13 марта 2020 года в Минфине в формате «круглого стола» состоялось заседание по теме «Актуальные проблемы российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней».
После приветственного слова заместителя министра финансов Российской Федерации А. В. Моисеева, роль модератора взял на себя его советник А. В. Маркин.
С приветственным словом выступил Ю. И. Зубарев, руководитель Федеральной пробирной палаты. Многие участники «круглого стола» были уже знакомы с Юрием Ивановичем по совместной работе в 2014 году над новой редакцией закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Тогда Ю. И. Зубарев был заместителем Министра финансов России и возглавлял рабочую группу по обновлению закона. Сомнений в компетентности и погруженности в тему главы новой федеральной службы ни у кого быть не могло — с особенностями сферы ДМДК он хорошо знаком.
Юрий Иванович отметил, что переход статуса пробирной палаты от федерального казенного учреждения к федеральной службе — никак не скажется на отраслевой жизни, на бизнесе участников рынка. Будет сохранена полная преемственность.
Далее в рамках «круглого стола» участники обсудили актуальные для каждого выступающего вопросы. Заместитель директора профильного департамента Минфина России Ю. А. Гончаренко на пожелание и после завершения «гильотины» сохранить практику обсуждения с бизнесом нововведений — заметила, что даже если бы «гильотины» не было, большинство предложенных бизнесом изменений Минфин сам бы предложил внести в закон. Но «гильотина» — это стресс, а работать лучше спокойно, в плановом порядке. Тесное взаимодействие с бизнесом департамент Минфина считает действительно необходимым и будет придерживаться такой практики всегда.
Юлия Александровна заверила, что перенос обязательных требований из подзаконных актов в закон автоматически не приведет к повсеместному использованию «верхней планки» штрафов в случаях выявления у участников рынка административных правонарушений. Подход к выбору размеров возможных штрафов, как и раньше, будет дифференцированный. Он будет зависеть исключительно от тяжести правонарушения.
Во второй части «круглого стола» обсуждался проект Концепции создания Евразийского ювелирного экспортного бюро. Начальник отдела планирования и анализа функционирования внутренних рынков соответствующего департамента ЕЭК Д. С. Есаян рассказал о том, как в ЕЭК видят Евразийское ювелирное экспортное бюро. Одного участия в выставках недостаточно, необходимо закрепляться в странах внешнего рынка. Для этого бюро и создается. Это будет саморегулируемая организация, со своими стандартами, системами сертификации и т.д. Некий пул крупнейших ювелирных производителей должен составить костяк бюро, к нему подтянутся остальные. Вопрос финансирования деятельности бюро будет решаться на межгосударственном уровне.
Председатель профильного комитета «Деловой России» Ф. Ф.Гумеров в своем выступлении подчеркнул, что прежде всего внимание нужно уделять странам ближнего зарубежья. Например, как рынок интересен Узбекистан, но в этой стране для иностранной ювелирной продукции запредельный уровень пошлин за опробование и клеймение. Также, для успешного экспорта необходимо иметь возможность конкурировать по цене, а в ЕЭК до сих пор не завершен процесс обнуления ввозных пошлин на вставки, необходимо ускорить процесс.
Генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров Урала» А. И. Чамовских отметил, что, с одной стороны, помощь РЭЦ полезна для развития экспорта и реально поступает, но с другой — некоторые проблемы экспорта не решаются. Если с поставками на экспорт «массовки» все более-менее работает, то для экспорта эксклюзивных ювелирных изделий с возможностью их реализации на выставках условий нет никаких. Да даже свои каталоги вывезти на выставки оказывается проблемой (этот вопрос Ассоциация «Гильдия ювелиров России» уже поднимала).
По итогу проведения «круглого стола» каких-либо результирующих документов не принималось — встреча представляла собой обмен мнениями между бизнесом и властью.