В Торгово-промышленную палату Российской Федерации поступил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц - резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерацию). Изменения разработаны Минфином России.
Проект направлен для проведения публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта. Задача предлагаемых новшеств — сократить административные барьеры в сфере международной торговли в случаях продажи резидентами нерезидентам за наличную иностранную валюту или наличную валюту Российской Федерации выставочных образцов ювелирной продукции.
Представителям ювелирного сообщества предлагается рассмотреть проект, уделив внимание выявлению положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Предложения по доработке проекта с обоснованиями можно направить в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» не позднее 18 февраля 2020 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон
«О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядкаосуществления валютных операций юридических лиц - резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц - резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации» (далее - законопроект) подготовлен инициативно по вопросам регулирования порядка осуществления валютных операций и направлен на устранение неэффективных положений Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Целью законопроекта является сокращение административных барьеров в сфере международной торговли в случаях продажи резидентами нерезидентам за наличную иностранную валюту или наличную валюту Российской Федерации выставочных образцов, классифицированных в товарных позициях 7113, 7114, 7116, 7117, 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ювелирная продукция).
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения валютного законодательства Российской Федерации по рассматриваемому вопросу. В результате данного анализа выявлена недостаточность правового регулирования порядка осуществления валютных операций резидентов – экспортеров.
Законопроектом вносится дополнение в часть 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ в части установления возможности для юридических лиц – резидентов, являющихся участниками проводимых за рубежом международных выставок, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами (юридическими лицами и физическими лицами) и с физическими лицами – резидентами в наличной иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации за приобретенные ими у таких юридических лиц –резидентов ювелирной продукции в месте проведения международной выставки.
Кроме того, пункт 1 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ приводится в соответствие с новой редакцией части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
С целью обеспечения требования о репатриации получаемых российскими юридическими лицами - участниками международных выставок наличных денежных средств законопроект устанавливает обязательность ввоза таких наличных денежных средств на территорию Российской Федерации по окончании срока проведения международной выставки, проводимой за пределами территории Российской Федерации, но не позднее тридцати дней со дня оплаты соответствующего выставочного образца, с соблюдением требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и последующего зачисления на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица – резидента, являющегося участником международной выставки, проводимой за пределами территории Российской Федерации, не позднее семи календарных дней со дня ввоза наличных денежных средств на территорию Российской Федерации.
С учетом вносимых изменений в часть 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ используемое в статье 15 указанного Закона понятие «таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном деле» приводится в соответствие с терминологией «право Евразийского экономического союза и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании», применяемой в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ).
Законопроект направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров, являющихся участниками международных выставок, проводимых за пределами территории Российской Федерации. Продвижение поставляемой российскими экспортерами на экспорт ювелирной продукции непосредственно на месте проведения международной выставки будет способствовать, в том числе расширению объемов несырьевого экспорта из Российской Федерации. Учитывая, что зарубежные компании свободно реализуют свою продукцию на международных выставках, соответствующие дополнения в Закон № 173-ФЗ позволят российским участникам международных выставок более активно продвигать свою продукцию на зарубежных выставочных площадках, а также более квалифицированно проводить маркетинговые исследования рынка и изучать покупательский спрос и покупательские предпочтения.
Будучи интегрированными в мировой рынок ювелирных изделий, российские производители, ставят цель увеличить долю экспорта собственной продукции, стремятся принимать участие во всех значимых зарубежных выставочных мероприятиях. Таким образом, в течение календарного года формируется порядка 100-120 стендов российских производителей с экспозицией ювелирных изделий. Исходя из наблюдений российских производителей за продажами выставочных образцов своими конкурентами, которые не имеют для таких продаж ограничений, суммы торговой выручки каждого стенда составляют от 100 до 200 тыс. долларов США за период проведения каждой выставки.
Даже в условиях резкого падения внутреннего спроса на украшения объем произведенной в России ювелирной продукции по итогам 2018 года близок к 2 млрд. долларов США (2% от мирового уровня). При этом доля российских экспортеров ювелирной продукции в экспортных поставках (около 115 млн. долларов США, 0,12%) явно не соответствует этому показателю. В случае разрешения продаж за наличную иностранную валюту, объемы реализации российской ювелирной продукции непосредственно на выставках уже в 2020 году могли бы составить, по экспертным оценкам, до 50 млн. долларов США.
Разрешение продаж ювелирной продукции на зарубежных выставках сделает участие российских производителей в них регулярным и массовым, что создаст основу для наращивания ее экспорта.
После принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц - резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации» необходимо принятие в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 289-ФЗ приказа Минфина России «О порядке таможенного декларирования физическими лицами, являющимися представителями юридического лица, принадлежащих юридическому лицу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых этими физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза». Необходимость подготовки акта Минфина России в связи с принятием указанного Федерального закона обусловлена отсутствием порядка ввоза наличных денежных средств на территорию Российской Федерации, полученных юридическим лицом - резидентом в ходе реализации за наличный расчет отдельных выставочных образцов. Таможенным законодательством Евразийского экономического союза предусмотрен порядок перемещения наличных денежных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза только в качестве товара для личного пользования.
В этой связи статьей 2 законопроекта устанавливается отложенный срок вступления в силу принимаемого федерального закона с 1 июля 2021 года.
Законопроект не содержит положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части регулирования порядка осуществления валютных операций юридических лиц - резидентов при реализации ими выставочных образцов товаров на международных выставках, проводимых за пределами территории Российской Федерации» не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2005, № 30, ст. 3101; 2007, № 1, ст. 30; № 29, ст. 3480; 2008, № 30, ст. 3606; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873; № 48, № 50, ст.7351; ст. 6728; 2013, № 27, ст. 3447; 2015, № 27, ст. 3972, 4001; 2016, № 1, ст. 50; 2017, № 30, ст. 4456; 2018, № 1, ст. 11; № 11 ст. 1579; № 22, ст. 3041; № 31, ст. 4835, ст. 4836; № 49, ст. 7524; № 52, ст. 8103; 2019, № 31, ст. 4424; № 49, ст. 6957) следующие изменения:
1) в пункте 1 части 1 статьи 9 слова «абзацами десятым и одиннадцатым» заменить словами «абзацами десятым, одиннадцатым и двенадцатым»;
2) часть 2 статьи 14 дополнить абзацами следующего содержания:
«Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, юридические лица – резиденты, являющиеся участниками международных выставок, проводимых за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами (юридическими лицами и физическими лицами) и с физическими лицами – резидентами в форме оплаты указанными физическими лицами – резидентами и нерезидентами наличной иностранной валютой и (или) наличной валютой Российской Федерации за приобретенные ими у таких юридических лиц –резидентов выставочных образцов в месте проведения международной выставки, в случае, если указанные реализованные выставочные образцы классифицируются в товарных позициях 7113, 7114, 7116, 7117, 7118 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Наличные денежные средства, полученные в соответствии с абзацем двенадцатым настоящей части, подлежат ввозу на территорию Российской Федерации по окончании срока проведения международной выставки за пределами территории Российской Федерации, но не позднее тридцати дней со дня оплаты соответствующего выставочного образца, с соблюдением требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и последующему зачислению на банковский счет в уполномоченном банке юридического лица – резидента, являющегося участником международной выставки, проводимой за пределами территории Российской Федерации, не позднее семи календарных дней со дня ввоза наличных денежных средств на территорию Российской Федерации.». ;
3) в статье 15 слова «таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле» заменить словами «права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Президент
Российской Федерации