Флун Гумеров: «Часть персонала пришлось увольнять, поскольку физически не было денег»
Раздел: Ювелиры и компании
16 июня 2020 г.
«Дело в том, что денежных запасов в таком бизнесе нет и их сложно делать из-за валютно-сырьевой специфики», — рассказал президент компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров, который уверен, что нынешний кризис для ювелирной отрасли стал самым тяжелым за весь постсоветский период в РФ. Он рассказал «БИЗНЕС Online» о том, почему многие ювелиры-производители не возобновили работу, даже получив на это разрешение в апреле, и на какой процент сокращений пришлось пойти в собственной компании.
О ГЕРОЕ
Флун Гумеров — основатель ювелирной компании «Алмаз-Холдинг» — одного из лидеров отрасли в России. Организация создана в 1993 году. Продукцию для сети, состоящей преимущественно из франчайзинговых магазинов, производит «Красносельский Ювелирпром». Завод, основанный в 1919 году, находится в ювелирной столице — поселке Красное-на-Волге Костромской области. Сеть насчитывает 200 магазинов (в Татарстане их 28). Кроме того, Гумеров — активист татарской общины, во многом его усилиями в Костроме появилась мемориальная мечеть памяти мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны, а также проходят курсы татарского языка.
НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ОТРАСЛИ?
Кризис в ювелирной отрасли начал формироваться задолго до введения карантина, который, конечно, в максимальной степени усугубил уже имевшееся кризисное состояние. Выразилось это прежде всего в том, что более двух месяцев (с 30 марта и до начала июня) розничные ювелирные магазины (вообще) не работали почти во всех регионах РФ. Естественно, в данный период мы полностью лишились выручки. Даже несмотря на то, что у некоторых продавцов случались небольшие продажи в интернет-магазинах с использованием почтовых рассылок, объем реализации оказался мизерным. Правда, в некоторых регионах страны (например, Татарстан, Башкортостан, Костромская область) рознице разрешили работать в конце апреля – середине мая, что несколько смягчило разрушительное кризисное давление.
Конечно, с 30 марта полностью прекратилась и деятельность производства. Да, ювелиры-производители начали получать разрешение на работу во второй половине апреля, но объемы все равно были невелики, т. к. при отсутствии необходимых розничных продаж работать «на склад» просто невыгодно.Да и бессмысленно, поскольку неизвестно, что будет со спросом после снятия самоизоляции.
Вообще, насколько низкой оказалась производственно-торговая активность у ювелиров в первый месяц изоляции, показывают данные (за апрель 2020 года) Верхне-Волжской инспекции государственного пробирного надзора. Через клеймение прошло на 88% меньше ювелирных изделий, чем в этом же месяце прошлого года (308,9 тыс. единиц в апреле 2020-го против 2529,3 тыс. единиц в 2019-м).
НА КАКИЕ МЕРЫ ПРИШЛОСЬ ПОЙТИ?
Фактически наш бизнес вынужден был резко и существенно сократить свои расходы. Зарплата персоналу выплачивалась частично — в размере 30–50% от среднемесячной. Часть сотрудников пришлось увольнять, поскольку физически не было денег на выплату заработной платы.Сокращения на производстве составили 30–40%, в рознице — около 10–15% от общей численности персонала. Цифры так разнятся потому, что на производстве людей занято больше, чем в торговле.
Увольнение персонала ювелирами — неизбежная и вынужденная мера. Дело в том, что денежных запасов в таком бизнесе нет и их сложно делать из-за валютно-сырьевой специфики. Она требует оперативно вкладывать все свободные деньги в драгоценные металлы и другое сырье с валютной составляющей. Стоимость ювелирного сырья, во-первых, зависит от валютных цен на драгметаллы и драгкамни, во-вторых, от курса основных валют к рублю. Увы, все это имеет устойчивую тенденцию к росту.
ПОМОГАЮТ ЛИ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?
Этот кризис отличается тем, что осознанно-волевым способом была остановлена деятельность около 50% экономики страны (антивирусные мероприятия, разумеется, усугубили кризис), чего никогда не делалось ранее. Такие действия властей привели к еще большему падению и без того низкого потребительского спроса на ювелирку, т. к. очень много людей лишилось прежних заработков, которые и так у большинства были относительно небольшими. Так что предпринятые и предпринимаемые правительством, президентом России меры лишь частично компенсируют потери бизнеса, не более 20–25% в лучшем случае с учетом всех выплат и налоговых послаблений, в связи с чем вполне ответственно можно утверждать, что нынешний кризис оказался для ювелирной отрасли самым тяжелым за весь постсоветский период в РФ.
Хотя, конечно, стоит признать, что определенную финансовую помощь в будущем окажет снижение страховых взносов (ЕСН) до 15% с сумм, превышающих минимальную заработную плату. Полезными стали отсрочки по кредитам и налогам вместе с отменой некоторых налогов во втором квартале 2020 года. Без этого ситуация была бы совсем катастрофической.
Кстати, не могу не сказать, что ювелирная отрасль изначально вообще не была включена в список наиболее пострадавших от карантинных мер. Добавили ее только после того, как направлено соответствующие обращение в правительство страны от гильдии ювелиров России и «Деловой России». Да и то включена была лишь розничная торговля, а само ювелирное производство до сих пор вне данного списка. Как так?
ПРОГНОЗЫ. ЧТО СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
Как я уже сказал в самом начале, кризисная ситуация в нашей отрасли возникла задолго до начала введения ограничений. Так что причины случившегося сейчас кризиса вполне очевидны: во-первых, постоянное повышение стоимости сырья в рублевом выражении приводило к перманентному росту цен на ювелирные изделия, во-вторых, периодическое сильное снижение курса рубля (девальвация) вызывало уменьшение потребительского спроса, что вполне определенно усугублялось еще и повышением цен на ювелирные изделия.
В дополнение к нынешним кризисным проявлениям сейчас прогнозируется дальнейший значительный рост валютных цен на драгоценные металлы в ближайшей перспективе. В первую очередь будет дорожать золото из-за соответствующих пертурбаций в долларовой и еврозоне (за золотом сразу подтянутся и остальные драгметаллы вместе с иным сырьем для ювелирных изделий). С курсом рубля тоже не все радужно и определенно, учитывая специфику валютно-курсовой политики Центробанка России, которую пересматривать вроде как пока не намерены. Поэтому и перспектива развития ювелирной отрасли в нашей стране наполняется пролонгирующимся кризисным содержанием на ближайшую перспективу.
Но, несмотря на довольно серьезную кризисную ситуацию, сложившуюся к настоящему времени, я все же исповедую оптимистичный подход и считаю, что любой кризис не только несет в себе сложности, но и предоставляет определенные возможности для оптимизации, переналадки и повышения эффективности бизнеса. Потому я намерен и далее развивать бизнес, используя все имеющиеся возможности.
Да, приходится привыкать к новому статусу и меняющемуся миру. Так что главное сейчас — быть здоровым, здравомыслящим, творчески активным, потому что, пока мы сохраняем разумность, ничего не потеряно. Все в наших руках! Мир вашему дому и долгих лет активной жизни!