Соглашение ЕАЭС о маркировке товаров дает каждой стране-участнице право предложить введение обязательной электронной маркировки в отношении конкретного товара на всем пространстве союза. Согласие всех стран ЕАЭС не требуется – ввести маркировку на своих территориях могут всего два государства. И этим они закроют свой рынок для товаропроизводителей остальных стран союза.
Основной инициатор введения электронной маркировки в ЕАЭС – Россия. Там еще в конце 2017 года на уровне правительства было принято решение о создании до 2024 года Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на базе единого оператора – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Россияне готовы в ближайшем будущем маркировать буквально все, что продается. Уникальными штрихкодами в формате Data Matrix в РФ уже маркируются изделия из натурального меха, алкогольная и табачная продукция, в следующем месяце начнется маркировка обуви, маркировка лекарств тоже должна стартовать в этом году.
В перечне товаров, которые в России пойдут под маркировку, духи и туалетная вода, автомобильные шины и покрышки, одежда, постельное белье, фотоаппараты, ювелирные изделия и молочная продукция.
Казахстан маркировку товаров в таком масштабе не планировал – вице-министр финансов Руслан Енсебаев в январе прошлого года заявил, что маркировать все подряд смысла нет, а потому в республике электронную маркировку собираются внедрять только для той продукции, которая способна нанести вред здоровью покупателя либо имеет высокую долю в теневой экономике. Но, как считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Евгений Больгерт, российский подход буквально заставит Казахстан быстро расширить перечень товаров, попадающих под е-маркировку.
Механизм введения маркировки на новый товар в ЕАЭС выглядит следующим образом. Прежде чем ввести маркировку на своей территории, государство должно внести предложение в отношении того или иного товара на рассмотрение всех стран союза. У них есть три месяца, чтобы принять решение. Если согласия со стороны всех участников на введение маркировки нет, то две и более страны могут ввести маркировку на своих территориях в соответствии со своим национальным законодательством и используя при этом общие принципы, заложенные в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.
«Остальным странам поступает предложение присоединиться к введению маркировки, и если они не поддержат инициатора, их экспортеры столкнутся с барьером по доступу на рынок этой страны. Второй момент: те страны, которые не присоединятся к введению маркировки, рискуют стать некоей гаванью для серых немаркированных товарных масс», – говорит Больгерт. По мнению НПП, решение о введении обязательной маркировки на территории ЕАЭС должно приниматься единогласно. Расширение перечня продукции, которая будет подвергаться маркировке, идет лавинообразно и без четких обоснований и расчетов, как новшество скажется на рынке. Это еще одна претензия к действиями соседа со стороны НПП.
Казахстанский бизнес рассматривает вариант маркировки только той продукции, которая отправляется на экспорт в Россию, делится представитель Молочного союза Казахстана по южному региону Динмухамед Айсаутов. Но у предприятий, работающих и на экспорт, и на внутренний рынок, в этом случае могут возникнуть технологические сложности: не у всех компаний есть возможность запуска двух конвейеров, на одном из которых будет выпускаться маркированная продукция, а на втором – товар без электронных меток.
Другая проблема активного введения маркировки (если Казахстан к ней не присоединится) связана с тем, что ряд товаров, которые не производятся в республике и закупаются вне пространства ЕАЭС, может исчезнуть с казахстанских прилавков. Такой вариант не исключает исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова. Она объясняет: производители подобной продукции в случае введения электронной маркировки россиянами сделают ставку на правила более крупного рынка и вряд ли согласятся нести расходы по нанесению штрихкодов на небольшие партии своего товара для поставок на казахстанский рынок.
Кто будет оплачивать становление системы маркировки в Казахстане и во сколько она обойдется стране? Четких ответов на эти вопросы нет. С большой долей вероятности приобретать и устанавливать наносящее штрихкоды оборудование будет производитель, считывающие сканеры – продавец, и оба они будут оплачивать услуги оператора фискальных данных по обслуживанию этой системы. Все эти затраты в итоге лягут на конечного покупателя маркированной продукции. Депутат мажилиса и председатель попечительского совета Казахстанской ассоциации малого и среднего бизнеса «Ел тiрегi» Нуржан Альтаев считает такую постановку вопроса несправедливой. «Если маркировка преследует чисто фискальные цели, а ее основным бенефициаром – выгодополучателем – является государственный бюджет, то тогда основную нагрузку по выстраиванию системы должно взять на себя государство», – говорит он.
Молочный союз Казахстана уже рассчитал затраты на маркировку. Получилось, что стоимость оборудования для нанесения штрихкодов со всеми операционными затратами только для одной линии молзавода производительностью 6 тыс. пачек молока в час при работе в две смены в течение года составит 780 млн тенге. Стоимость одного кода пока неизвестна, но если взять за основу 50 копеек, которые метка в формате Data Matrix стоит в России, то за год эта же линия нанесет электронных меток на 1,4 млрд тенге, утверждает Айсаутов.
Калашникова поясняет, что за идентификационные знаки по семи позициям товаров: табаку, алкоголю, лекарствам, молоку, сокам и водам, парфюмерии и косметике, обуви – казахстанцам придется выкладывать по 22 млрд тенге сверх стоимости этой продукции. Стоимость сканеров для супермаркетов, магазинов у дома и точек торговли на базарах составит 12 млрд тенге.
В то же время Больгерт признает, что уже введенная электронная маркировка, например, меховых изделий позволила добиться резкого снижения контрафакта, а это была одна из декларируемых целей. Поэтому он предлагает рассматривать вопрос введения маркировки по каждому наименованию товара отдельно, после проведения пилотных проектов и оценки воздействия на отрасль.
По информации вице-министра сельского хозяйства Казахстана Гульмиры Исаевой, ни один вид продукции агропромышленного комплекса пока не внесен в перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке на пространстве ЕАЭС. По ее словам, маркировка пищевой продукции будет вводиться поэтапно, по степени готовности бизнеса и только после проведения пилотных проектов, расчетов по затратам и эффективности системы маркировки. «В области сельского хозяйства маркировка преследует не только фискальные цели, но и цель обеспечения безопасности нашей продукции, выхода ее на экспорт, сокращения импорта, не соответствующего нашим требованиям и стандартам. И мы понимаем: не должно идти речи о том, чтобы переложить все на плечи бизнеса. Поэтому мы прорабатываем вопросы субсидирования внедрения этих технологий и возможность поставки оборудования в лизинг, когда IT-компания будет получать деньги не за аппарат, а за гарантированное использование этого аппарата предпринимателем», – говорит Исаева. Она также утверждает, что стоимость штрихкода в Казахстане будет минимизирована, поскольку государство заинтересовано во внешней конкурентоспособности своих производителей. Однако озвучить стоимость такой марки пока никто не может, поскольку переговоры с IT-разработчиками продолжаются. Кроме того, по словам вице-министра, Казахстан выступил инициатором создания на площадке ЕЭК рабочей группы по обсуждению проблем внедрения систем маркировки.
«Сейчас эта группа уже начала свою работу, и могу сказать, что не будет принято невыгодное для Казахстана решение, – сообщила представитель МСХ. – И у ЕЭК есть понимание того, что необходимо внедрять маркировку по степени готовности бизнеса, а не за один день директивно». Альтаев, правда, в ответ на слова вице-министра заметил, что «сюрпризы» бизнесу ЕЭК уже преподносила, и предложил рабочей группе разработать методику, по которой можно было бы принимать взвешенное и обоснованное решение о включении того или иного товара в перечень подлежащих обязательной маркировке.