Казанские ломбарды нащупали золотое дно коронакризиса

Раздел: Ломбарды
17 апреля 2020 г.

Как вы­яс­ни­ло «Ре­аль­ное вре­мя», не­смо­т­ря на то, что ло­м­бар­ды не во­шли в пе­ре­чень раз­ре­шен­ных си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щих ор­га­ни­за­ций в Та­тар­ста­не, не­ко­то­рые из них про­дол­жа­ют ра­бо­тать. Экс­пе­р­ты от­ме­ча­ют, что на ры­н­ке ра­бо­та­ют та­к­же ко­мис­си­он­ные ма­га­зи­ны и не­ле­галь­ные кре­ди­то­ры, ко­то­рые мо­гут дей­ство­вать под ви­дом ло­м­бар­дов. Вла­дель­цы ря­да за­ве­де­ний кон­ста­ти­ру­ют на­плыв кли­ен­тов, сда­ю­щих в ос­но­в­ном зо­ло­тые из­де­лия, что­бы по­лу­чить за них хоть ка­кие-то день­ги на жиз­нь. По сло­вам ро­сто­в­щи­ков, в не­ра­бо­чие дни ап­ре­ля чис­ло об­ра­ща­ю­щих­ся за сроч­ны­ми день­га­ми гра­ж­дан вы­рос­ло как ми­ни­мум на треть. Кри­зис­ный тренд под­твер­ди­ли и юве­ли­ры. Поль­зу­ясь по­вы­шен­ным спро­сом, соб­ствен­ни­ки ко­мис­си­он­ных ма­га­зи­нов под­ня­ли це­ны на зо­ло­то по­чти на 40%, по­лу­чив воз­мо­ж­ность ску­пить все, что им при­не­сут, под 1% в сут­ки.

Зо­ло­тые укра­ше­ния — са­мый хо­до­вой то­вар

Ка­за­н­цы, от­прав­лен­ные на вре­мя са­мо­и­зо­ля­ции в от­пус­ка за свой счет и, оче­вид­но, уже ис­пы­тав­шие не­хват­ку де­нег, устре­ми­лись в ло­м­бар­ды и ко­мис­си­он­ные ма­га­зи­ны. Не­смо­т­ря на огра­ни­че­ния де­я­тель­но­сти для боль­шин­ства ко­м­мер­че­ских объ­ек­тов, ло­м­бар­ды и ко­мис­си­он­ные ма­га­зи­ны про­дол­жа­ют ра­бо­тать, хо­тя и в не­сколь­ко из­ме­нен­ном фор­ма­те. До­ста­точ­но на­брать но­мер те­ле­фо­на пра­к­ти­че­ски лю­бо­го ка­за­н­ско­го ма­га­зи­на — и доб­ро по­жа­ло­вать на сда­чу дра­го­цен­но­сти чуть ли не в лю­бое вре­мя су­ток, в от­ли­чие от ло­м­бар­дов, ко­то­рые мо­гут ра­бо­тать толь­ко до 20.00, «ко­мис­си­он­ки», как пра­ви­ло, ра­бо­та­ют кру­г­ло­су­точ­но. Как рас­ска­зал «Ре­аль­но­му вре­ме­ни» вла­де­лец од­но­го из та­ких за­ве­де­ний, спрос на услу­ги сей­час за­мет­но вы­рос, а риск по­пасть под штра­фы его не пу­га­ет.

— Ка­ж­дый день при­хо­дят по 10—15 че­ло­век, при­но­сят зо­ло­то, — рас­ска­зы­ва­ет наш со­бе­сед­ник, ко­то­рый все же по­про­сил не на­зы­вать его име­ни и ме­ста ра­бо­ты. — Дру­гое я не при­ни­маю. Це­ну даю хо­ро­шую — до 2100 руб­лей за 1 грамм ло­ма при про­да­же. Ес­ли сда­ют на ко­мис­сию, что­бы до­жить до за­р­пла­ты, то пред­ла­гаю 1900 руб­лей за 1 грамм — это ма­к­си­мум за по­след­ние пол­го­да, в но­яб­ре при­ни­ма­ли до 1600—1700 руб­лей. Так се­мья мо­жет пе­ре­хва­тить не­боль­шие день­ги до бу­ду­щей по­луч­ки. Но и ко­мис­си­он­ная став­ка не­ма­лая — 0,5% в сут­ки, — со­об­щил пред­при­ни­ма­тель.

Та­ким об­ра­зом, ес­ли сдать укра­ше­ние ве­сом во вну­ши­тель­ные 4 гра­м­ма, мо­ж­но по­лу­чить на ру­ки чуть бо­лее 8 ты­сяч руб­лей. При воз­вра­те су­м­мы че­рез ме­сяц при­дет­ся упла­тить ко­мис­сию око­ло 800 руб­лей. «Ни­че­го, со­гла­ша­ют­ся», — уве­ря­ет хо­зя­ин пун­к­та при­е­ма. Для срав­не­ния при­во­дит сто­и­мость но­во­го юве­ли­р­но­го из­де­лия до раз­га­ра пан­де­мии ко­ро­на­ви­ру­са — око­ло 3 тыс. руб­лей за 1 грамм.

Экс­пе­р­ты пре­ду­пре­ж­да­ют, что на ры­н­ке кро­ме ло­м­бар­дов и ко­мис­си­он­ных ма­га­зи­нов мо­гут ра­бо­тать и не­ле­галь­ные кре­ди­то­ры. От­ли­чие ле­галь­но­го ло­м­бар­да в том, что они под­кон­троль­ны Бан­ку Рос­сии, а их став­ка огра­ни­че­на сред­не­ры­ноч­ны­ми зна­че­ни­я­ми пре­дель­ной сто­и­мо­сти кре­ди­та, ко­то­рые уста­нав­ли­ва­ют­ся еже­к­вар­таль­но и пуб­ли­ку­ют­ся на сай­те ЦБ. На II квар­тал 2020 го­да это огра­ни­че­ние по зо­ло­ту со­став­ля­ет 142,669%.

— Дей­стви­тель­но, сей­час в ло­м­бар­дах идет ак­тив­ная «дви­жу­ха», — под­твер­ж­да­ет гла­ва юве­ли­р­но­го пред­при­я­тия «Ал­маз» Ан­д­рей Вол­ч­ков. — Знаю, что в по­след­ний раз в ло­м­бар­дах да­ва­ли 1500—1600 руб­лей за грамм зо­ло­та при сда­че на ко­мис­сию. Ес­ли сей­час при­хо­дят 10 че­ло­век в день — это, мо­ж­но ска­зать, мно­го.

«Щед­ро­сть» ску­п­щи­ков участ­ник ры­н­ка свя­зы­ва­ет с тем, что це­ны на дра­го­цен­ные ме­тал­лы не­дав­но рва­ну­ли вверх. «Го­су­дар­ство и кру­п­ные ин­ве­сто­ры вкла­ды­ва­ют­ся в зо­ло­то. По­с­ле сня­тия ка­ран­ти­на юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны, ско­рее все­го, под­ни­мут це­ны на укра­ше­ния на 10%», — про­г­но­зи­ру­ет он.

— По­ток устре­ми­л­ся к ним еще и по­то­му, что с 30 мар­та в Ка­за­ни за­кры­лись все юве­ли­р­ные тор­го­вые се­ти, при ко­то­рых бы­ли ка­би­не­ты по ску­п­ке зо­ло­та. Им дей­стви­тель­но ста­ло про­ще ску­пить все, что при­не­сут, — кон­ста­ти­ру­ет гла­ва «Ал­маз-­хол­дин­га» Флун Гу­ме­ров.

Сам он за­крыл 30 ор­га­ни­за­ций по ко­мис­си­он­но­му при­е­му зо­ло­та при ре­фор­ме ло­м­бар­д­но­го ры­н­ка, в ре­зуль­та­те ко­то­рой эта де­я­тель­ность ста­ла ре­гу­ли­ро­вать­ся ЦБ. «Это, ко­неч­но, удив­ля­ет, что юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны дол­ж­ны бы­ли за­крыть­ся. В них и так не бы­ло мно­го по­се­ти­те­лей. А ло­м­бар­ды про­дол­жа­ют ра­бо­тать», — по­ра­жа­ет­ся он.

«Ть­фу-ть­фу, чтоб не на­сту­ча­ли»

С кон­ца мар­та из-­за пан­де­мии в Та­тар­ста­не, как и по всей Рос­сии, дей­ству­ет за­прет на де­я­тель­ность ор­га­ни­за­ций, за ис­клю­че­ни­ем си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щих пред­при­я­тий, про­из­водств не­пре­ры­в­но­го цик­ла, то­чек про­даж то­ва­ров пе­р­вой не­об­хо­ди­мо­сти. Вся осталь­ная тор­го­в­ля вста­ла. Пер­вое вре­мя опа­са­лись про­дол­жать биз­нес и дер­жа­те­ли ло­м­бар­дов, при­з­нал­ся один из них. Од­на­ко, су­дя по тек­сту по­ста­но­в­ле­ния пра­ви­тель­ства Та­тар­ста­на, эти за­ве­де­ния не под­па­да­ют ни под од­ну ка­те­го­рию, чья де­я­тель­ность за­пре­ще­на, по­ла­га­ет биз­не­смен: «Че­ст­но го­во­ря, мои ра­бо­т­ни­ки от­ка­зы­ва­лись в пе­р­вые дни вы­хо­дить на ра­бо­ту. Бо­я­лись, что их оштра­фу­ют за на­ру­ше­ние ре­жи­ма са­мо­и­зо­ля­ции. То­г­да я вы­шел сам и ли­ч­но при­ни­мал цен­но­сти. Не­де­лю ра­бо­тал один».

В усло­ви­ях пра­во­вой не­о­пре­де­лен­но­сти ло­м­бар­ды ра­бо­та­ют под вы­вес­кой «за­кры­то». Од­на­ко по звон­ку про­дол­жа­ют при­ни­мать кли­ен­тов. «Ть­фу-ть­фу, чтоб не на­сту­ча­ли, — пе­ре­жи­ва­ет пред­при­ни­ма­тель. — Но с дру­гой сто­ро­ны, за­чем им сда­вать нас, ведь им не­г­де бу­дет взять день­ги. К нам при­хо­дят те, кто ока­за­л­ся в без­вы­ход­ном по­ло­же­нии». Сей­час вла­де­лец ло­м­бар­да уго­во­рил вый­ти на ра­бо­ту еще пя­те­рых ра­бо­т­ни­ков: «И­на­че пла­тить за­р­пла­ту не смо­гу». Точ­но так же по­сту­пи­ли мно­гие дру­гие учре­ди­те­ли ло­м­бар­дов. Гла­ва юве­ли­р­но­го пред­при­я­тия «Ал­маз» Ан­д­рей Вол­ч­ков не удив­лен, так как сей­час для ро­сто­в­щи­ков ак­тив­ный се­зон:

— Ни юве­ли­р­ные пред­при­я­тия, ни юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны не ра­бо­та­ют. За­кры­ты се­ти «Я­хонт», «Гра­нат». Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии на­пи­са­ла пись­мо о при­з­на­нии от­рас­ли по­стра­дав­шей, — рас­ска­зал Вол­ч­ков.

Вла­де­ли­ца не­боль­шой юве­ли­р­ной ма­стер­ской Ма­ри­на Де­ми­на до­ба­ви­ла, что ма­сте­ра бу­дут пе­ре­но­сить обо­ру­до­ва­ние в квар­ти­ры, ес­ли же­ст­кий ре­жим са­мо­и­зо­ля­ции про­д­ли­т­ся до мая. «В вы­и­г­ры­ше оста­лись ло­м­бар­ды, ко­то­рые про­дол­жа­ют ра­бо­тать на свой риск и страх», — под­твер­ж­да­ет и она.

В­про­чем, не­ко­то­рые ре­ги­о­ны раз­ре­ши­ли этим за­ве­де­ни­ям ра­бо­тать офи­ци­аль­но. По дан­ным ре­ги­о­наль­ной Ас­со­ци­а­ции ло­м­бар­дов, по­сла­б­ле­ния да­ли в вось­ми ре­ги­о­нах, но Та­тар­ста­на в этом спис­ке нет. Это Орен­бур­г­ская об­ласть, Кур­ган­ская (с 9 ап­ре­ля), Туль­ская, Ке­ме­ро­в­ская, Мос­ко­в­ская, Ом­ская, Пер­м­ский край и Свер­д­ло­в­ская об­ласть (с 10 ап­ре­ля). При этом всем ло­м­бар­дам не­об­хо­ди­мо вы­пол­нять ин­ди­ви­ду­аль­ные тре­бо­ва­ния ка­ж­до­го ре­ги­о­на к ра­бо­та­ю­щим ор­га­ни­за­ци­ям.

При­е­ма нет — есть ста­рые обя­за­тель­ства

О­фи­ци­аль­но ни один из вла­дель­цев и управ­ля­ю­щих ка­за­н­ски­ми ло­м­бар­да­ми не за­хо­тел об­щать­ся с кор­ре­с­пон­ден­том «Ре­аль­но­го вре­ме­ни». «Нет, мы не при­ни­ма­ем ни­че­го на ко­мис­сию, — уве­ря­ла де­ву­ш­ка-­при­е­м­щи­ца се­ти «Ло­м­бард Фи­нан­си­ст». При­е­м­щик пун­к­та на ули­це Га­га­ри­на со­об­щил, что го­тов при­нять на ко­мис­сию зо­ло­то, ра­ди че­го мо­жет подъ­е­хать пря­мо сей­час к до­му для за­клю­че­ния до­го­во­ра.

— Мои усло­вия та­ко­вы: 1800 за 1 грамм при сда­че на ко­мис­сию, став­ка при воз­вра­те — 0,5% в сут­ки, — с хо­ду от­ве­тил он на зво­нок кор­ре­с­пон­ден­та «Ре­аль­но­го вре­ме­ни» под ви­дом кли­ен­та.

В пун­к­те на Гвар­дей­ской усло­вия по­ху­же: ма­к­си­мум 1750 руб­лей за 1 грамм, а став­ка — 1% в день. «Вы по­лу­чи­те на ру­ки 5400 руб­лей за из­де­лие ве­сом в 3 гра­м­ма, а от­дать че­рез 30 дней при­дет­ся 1620 руб­лей», — под­с­чи­та­ла де­ву­ш­ка. На ре­зон­ный во­прос — от­ку­да та­кие став­ки, от­ве­ти­ла, что го­то­вы вы­да­вать день­ги на 50 дней.

Кто ку­ет день­ги в Ка­за­ни

В Ка­за­ни до­ми­ни­ру­ет фе­де­раль­ная сеть «По­бе­да», утвер­ж­да­ет экс-вла­де­лец не­сколь­ких ло­м­бар­дов го­ро­да. «В ка­ж­дом рай­о­не у нее ра­бо­та­ют не­сколь­ко то­чек. Сеть име­ет боль­шой сво­бод­ный ка­пи­тал. Кон­ку­ри­ро­вать с ней ме­ст­ным иг­ро­кам сло­ж­но. Она за­да­ет усло­вия на ры­н­ке», — рас­ска­зал он.

Дей­стви­тель­но, с кон­ца про­ш­ло­го го­да ло­м­бар­д­ный ры­нок Та­тар­ста­на под­вер­г­ся укру­п­не­нию. По дан­ным ЦБ, на ко­нец тре­тье­го квар­та­ла 2019 го­да в Та­тар­ста­не на­с­чи­ты­ва­лось 77 ло­м­бар­дов, что на 10,5% мень­ше, чем квар­та­лом ра­нее.

Это объ­яс­ня­ет­ся в том чис­ле об­щим трен­дом, ко­то­рый на­б­лю­да­ет­ся на ры­н­ке, — кон­цен­тра­ци­ей ло­м­бар­д­но­го биз­не­са и укру­п­не­ни­ем ко­м­па­ний, со­об­щи­ла пресс-слу­ж­ба ЦБ. За про­шед­ший год ко­ли­че­ство то­чек фе­де­раль­ных се­те­вых ло­м­бар­дов уве­ли­чи­лось на 13 под­раз­де­ле­ний, или на 27%. Они за­ни­ма­ют чет­вер­тую часть ры­н­ка. Все­го за 9 ме­ся­цев ло­м­бар­да­ми в Та­тар­ста­не бы­ло вы­да­но зай­мов на об­щую су­м­му 491,3 млн руб­лей, сред­няя су­м­ма зай­ма — 5,9 тыс. руб­лей. Осо­бен­но вы­де­ля­л­ся рост пре­до­став­ле­ния зай­мов под за­лог ав­то­мо­би­ля — на 11%, до 68,4 млн руб­лей (14% от об­ще­го объ­е­ма зай­мов). На­и­бо­лее кру­п­ны­ми ав­то­ло­м­бар­да­ми яв­ля­ют­ся ка­за­н­ские ООО «Ло­м­бард «Ка­ли­п­со» и ООО «Ло­м­бард-73». Об­щий пор­т­фель вы­дан­ных зай­мов со­ста­вил на ко­нец тре­тье­го квар­та­ла 79,5 млн руб­лей.

— Су­дя по все­му, вла­дель­цы пун­к­тов, при­ни­ма­ю­щих иму­ще­ство на ко­мис­сию, уве­ре­ны, что це­ны на зо­ло­то бу­дут рас­ти и даль­ше, по­это­му и под­ня­ли ко­мис­си­он­ную сто­и­мость дра­го­цен­но­стей, и, ско­рее все­го, бу­дут под­дер­жи­вать этот уро­вень. Во вре­ме­на кри­зи­са зо­ло­то все­г­да счи­та­лось за­щи­т­ным ак­ти­вом, да­же тер­мин та­кой есть. Нефть па­да­ет, цен­ные бу­ма­ги те­ря­ют сто­и­мо­сть, а зо­ло­то не де­валь­ви­ру­ет­ся. Уже при­вы­к­ли дер­жать сред­ства в зо­ло­те в труд­ную ми­ну­ту. От­сю­да и ак­тив­ность ло­м­бар­дов, ко­то­рую под­кре­п­ля­ют лю­ди, остав­ши­е­ся на вре­мя без де­нег. Хо­ро­шо, ес­ли тот, кто сда­ет на ко­мис­сию укра­ше­ния, вы­ку­пит. А ес­ли не смо­жет? Зна­чит, ло­м­бар­ды по­лу­чат зо­ло­то по­чти за бес­це­нок, по­лу­ча­ет­ся, — по­яс­ня­ет тен­ден­цию Алек­сей Ко­ре­нев, ана­ли­тик ГК «ФИНАМ».

[ realnoevremya.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->