В настоящее время идeт подготовка к рассмотрению Проекта Федерального закона о внесении изменений в N 41-ФЗ на подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
«Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях» — это ключевой базовый отраслевой закон. Он определяет регуляторную и контрольно-надзорную политику государства в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (далее ДМДК), а также устанавливает обязательные требования для участников этого рынка. Важность и значимость данного закона для ювелиров бесспорна.
Проект изменений в N 41-ФЗ был разработан Минфином РФ. Он детально прорабатывался Рабочей группой в течение 3 месяцев. Все предложенные Рабочей группой изменения и дополнения были согласованы с разработчиком, по многим позициям были найдены компромиссные формулировки, а там, где компромисса не нашли, в основном сохранилась редакция Минфина. Итоговый текст Проекта был согласован и проголосован членами Рабочей группы по каждому пункту.
В таком виде Проект поступил на процедуру оценки регулирующего воздействия (в начале марта 2020 г.).
В апреле-мае Проект проходил согласование в заинтересованных Федеральных органах исполнительной власти. В результате он претерпел кардинальные изменения. По мнению ряда экспертов, Проект стал неузнаваем. Из первоначального варианта удалено 49 % текста. Сам объeм Проекта уменьшился на 13 %. Последняя редакция содержит 40 % нового текста с которым Рабочая группа была не знакома.
Более того, изначальный и последний варианты Проектов имеют концептуальные отличия. Первый вариант был нацелен на создание эффективного механизма регулирования отношений в сфере оборота ДМДК, устранение правовых неопределeнностей, на повышение эффективности контроля и надзора, на уменьшение объeмов администрирования и устранение присутствия государства во внутрихозяйственной деятельности субъектов, а также на отмену регламентации бизнес-процессов. Проект предполагал концентрацию контроля на входе сырья и выходе готовой продукции с применением риск-ориентированного подхода.
Обновлeнный вариант Проекта в большей степени нацелен на усиление надзорно-контрольных функций государства, сохранение рудиментарных форм этого контроля, консервацию избыточных и устаревших обязательных требований, сохранение за государством регулирования и управления предпринимательскими рисками (хозяйственными, коммерческими, управленческими и др.). Это в первую очередь касается вопросов перевозки, хранения, учeта драгоценных металлов и камней, требований технической укреплeнности мест хранения, регламентации технологических процессов, «обвешивания» бизнеса обязательными к исполнению инструкциями.
Данный Проект увеличивает административную нагрузку на бизнес, расширяет перечень обязательных для участников рынка требований, создаeт избыточные барьеры для ведения предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК. Всe это в совокупности приводит к необоснованному росту издержек, причeм на фоне глубокого экономического спада. К сожалению, из первого варианта Проекта полностью исключены разделы, касающиеся регулирования розничной и комиссионной торговли, а также скупки драгоценных металлов.
Возможно по мнению разработчика и ФОИВов Проект стал лучше, но он точно уже не имеет никакого отношения к механизму «регуляторной гильотины». В отношении нашего закона можно сказать, что «регуляторная гильотина» стала 5 колесом в телеге российского законотворчества.
Члены Рабочей группы рассчитывают на то, что закон всe же отправят на доработку, и он будет качественно улучшен.