Ювелирная индустрия всегда стоит несколько особняком от других — даже во время Великой депрессии она была одной из немногих, которая переживала расцвет, а не спад и рецессию. Нынешний карантин сильно повлиял на уровень потребления, но все равно по отношению к другим сферам жизни и отраслям ювелиры чувствуют себя хорошо. Ювелирные аукционы ставят рекорды по продажам в низком и высоком ценовых сегментах. 28 апреля у Sotheby`s случился новый ценовой рекорд: браслет Cartier 1920-х годов был продан за $1,3 млн. Украшения дают людям эмоциональную поддержку, восполняют недостаток «социальных поглаживаний», поднимают настроение и позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.
Российские ювелиры говорят, что их отношения с клиентами стали более крепкими, что работа над коллекциями идет по старинному «мануфактурному методу» конца XIX—начала ХХ веков, когда каждый мастер выполнял свою часть работы в своей мастерской. «Коммерсантъ Стиль» поговорил с российскими марками, работающими в разных сегментах, о том, как строится их работа на карантине.
Лиза Борзунова, основатель и дизайнер марки Liza Borzaya (Москва)
«Для нас карантин начался с того, что мне пришла новая литьевая машина, о которой я мечтала, и это был настоящий подарок. Первое время мы думали, что будем продолжать работать в мастерской, тем более что в начале года мы расширились, набрали больше мастеров, приступили к новым коллекциям. Но с введением карантина постепенно стали переносить рабочий процесс на дом: большинство мастеров организовали себе рабочее место дома, и сейчас мы выглядим как старая швейцарская мануфактура — каждый делает свою часть работы из дома, и украшение, которое раньше не покидало одной комнаты, сейчас путешествует между мастерами.
Я замечаю интерес к марке у международных партнеров из США и Китая. Я вижу, как ожил китайский рынок со снятием карантина и насколько активно они включились в общение с клиентами,— это создает очень позитивное впечатление и дает надежду, что наше будущее не настолько пессимистично, как кажется, когда сидишь взаперти».
Дарья Волкова, основатель марки Darvol (Москва)
«С самого начала было понятно, что новая экономическая ситуация вымоет значительный сегмент наших клиентов — владельцев малых и средних бизнесов, которым интересны небольшие и не очень дорогие драгоценные камни. Поэтому основные продажи мы сосредоточили на более высоком, инвестиционном сегменте.
Закрытие границ Таиланда, Китая, Бангкока и Израиля, основных поставщиков цветных драгоценных камней и бриллиантов, привело к тому, что время ожидания ''своего камня'' для клиентов сильно увеличилось. Фактически сейчас мы закончили все заказы, которые у нас были с давно пришедшими камнями, и ждем ''открытия границ''. Хорошо, что у нас очень понимающие клиенты, хотя вопросы ''Почему нельзя обычной почтой прислать бриллиант в 5 каратов?'' тоже были. И еще многие клиенты стали смелее, чем раньше: многие начали реализовывать свои отложенные желания, руководствуясь позицией ''Если не сейчас, то когда?''».
Таня Либерман, основательница бренда Jerusalembazar (Тель-Авив)
«Я постоянно на связи с каждым из поставщиков и производств. Например, наше израильское производство серебра не снижало темпы работ, поэтому часть из артикулов, которые мы обычно производим в России, перенесли туда. Конечно, все они произвести не могут, так как для этого нужны модели, резинки, 3D-макеты, утвержденные образцы. С украшениями, которые мы можем произвести только в России, была задержка, но теперь производство нашло способ выйти на законное функционирование, а пробирная палата, к счастью, открыла свои двери. Наша фирменная коллекция с натуральными камнями производится вручную в маленькой студии на юге Израиля, и эти мастера были на карантине. В Израиле карантин практически снят, и они приступили к срочной работе. Я пытаюсь их не подгонять, но новая поставка украшений с камнями нужна нам как вода в пустыне. Но не все зависит от нас. Камни для новой коллекции, которая должна была уже уйти в производство, уже месяц стоят на границе. Остается только ждать.
Конечно, самые активные продажи шли, когда были скидки. Сейчас все соскучились по бестселлерам и новинкам, поэтому мы так ждем новую коллекцию. А тем временем используем время для расчистки складов, до которых не доходили руки, и запланировали пять больших ликвидаций на май.
Для общения с аудиторией мы используем новые способы посарафанить. Например, вместо ''отметь двух подруг'' недавно я просила своих подписчиков рассказать про нашу акцию у себя в Stories и оставить комментарий под моим постом. В итоге мы получили и активность под публикацией, и широкий охват в Instagram лояльной аудитории».
Ольга Локшина, основатель и дизайнер ювелирной марки MoonSwoon (Екатеринбург)
«Офлайн-продаж мы, конечно, лишились, но благодаря этому вырос онлайн и связь с клиентами стала более личной и тесной. За время карантина они превратились во взаимную нежность: почти каждый заказ сопровождается сообщениями ''спасибо большое, люблю вас'' с той и с другой стороны. Это все очень приятно. У нас маленький уютный клуб. Именно таким я всегда хотела видеть свой бренд и рада, что это стало актуально в текущей ситуации.
Сейчас мы ведем параллельно три небольшие линии украшений на разных стадиях готовности, работа над которыми началась еще до карантина. Для нас это лучше, чем одна большая коллекция. Но есть проблемы со сроками доставок от поставщиков. Производства работают, но медленно, поэтому пересматриваем пока внутреннюю организацию процессов. Может быть, потому, что моя марка маленькая, мне не страшно... У нас самые позитивные ощущения от ситуации».
Наталья Шумакова, основатель бренда Natasha Libelle (Екатеринбург)
«Такая непростая ситуация, как сейчас,— проверка на прочность для любого бизнеса. За время карантина нам удалось перевести работу полностью в онлайн-формат, и отношения с клиентами стали более личными. Переписка в мессенджерах теперь идет не только на тему цен и ассортимента, но все больше похожа на разговор близких людей: мы делимся новостями, трендами, обсуждаем, как и с чем носить украшения.
Мы организовали серию вебинаров на тему геммологии и ювелирного производства, которые оказались очень востребованы у клиентов и партнеров-магазинов, поставщиков — это было неожиданно и приятно. Для нас было важно в первую очередь сохранить хорошее настроение и ощущение принадлежности к прекрасному, к сказке, мечте, красоте — именно это мы постарались сделать главной темой наших эфиров о свойствах и красоте природных камней, о ювелирном искусстве, о союзах творческих людей. Это важно для нас и, как оказалось, важно и нашим подписчикам».
Александр Синицын, основатель бренда ювелирных украшений Aleksandr Sinitsyn Jewelry (Челябинск)
«Ситуация в Челябинске такая, что каждый, кто может работать, делает это. Разрешение от губернатора есть. Помощи от государства никто не ждет. Поговорили с сотрудниками — команда решила выйти на работу. Стараюсь загрузить производство, чтобы люди продолжали зарабатывать деньги.
У нас несколько поставщиков камней в России, Китае и Таиланде. Из Таиланда мы заказали большую партию камней еще до закрытия границ — повезло. Китайские поставщики на сегодняшний день работают в полную силу, но доставки застряли на границе, срок увеличился минимум в два раза, да и цена подскочила вслед за курсом доллара. Некоторые поставщики камней в Москве вынуждены были закрыться из-за того, что у них нет доступа к офису. Таких мало, все в основном стараются работать даже сейчас. Производства в России продолжают работать.
В первые недели апреля заказов не было совсем. Люди прямо говорили, что остались без работы и откладывают покупку. Наши партнеры Poison Drop вынуждены были закрыть розничные магазины, и в какой-то - момент продажи остановились у всех. Но во второй половине апреля все как будто отошли от шока, и продажи восстановились, нам удалось повторить прошлый год по объему продаж. Я думаю, нам повезло, что мы работаем как онлайн-проект на всю Россию. У нас нет своей розницы и нет больших потерь. В мае мы стали продавать свои украшения через крупного реселлера Lamoda, надеемся, это поможет компенсировать общий спад».