и «Адамас» — могут закрыть ряд точек, по данным источников “Ъ” речь идет о десятках магазинов. Поддержать компании могла бы онлайн-торговля, но она была легализована только в конце 2019 года, и игроки не успели адаптировать бизнес.
О том, что Московский ювелирный завод планирует существенно сократить число своих магазинов, “Ъ” сообщил источник из числа собственников торговых центров. По его словам, речь может идти о закрытии нескольких десятков объектов. Два консультанта на рынке коммерческой недвижимости также знают о готовящемся сокращении числа точек сети. По собственным данным, на март этого года Московский ювелирный завод управлял более чем 260 магазинами в РФ и странах СНГ, а также имел 100 партнерских точек в формате shop in shop. Выручка ОАО «Московский ювелирный завод» в 2019 году была 8,92 млрд руб., чистая прибыль — 1,09 млрд руб., следует из отчетности. Бенефициаром компании считается бизнесмен Лев Леваев, чье состояние Forbes в 2018 году оценивал в $1 млрд.
Оба консультанта на рынке недвижимости говорят о проблемах и у другой крупной ювелирной сети — «Адамас», которая также сокращает количество своих магазинов. По данным на сайте сети, «Адамас» сегодня включает более 140 объектов в России. Согласно «СПАРК-Интерфакс», ООО «Адамас-Ювелирторг» в 2019 году получило 5,36 млрд руб. выручки и 2,02 млрд руб. чистого убытка. Весной еще один крупный игрок — «585 золотой» — объявлял о закрытии примерно 10% точек, или 45 магазинов по всей стране (см. “Ъ” от 24 марта).
В пресс-службе «Адамаса» к вечеру воскресенья не ответили на вопросы “Ъ”. Представитель Московского ювелирного завода Алина Горшкова заявила “Ъ”, что за последние три месяца компания закрыла до 15 нерентабельных магазинов, отказ от этих точек входил в планы сети на 2020 год. По ее словам, в ближайшие месяцы должны открыться пять новых объектов.
Ювелирные сети давно испытывают сложности, пандемия COVID-19 скорее усугубила их положение, отмечает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.
«Судя по очень скромным мерам поддержки, которые запоздало пытается оказывать государство, и с учетом того, что ювелирная индустрия не вошла в перечень пострадавших отраслей, выход из кризиса растянется на два-три года»,— говорит гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. По его словам, в 2020 году продажи ювелирных изделий в стране могут сократиться до 55% к 2019 году, что в свою очередь приведет к уменьшению числа магазинов. По данным гильдии, в 2019 году объем розничной торговли ювелирными изделиями был 241,29 млрд руб. Таким образом, в этом году оборот рынка может снизиться до 132,7 млрд руб. При этом, отмечает руководитель отдела стрит-ритейла JLL Екатерина Подлесных, у ювелирных магазинов ставки аренды традиционно выше рынка.
Как отмечает госпожа Хакбердиева, для ювелиров онлайн-продажи всегда оставались слабой стороной.
Дистанционную торговлю ювелирными изделиями легализовали лишь в декабре 2019 года, напоминает Эдуард Уткин. До этого в стране действовал подписанный в 1992 году президентский указ, фактически запрещающий онлайн-торговлю в отрасли. Из-за этого ювелирные компании, чьи продажи через интернет перед кризисом не превышали в среднем 4%, оказались не готовы к работе в условиях пандемии, добавляет он.
По словам Алины Горшковой, до кризиса продажи через интернет занимали порядка 10% от общего объема выручки Московского ювелирного завода. Сегодня развитие онлайн-канала стало одним из приоритетных направлений деятельности компании, добавляет она. Господин Уткин отмечает, что в развитых странах онлайн-торговля достигает 30% от выручки ювелирной отрасли, «но дорогие изделия потребитель предпочитает выбирать физически».