Генеральный директор ювелирного завода ERMOL. A Алексей Ермоленко с ностальгией вспоминает время, когда в 90-х на Старом базаре направление скупки золота было развито очень хорошо.
Ювелирный завод Ermola.
Анна Зайкова.
В 90-е началась моя личная ювелирная история. Пока определялся с жизненным выбором, начал работать «золотником». Уже через год я купил себе машину. Позже получил высшее образование, которое помогло мне реализоваться как бизнесмену. Начал с розничной торговли — открыл две точки по продаже украшений из золота. А два года назад мне поступило предложение выкупить полностью скомплектованное ювелирное производство.
Директор сибирского ювелирного завода «Русское золото» Марина Родионова рассказала, что семейный бизнес начал развиваться в 1994 году. «Мы практически единственные в России производим изделия с природными алмазами внутри, которые добывают в Якутии», — объясняет она.
Ювелирное изделие.
Источник: СЮЗ «Русское золото»
Руководители ювелирных заводов отмечают, что конкуренция на рынке не чувствуется — у всех свои клиенты. Кроме того, владельцы небольших мастерских им не соперники, а партнеры. «Мы изготавливаем для них полуфабрикаты, а они уже делают украшения для своих клиентов», — объясняет Алексей Ермоленко.
Владелец мастерской «Золотая миля» Владислав убежден: конкуренции среди городских ювелиров нет, наибольшую роль играет качество работы мастера. «У нас в городе много молодых ювелиров, у которых нет большого опыта в изготовлении украшений. Какая тут конкуренция?» — недоумевает он.
Золотой крест.
Ювелирная мастерская «Золотая миля».
По словам представителей ювелирного рынка, основная проблема — отсутствие финансовых возможностей у жителей города. «Спрос упал очень сильно. Украшения стали роскошью», — рассказывает владелец мастерской «Ювис» Алексей Лейко.
За последние два года продажи сильно упали. Сейчас для людей ювелирка — это трата лишних денег. Человек не пойдет покупать сережки, если у него есть планы на что-то более важное. Поэтому, если человек делает украшение на заказ, это чаще всего обдуманное решение.
Основные заказчики на барнаульском рынке ювелирки — женщины от 35 до 45 лет. Но, по словам Марины Родионовой, аудитория постепенно меняется — сейчас много молодых людей обращается за изготовлением эксклюзивных украшений.
Ювелирное изделие.
Источник: СЮЗ «Русское золото»
Средний чек на изделие, которое производят по индивидуальному эскизу, — от 15 до 60 тыс. рублей. По словам ювелиров, это в два раза меньше, чем в любом зарекомендовавшем себя бутике.
Сейчас украшения на заказ из своего материала позволяют сэкономить на покупке в обычном магазине. Мужские печатки достаточно тяжелые, поэтому их выгоднее сделать на заказ, оплатив только работу мастера.
Ювелирный завод Ermola.
Анна Зайкова.
В некоторых мастерских украшения делают в единственном варианте и не повторяют по просьбе других клиентов. Стоимость некоторых индивидуальных заказов в Барнауле достигает 1 млн рублей.
Чаще всего барнаульские мастера работают с золотом. Реже заказывают серебряные украшения, совсем уникальный заказ — изделия из платины.
Ювелирное изделие.
Источник: СЮЗ «Русское золото»
Украшение из платины будет стоить в четыре раза дороже, чем из белого золота. А визуально и не отличишь. Минус еще и в том, что увеличивается срок изготовления.
Красное (с медным оттенком, было популярно в советское время) и белое золото пользуются наибольшей популярностью у жителей города.
Украшение.
Ювелирный завод Ermola.
Ювелирные украшения не делают из чистого золота — оно слишком мягкое и практически непригодно для повседневной носки. Поэтому к нему добавляют другие металлы. Благодаря этому золото меняет свои свойства, цвет и ценность.
Раньше все покупали украшения только из красного золота. В Европе его никто не носит — считают, что это некрасиво. Сейчас люди стали заказывать изделия из белого и лимонного золота. На всем рынке европейское (лимонное) пользуется спросом уже 20 лет, а на наш только заходит. У нас не тот бомонд, люди не разбираются в украшениях.
Ювелирный завод Ermola.
Анна Зайкова.
По словам ювелиров, украшения из золота давно перестали быть выгодным вложением. Теперь, если кольцо не носила леди Ди, это не инвестиция, а просто удовольствие.
Все ювелиры должны стоять на учете в Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора.
Получение «ювелирной лицензии» — обязательное условие для любой организации и индивидуального предпринимателя (ИП), которые осуществляют операции с драгоценными металлами, камнями и ювелирными изделиями.
По словам ювелиров, барнаульский рынок переполнен массовкой — стандартными изделиями, которые потребителю уже не интересны. Те люди, которые действительно любят ювелирку, готовы вкладывать деньги только в качественные и необычные украшения. Найти такие изделия в простом магазине — целый квест.
Украшение.
Ювелирный завод Ermola.
В основном люди заказывают «глухую классику», потому что у нас в городе очень низкая ювелирная мода. Хотя я считаю, что каждая девушка должна разбираться в трех вещах: в украшениях, в вине и в искусстве.
Теперь ювелиры стараются удивлять потребителей необычными формами и дизайном, а также делают акцент на изготовлении украшений, наполненных глубоким смыслом.
Украшение.
Ювелирный завод Ermola.
Для меня важно, чтобы каждое изделие, изготовленное на нашем заводе, было наполнено смыслом. К примеру, молодожены заказали необычные обручальные кольца. Предложение парень сделал на перевале Чике-Таман, и мы решили отразить это в их свадебных украшениях — с помощью изображения рельефа, а также точного места, которое было бы отмечено маленьким бриллиантом. Для этого заказа научились работать в специальной программе. Мы повторили рельеф перевала со всей географической точностью.
Владелец ювелирной мастерской Евгений рассказал, что многие барнаульцы предпочитают национальный колорит в украшениях. «Сейчас популярны изделия со славянскими символами. Люди заказывают такие обереги и искренне верят в их силу», — пояснил он.
Ювелирный завод Ermola.
Анна Зайкова.
Марина Родионова отметила, что даже натуральные камни для изделий люди подбирают, ориентируясь на их свойства. «К примеру, мы делаем украшения с алмазами. Только представьте, вы носите камень, которому миллиард лет. Алмазы — как люди: есть плохие, а есть идеальные. Мы используем только пропорционально правильные по золотому сечению. Многие верят, что алмазы обладают мощной энергией. Помимо этого, они еще и очень красивые. Когда на камень падает свет, он переливается и блестит, как снег на морозе», — с восхищением говорит она.
Марина Родионова отметила, что в последнее время люди стали активно интересоваться украшениями, которые видят на медийных личностях в Instagram. По ее словам, из популярной социальной сети пришел тренд на многослойность, к примеру три-четыре цепочки с кулончиками на шее или несколько браслетов на одной руке.
«Такие украшения заказывают комплексно, чтобы было сочетание изделий. В золоте эта тенденция не сильно приветствуется — и выглядит тяжеловесно, и стоит дорого», — объясняет она.
Украшения с алмазами.
Сибирский ювелирный завод «Русское золото».
Существует такой термин, как «насмотренность». Если есть желание разбираться в ювелирных украшениях, стоит обратить внимание на модные тренды. Чем больше удачных образов будет мелькать перед глазами, тем быстрее придет осознание того, что сейчас актуально. Я искренне радуюсь, когда люди заказывают стильные украшения. Формирование хорошего вкуса у людей — то, чего так не хватает сейчас.
По словам ювелиров, многие барнаульцы до сих пор живут модой на 90-е — заказывают и «бисмарки» до пят, и большие кресты, и печатки. В этом случае клиента пытаются мягко переубедить.
Цепь «Бисмарк».
Ювелирная мастерская «Золотая миля».
Мы стараемся изживать моду на украшения из 90-х. Объясняем, что мужское кольцо — это необязательно печатка, можно придумать что-то более аккуратное и необычное. Часто используем брутальные камни и переходим на более круглую форму. «Бисмарки» заказывают до сих пор, вешают их даже на 5-летних детей. У меня от этого сердце разрывается.
Ювелиры объяснили, что такие плетения, как «бисмарк» и «итальянка», популярны еще и потому, что очень бюджетные — выглядят массивно, а весят мало. К примеру, работа мастера при изготовлении 15-граммовой цепочки обойдется всего в 5−8 тыс. рублей, если материал клиент принесет свой.
Алексей Лейко также отметил, что часто барнаульцы заказывают большие кресты. Но он предлагает сделать стандартное распятие стильным — скомбинировать в украшении дерево и золото.
Было трудно воплотить в жизнь первый комбинированный крест, поэтому пришлось разрабатывать специальную технологию сборки. Сложность в том, что если мы забьем в изделие штифт, а дерево рассохнется, то все выпадет. А надо сделать качественно, чтобы украшение носили долго. В итоге — все получилось. Клиент остался доволен.