Очередная волна электронной торговли предметами роскоши

Раздел: Рынки
16 апреля 2020 г.

В по­след­ние 20 лет биз­нес, ра­бо­та­ю­щий с пред­ме­та­ми рос­ко­ши, кар­ди­наль­но ме­ня­л­ся по ме­ре то­го, как уна­сле­до­ван­ные се­мей­ные брен­ды пре­вра­ща­лись в мно­го­ми­л­ли­ар­д­ные ко­м­па­нии ин­ду­стрии мо­ды, рас­ши­ряя кли­ен­т­скую ба­зу пред­ме­тов клас­са «люкс» в го­раз­до боль­шей сте­пе­ни, чем Луи Ви­т­тон (Louis Vuitton) и лю­ди, со­став­ляв­шие стер­жень его биз­не­са, ко­г­да-­ли­бо мо­г­ли се­бе пред­ста­вить. По дан­ным Bain & Company, в 2019 го­ду ры­нок пред­ме­тов рос­ко­ши для ли­ч­но­го поль­зо­ва­ния сто­ил €281 млрд (о­ко­ло $310 млрд по ны­не­ш­не­му кур­су) по срав­не­нию со €116 млрд (о­ко­ло $128 млрд) в 2000 го­ду.

Ко­неч­но, эта ци­ф­ра дол­ж­на со­кра­тить­ся в 2020 го­ду, так как мир счи­та­ет, что эко­но­ми­че­ские по­след­ствия, ве­ро­ят­но, бу­дут ху­же, чем в пе­ри­од Ве­ли­кой ре­цес­сии, вслед­ствие быст­ро­го рас­про­стра­не­ния ко­ро­на­ви­ру­са Covid-19, ко­то­рый по­яви­л­ся в на­ча­ле го­да в Ки­тае и рас­про­стра­ни­л­ся вес­ной на США и Ев­ро­пу. Ты­ся­чи лю­дей по­ги­б­ли, а ми­л­ли­о­ны по­те­ря­ли ра­бо­ту. Со­глас­но но­во­му от­че­ту Bain, в пе­р­вом квар­та­ле 2020 го­да ми­ро­вые про­да­жи пред­ме­тов рос­ко­ши со­кра­тят­ся по срав­не­нию с про­ш­лым го­дом на 25-30 про­цен­тов. По оцен­кам ана­ли­ти­ков, в этом го­ду ры­нок мо­жет со­кра­тить­ся на 35 про­цен­тов.

Это на­ше но­вое нор­маль­ное со­сто­я­ние. Но до то­го, как кри­зис пе­ре­вер­нул мир с ног на го­ло­ву, по­став­щи­ки пред­ме­тов рос­ко­ши, в том чис­ле фран­цуз­ские кон­г­ло­ме­ра­ты LVMH и Kering, а та­к­же швей­ца­р­ская груп­па Richemont, за­во­е­ва­ли по­ко­ле­ние по­тре­би­те­лей, одер­жи­мых но­виз­ной, экс­клю­зив­но­стью и гла­му­ром. Успех при­нес­ла ори­ен­ти­ро­ван­ная на по­треб­но­сти кли­ен­тов роз­ни­ч­ная тор­го­в­ля и бес­ко­неч­ные по­то­ки но­вых про­дук­тов, ко­то­рые ва­рьи­ро­ва­лись в це­не от не­по­мер­но до­ро­гих для боль­шин­ства по­ку­па­те­лей до со­вер­шен­но до­сту­п­ных по це­не для мно­гих. Но эту лю­бовь та­к­же разо­жгла ци­ф­ро­вая эпо­ха, ко­то­рая поз­во­ли­ла по­ку­па­те­лям вза­и­мо­дей­ство­вать со сво­и­ми лю­би­мы­ми брен­да­ми в лю­бое вре­мя и в лю­бом ме­сте.

В­се на­ча­лось с за­пус­ка он­лайн-­ма­га­зи­на пред­ме­тов рос­ко­ши Net-a-Porter в Лон­до­не в июне 2000 го­да. Бу­дучи от­ча­сти жур­на­лом, от­ча­сти ви­р­ту­аль­ным ма­га­зи­ном, Net-a-Porter, был лишь пе­р­вым из мно­гих муль­ти­б­рен­до­вых участ­ни­ков он­лайн-тор­го­в­ли, ко­то­рые во­шли в эту ка­те­го­рию. В том же го­ду в Ми­ла­не от­кры­л­ся ин­тер­нет-­ма­га­зин Yoox, ко­то­рый про­да­вал ди­зай­нер­скую оде­ж­ду пре­ды­ду­ще­го се­зо­на груп­пе по­тре­би­те­лей, ко­то­рые ра­нь­ше ни­ко­г­да не име­ли к ней до­сту­па.

В 2010 го­ду че­рез Ин­тер­нет бы­ло про­да­но ли­ч­ных пред­ме­тов рос­ко­ши на €4,3 млрд (о­ко­ло $4,7 млрд), и Net-a-Porter был са­мым на­де­ж­ным элек­трон­ным про­дав­цом пред­ме­тов рос­ко­ши, не го­во­ря уже о са­мом мод­ном стар­та­пе в биз­не­се. В том же го­ду Richemont при­об­ре­ла кон­троль­ный па­кет ак­ций ко­м­па­нии за ₤350 млн (о­ко­ло $434 млрд).

К 2019 го­ду по­тре­би­те­ли по все­му ми­ру еже­год­но по­ку­па­ли ли­ч­ные пред­ме­ты рос­ко­ши на су­м­му €33,3 млрд (о­ко­ло $37 млрд). Од­на­ко в то вре­мя, ко­г­да в на­ча­ле де­ся­ти­ле­тия Net-a-Porter, по­хо­же, го­то­ви­л­ся стать ин­тер­нет-­ма­га­зи­ном Amazon клас­са люкс, сек­тор стал бо­лее фра­г­мен­ти­ро­ван­ным и ха­о­ти­ч­ным, чем ко­г­да-­ли­бо.

По­яви­лась вто­рая вол­на кон­ку­рен­тов, стре­мя­щих­ся пе­ре­хва­тить эти рас­хо­ды, в том чис­ле дру­гие муль­ти­б­рен­до­вые ри­тей­ле­ры, на­при­мер, MatchesFashion и Moda Operandi, а та­к­же арен­д­ные плат­фор­мы, про­дав­цы по­дер­жан­ных то­ва­ров, тор­го­вые пло­ща­д­ки и про­вай­де­ры услуг ме­ж­ду дву­мя од­но­ран­го­вы­ми иг­ро­ка­ми. У ка­ж­до­го из этих вновь по­явив­ших­ся участ­ни­ков, от ко­м­па­нии The RealReal, тор­гу­ю­щей то­ва­ром по кон­си­г­на­ции, до StockX - тор­го­в­ца раз­ре­кла­ми­ро­ван­ны­ми сни­ке­ра­ми, а та­к­же Farfetch - тор­го­вой пло­ща­д­ки для лю­к­со­вых то­ва­ров, бы­ло свое соб­ствен­ное от­но­ше­ние к мо­де­ли элек­трон­ной тор­го­в­ли пред­ме­та­ми рос­ко­ши. Но ко­г­да они ста­ли вы­тес­нять Net-a-Porter как до­ми­ни­ру­ю­ще­го иг­ро­ка, они та­к­же стол­к­ну­лись с соб­ствен­ны­ми про­б­ле­ма­ми. Ни­кто из них не стал ли­де­ром ры­н­ка.

В на­сто­я­щее вре­мя муль­ти­б­рен­до­вые ри­тей­ле­ры кон­ку­ри­ру­ют за по­ку­па­те­лей на ры­н­ке мо­ды, где пред­ло­же­ние пре­вы­ша­ет спрос. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла дис­кон­т­ная фор­ма об­слу­жи­ва­ния, осо­бен­но в США, где ин­тер­нет-­ма­га­зи­ны и ре­аль­ные ма­га­зи­ны ре­гу­ляр­но сни­жа­ют свои це­ны (и при­бы­ли), что при­во­дит од­них ри­тей­ле­ров к бан­к­ро­т­ству, в том чис­ле все­ми­р­но из­ве­ст­ный ма­га­зин Barneys New York, а дру­гие ста­но­вят­ся убы­точ­ны­ми.

«Я дей­стви­тель­но не ви­жу ми­ра, в ко­то­ром у вас бу­дут ра­бо­тать все эти кон­ку­ри­ру­ю­щие муль­ти­б­рен­до­вые ри­тей­ле­ры, про­да­ю­щие точ­но та­кой же то­вар, - ска­за­ла Джен­ни­фер Хай­ман (Jennifer Hyman), ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор слу­ж­бы арен­ды оде­ж­ды Rent the Runway. - Они не на­це­ле­ны на бу­ду­щее».

Но, по­жа­луй, боль­ше все­го из­ме­не­ний вно­сит рас­ту­щая кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны брен­дов, ко­то­рые в по­след­ние го­ды сде­ла­ли свои соб­ствен­ные ка­на­лы элек­трон­ной ко­м­мер­ции бо­лее при­о­ри­тет­ны­ми.

Се­год­ня у он­лай­но­во­го ма­га­зи­на по тор­го­в­ле лю­к­со­вы­ми то­ва­ра­ми уже ма­ло вре­ме­ни на раз­ра­бо­т­ку вы­год­ных стра­те­гий, в то вре­мя как кри­зис, вы­зван­ный ко­ро­на­ви­ру­сом, тол­ка­ет эко­но­ми­ку в со­сто­я­ние, ко­то­рое, как ожи­да­ет­ся, при­ве­дет к глу­бо­ко­му спа­ду, уско­ряя кар­ди­наль­ные из­ме­не­ния в по­ве­де­нии по­тре­би­те­лей, что уже про­ис­хо­дит. Это не по­сте­пе­н­ная эво­лю­ция, а пе­ре­ло­м­ный мо­мент для он­лайн-ры­н­ка пред­ме­тов рос­ко­ши, где ожи­да­ет­ся даль­ней­шая кон­со­ли­да­ция, со­кра­ще­ние чис­ла ма­га­зи­нов и их за­кры­тие.

Од­на­ко в раз­гар кри­зи­са мо­гут по­явить­ся но­вые воз­мо­ж­но­сти. В свя­зи с чем воз­ни­ка­ет во­прос: как ада­п­ти­ру­ют­ся ли­де­ры от­рас­ли и как бу­дет вы­г­ля­деть сле­ду­ю­щая вол­на элек­трон­ной тор­го­в­ли пред­ме­та­ми рос­ко­ши?

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->