Кризис без прикрас

Раздел: Рынки
23 июня 2020 г.

Па­де­ние спро­са на юве­ли­р­ные из­де­лия на фо­не кри­зи­са, огра­ни­че­ний из-­за COVID-19 и умень­ше­ния до­хо­дов вы­ну­ж­да­ет иг­ро­ков со­кра­щать при­сут­ствие в роз­ни­це. Две кру­п­ней­шие рос­сий­ские юве­ли­р­ные се­ти — Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод и «А­да­мас» — мо­гут за­крыть ряд то­чек, по дан­ным ис­точ­ни­ков “Ъ” речь идет о де­сят­ках ма­га­зи­нов. Под­дер­жать ко­м­па­нии мо­г­ла бы он­лайн-тор­го­в­ля, но она бы­ла ле­га­ли­зо­ва­на толь­ко в кон­це 2019 го­да, и иг­ро­ки не успе­ли ада­п­ти­ро­вать биз­нес.

О том, что Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод пла­ни­ру­ет су­ще­ствен­но со­кра­тить чис­ло сво­их ма­га­зи­нов, “Ъ” со­об­щил ис­точ­ник из чис­ла соб­ствен­ни­ков тор­го­вых цен­тров. По его сло­вам, речь мо­жет ид­ти о за­кры­тии не­сколь­ких де­сят­ков объ­ек­тов. Два кон­суль­тан­та на ры­н­ке ко­м­мер­че­ской не­дви­жи­мо­сти та­к­же зна­ют о го­то­вя­ще­м­ся со­кра­ще­нии чис­ла то­чек се­ти. По соб­ствен­ным дан­ным, на март это­го го­да Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод управ­лял бо­лее чем 260 ма­га­зи­на­ми в РФ и стра­нах СНГ, а та­к­же имел 100 пар­т­нер­ских то­чек в фор­ма­те shop in shop. Вы­руч­ка ОАО «Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод» в 2019 го­ду бы­ла 8,92 млрд руб., чи­стая при­быль — 1,09 млрд руб., сле­ду­ет из от­чет­но­сти. Бе­не­фи­ци­а­ром ко­м­па­нии счи­та­ет­ся биз­нес­мен Лев Ле­ва­ев, чье со­сто­я­ние Forbes в 2018 го­ду оце­ни­вал в $1 млрд.

Оба кон­суль­тан­та на ры­н­ке не­дви­жи­мо­сти го­во­рят о про­б­ле­мах и у дру­гой кру­п­ной юве­ли­р­ной се­ти — «А­да­мас», ко­то­рая та­к­же со­кра­ща­ет ко­ли­че­ство сво­их ма­га­зи­нов. По дан­ным на сай­те се­ти, «А­да­мас» се­го­д­ня вклю­ча­ет бо­лее 140 объ­ек­тов в Рос­сии. Со­глас­но «СПАРК-Ин­тер­факс», ООО «А­да­мас-Юве­ли­р­т­орг» в 2019 го­ду по­лу­чи­ло 5,36 млрд руб. вы­руч­ки и 2,02 млрд руб. чи­сто­го убы­т­ка. Вес­ной еще один кру­п­ный иг­рок — «585 зо­ло­той» — объ­яв­лял о за­кры­тии при­мер­но 10% то­чек, или 45 ма­га­зи­нов по всей стра­не (см. “Ъ” от 24 мар­та).

В пресс-слу­ж­бе «А­да­ма­са» к ве­че­ру вос­кре­се­нья не от­ве­ти­ли на во­про­сы “Ъ”. Пред­ста­ви­тель Мос­ко­в­ско­го юве­ли­р­но­го за­во­да Али­на Гор­ш­ко­ва за­яви­ла “Ъ”, что за по­след­ние три ме­ся­ца ко­м­па­ния за­кры­ла до 15 не­рен­та­бель­ных ма­га­зи­нов, от­каз от этих то­чек вхо­дил в пла­ны се­ти на 2020 год. По ее сло­вам, в бли­жай­шие ме­ся­цы дол­ж­ны от­крыть­ся пять но­вых объ­ек­тов.

Юве­ли­р­ные се­ти дав­но ис­пы­ты­ва­ют сло­ж­но­сти, пан­де­мия COVID-19 ско­рее усу­гу­би­ла их по­ло­же­ние, от­ме­ча­ет ди­рек­тор де­пар­та­мен­та тор­го­вой не­дви­жи­мо­сти Knight Frank Ев­ге­ния Ха­к­бер­ди­е­ва.

«Су­дя по очень скро­м­ным ме­рам под­дер­ж­ки, ко­то­рые за­поз­да­ло пы­та­ет­ся ока­зы­вать го­су­дар­ство, и с уче­том то­го, что юве­ли­р­ная ин­ду­стрия не во­ш­ла в пе­ре­чень по­стра­дав­ших от­рас­лей, вы­ход из кри­зи­са рас­тя­нет­ся на два-три го­да»,— го­во­рит ген­ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Эду­ард Ут­кин. По его сло­вам, в 2020 го­ду про­да­жи юве­ли­р­ных из­де­лий в стра­не мо­гут со­кра­тить­ся до 55% к 2019 го­ду, что в свою оче­редь при­ве­дет к умень­ше­нию чис­ла ма­га­зи­нов. По дан­ным гиль­дии, в 2019 го­ду объ­ем роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми был 241,29 млрд руб. Та­ким об­ра­зом, в этом го­ду обо­рот ры­н­ка мо­жет сни­зить­ся до 132,7 млрд руб. При этом, от­ме­ча­ет ру­ко­во­ди­тель от­де­ла стрит-ри­тей­ла JLL Ека­те­ри­на Под­лес­ных, у юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов став­ки арен­ды тра­ди­ци­он­но вы­ше ры­н­ка.

Как от­ме­ча­ет гос­по­жа Ха­к­бер­ди­е­ва, для юве­ли­ров он­лайн-­про­да­жи все­г­да оста­ва­лись сла­бой сто­ро­ной.

Ди­стан­ци­он­ную тор­го­в­лю юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми ле­га­ли­зо­ва­ли лишь в де­ка­б­ре 2019 го­да, на­по­ми­на­ет Эду­ард Ут­кин. До это­го в стра­не дей­ство­вал под­пи­сан­ный в 1992 го­ду пре­зи­ден­т­ский указ, фа­к­ти­че­ски за­пре­ща­ю­щий он­лайн-тор­го­в­лю в от­рас­ли. Из-­за это­го юве­ли­р­ные ко­м­па­нии, чьи про­да­жи че­рез ин­тер­нет пе­ред кри­зи­сом не пре­вы­ша­ли в сред­нем 4%, ока­за­лись не го­то­вы к ра­бо­те в усло­ви­ях пан­де­мии, до­бав­ля­ет он.

По сло­вам Али­ны Гор­ш­ко­вой, до кри­зи­са про­да­жи че­рез ин­тер­нет за­ни­ма­ли по­ряд­ка 10% от об­ще­го объ­е­ма вы­руч­ки Мос­ко­в­ско­го юве­ли­р­но­го за­во­да. Се­год­ня раз­ви­тие он­лайн-ка­на­ла ста­ло од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти ко­м­па­нии, до­бав­ля­ет она. Гос­по­дин Ут­кин от­ме­ча­ет, что в раз­ви­тых стра­нах он­лайн-тор­го­в­ля до­сти­га­ет 30% от вы­руч­ки юве­ли­р­ной от­рас­ли, «но до­ро­гие из­де­лия по­тре­би­тель пред­по­чи­та­ет вы­би­рать фи­зи­че­ски».

[ kommersant.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->