250 миллионов рублей налогов доначислила предпринимателю Пяташову М.Е. ИФНС по результатам проведенной проверки. Это было в 2016 году. Четыре года Михаил Пяташов, генеральный директор Покровского ювелирного завода, борется с несправедливым решением налоговиков. Он судился с налоговой службой во всех инстанциях и дошел до Верховного суда РФ, который сократил сумму выплат до 70 миллионов рублей.
Предприниматель считает, что и эта цифра должна быть уменьшена минимум в два раза. Поэтому на очереди – Конституционный суд, документы в который уже подготовлены. Как Михаилу Пяташову удалось защитить свои права?
Этот прецедент, а также резкое увеличение сумм, собираемых налоговиками в ходе выездных проверок, доказательство фискалами дробления бизнеса и получения необоснованной налоговой выгоды и некоторые другие факты послужили поводом для обсуждения и конкретных рекомендаций по финансовой и налоговой безопасности ювелирного бизнеса с экспертом в рамках учебной сессии журнала «Навигатор ювелирной торговли».
В период с 16 апреля 2015-го по 8 апреля 2016 года инспекторы МИФНС № 10 по Московской области провели выездную налоговую проверку ИП Пяташов М.Е. и других организаций, находящихся на территории Владимирской области. Эти компании занимаются производством, химической переработкой, оптовой и розничной торговлей, а их учредителем также является Михаил Егорович Пяташов.
Результатом проверки стало объединение доходов всех предприятий и доначисление налогов Пяташову М.Е. как предпринимателю по общей системе налогообложения (до этого Пяташов пользовался правом применения УСНО и ЕНВД) в общей сумме 250 млн рублей. Предприниматель подал в инспекцию возражения по акту выездной налоговой проверки. В результате подачи возражений были назначены мероприятия дополнительного налогового контроля и сумма доначислений была снижена до 152 млн рублей.
СПРАВКА
Пяташов Михаил Егорович, гражданин Российской Федерации, посвятил большую часть своей жизни служению Отечеству, он военный летчик, командир авиационной эскадрильи, подполковник запаса, участник боевых действий. В 1998 году (после сокращения по организационно-штатным мероприятиям в запас) Михаил принял непростое решение заняться предпринимательской деятельностью и создать свое предприятие. Весь его капитал тогда состоял из выплат, положенных при уходе на пенсию.
Михаил занялся ювелирным производством. Сначала зарегистрировался в качестве предпринимателя и работал сам, своими руками; потом стал привлекать других. Организовал в маленьком городе Покрове Владимирской области небольшое ювелирное производство. Кадры приходилось растить самостоятельно. Постепенно создал несколько предприятий, каждое из которых имело отдельный вид деятельности: производство, химическая переработка, оптовая и розничная торговля. За годы развития компании достигли значительных успехов, неоднократно завоевывали первые места на отраслевых выставках за качество и дизайн продукции. Разрабатывались, внедрялись и были запатентованы новые технологии.
Михаил Пяташов судился с налоговой в судах всех инстанций и в 2109 году дошел до Верховного суда (ВС). 23 октября Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела вопрос об определении действительных налоговых обязательств налогоплательщика, применившего схему «дробления бизнеса», а именно – начисляется ли НДС сверху контрактной цены или подлежит применению расчетная ставка НДС 18/118 (Определение ВС РФ от 23.10.2019 № 305-ЭС19-9789 по делу № А41-48348/2017).
В ходе выездной налоговой проверки было выявлено применение налогоплательщиком схемы «дробления бизнеса». При доначислении НДС сумма налога исчислена «сверху» цены по договорам. Арбитражный суд первой инстанции частично удовлетворил требования налогоплательщика, указав на завышение налоговым органом обязательств налогоплательщика по НДС в связи с тем, что стоимость реализованных товаров (работ, услуг) должна была включать суммы НДС, то есть налоговый орган должен был воспользоваться расчетной ставкой НДС 18/118. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций отменили решение суда первой инстанции, указав, что налоговый орган обоснованно исчислил НДС по ставке 18% дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) и оснований для применения расчетной ставки НДС 18/118 в данном случае не имелось.
СКЭС ВС РФ отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решение суда первой инстанции.
Решение ВС РФ удовлетворило Михаила Пяташова лишь частично. Ряд вопросов ВС не рассмотрел. Поэтому в настоящее время предприниматель подготовил документы для подачи в Конституционный суд России.
Мы побеседовали с Михаилом и задали ему ряд вопросов, интересующих всех предпринимателей.
Михаил, что вам показалось особенно несправедливым в решении налоговых органов?
Самым худшим моментом в моем понимании является то, что доначисленные суммы налогов ведут к уничтожению всего того, что было создано за 19 лет мною и моим коллективом. Будет ли лучше от этого нашему государству, сотрудникам предприятия и членам их семей? Какое здоровье и нервы нужно иметь, чтобы все это выдержать!
Сумма, которую мне доначислили – 250 миллионов рублей, – больше стоимости моих предприятий в несколько раз. Если я продам все свои компании, а заодно себя, мне все равно не хватит денег заплатить налоги. Как можно работать, если у меня хотят взять то, чего у меня просто нет? Я никогда не ставил своей целью получение необоснованной налоговой выгоды. А вся прибыль шла на развитие предприятий, создание новых технологий, рабочих мест, оказание материальной помощи детскому дому, инвалидам, ветеранам, одаренным детям, спортсменам и так далее.
Еще один важный момент. Мои компании образованы в разное время и в разных местах, они работали законно в своих сегментах рынка, каждая из них имела независимый друг от друга вид деятельности со своими законченными технологическими процессами, необходимыми для производства конечного продукта, у них было собственное оборудование, площади и персонал.
Кроме того, все компании трудились в сегменте малого бизнеса с партнерами, работающими без налога на добавленную стоимость (как фактически 90% рынка). Из-за несовершенства налоговой системы, утраченного контроля над розничными продажами сформировались рыночные условия, которые не позволяют развиваться российским ювелирным производствам. Приведу пример. В 2014 году стоимость материала (золота 585°) в банке составляла 1500–1580 рублей за грамм с учетом НДС 18%. Среднерыночная стоимость готового изделия из золота 585° составляла 1300–1400 рублей за грамм. В связи с этим невозможно было продавать продукцию даже по цене 1500–1580 рублей за грамм, сопоставимой со стоимостью материала (золота 585°), включая НДС 18%, приобретаемого в банке. Мы покупали золото по цене Лондонской биржи +5% без НДС, компании, работающие с НДС, приобретали его по цене Лондонской биржи +6%, включая НДС. Как в 1% разницы может входить 18% НДС?
Как все произошедшее повлияло на ваш бизнес? С какими трудностями вы столкнулись?
Все это долго длилось, очень долго и продолжается сейчас. Мы 4 года работаем без кредитов, нам их просто никто не выдает. Инвесторы нас также не рассматривают – мы же находимся в статусе «преступников». А вся история и развитие предприятия базировались именно на кредитных деньгах, как и у всех других компаний. А сколько денег уже потеряно предприятием? Вместо того чтобы вкладывать силы, энергию и средства в развитие компании, мы тратим их на бесконечные суды. Но это ведь своего рода бумеранг. Государство в итоге получает меньше налогов.
Сейчас мы на 99% работаем на серебре. А это низкая оборачиваемость и маржинальность. Но, несмотря на трудности, мы увеличили объемы производства и продаж в два раза. Мы выжили и пытаемся развиваться. Без денег, без кредитов, под огромным прессом – мы живем и работаем! Все это происходит только благодаря нашему сплоченному крепкому коллективу. У нас замечательные люди. Наш рост и развитие – заслуга всего нашего коллектива, все сотрудники меня поддержали в трудные времена.
И еще один положительный момент. «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» – это действительно так. Когда начались трудности, мы начали меняться в лучшую сторону: совершенствовать технологии, оптимизировать организационные и производственные процессы. Ситуация заставила нас больше работать и больше думать. Нашу компанию все это кардинально улучшило.
Михаил, бизнес-сообщество не раз скажет вам спасибо, так как благодаря вашему делу Верховный суд России четко обозначил, что НДС нужно начислять не «поверх» всех доходов, а расчетным методом.
Да, по расчету НДС это прецедент для многих предприятий и бизнесменов. Теперь им можно ссылаться на это решение. Удачи всем в защите своих интересов!
[ Навигатор Ювелирной Торговли ]