19 декабря 2019 г в малом зале Торгово-промышленной палаты РФ состоялось второе заседание рабочей группы «Драгоценные металлы и камни». На заседании лично присутствовали 27 человек, в том числе 10 членов рабочей группы (Моисеев А.В., Уткин Э.Ю. (сопредседатели); Бриль Д.В., Бырдин И.Ю., Кашуба С.Г., Ожигова С.А., Серов В.А., Соковников С.В., Соколов А.В., Шверикас В.Н.), и дистанционно в заседании участвовал Будный В.В., что обеспечило необходимый кворум. Заседание вел сопредседатель от бизнеса Уткин Э.Ю.
Представительную группу участников заседания от Минфина России на мероприятии возглавлял заместитель министра финансов России, сопредседатель рабочей группы — Моисеев А.В., но также присутствовали и заместители директора профильного департамента Минфина: Гончаренко Ю.А. и Пшеничников А.А. Российскую государственную пробирную палату представлял ее руководитель, член рабочей группы Бриль Д.В., а Гохран России — заместитель руководителя Кутепов А.Н.
В связи с тем, что на первом заседании рабочей группы кворума не было, его итоги в части голосования были признаны нелегитимными, и по всем вопросам первого заседания пришлось голосовать повторно. Впрочем, благодаря тому, что эти вопросы все-таки уже были ранее обсуждены, повторное голосование по ним прошло быстро и единогласно.
Накануне заседания из Правительства РФ поступил важный для деятельности рабочей группы документ — типовое «Положение о рабочих группах по реализации механизма «регуляторной гильотины…». Это положение внесло ясность: заседание легитимно лишь при участии в нем более половины членов (для данной рабочей группы – не менее 10 членов), но участие членов рабочей группы дистанционно и с помощью заблаговременно поданных письменных мнений — также засчитывается при определении кворума. Никаких замен и голосований по доверенности положение не предусматривает. Однако у сопредседателей рабочей группы появилось право направлять в Аппарат Правительства РФ предложения о включении в состав рабочей группы дополнительных членов от бизнеса или исключении членов рабочих групп от бизнеса, не участвующих на регулярной основе в заседаниях рабочей группы.
Важным решением заседания стало единогласное утверждение восьми тематических подгрупп экспертов, каждую из которых возглавил один из членов рабочей группы:
1. Журавлев С.И. - Подгруппа «Обязательные требования в сфере добычи драгоценных металлов из рудных, россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов, реализации минерального сырья», 15 экспертов.
2. Ожигова С.А. - Подгруппа «Обязательные требования в сфере производства и реализация аффинированных драгоценных металлов из комплексных руд, переработки лома и отходов драгоценных металлов», 26 экспертов.
3. Агуреев Е.Ю. - Подгруппа «Обязательные требования в сфере добычи драгоценных камней, (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки); производства и реализации изделий из драгоценных камней», 11 экспертов.
4. Уткин Э.Ю. – Подгруппа «Обязательные требования в сфере производства, ремонта изделий из ДМДК», 16 экспертов.
5. Бырдин И.Ю. – Подгруппа «Обязательные требования в сфере оптовой, розничной, комиссионной продажи ювелирных изделий», 22 эксперта.
6. Ожигова С.А. (плюс неопределившийся член рабочей группы) - Подгруппа «Внешнеторговые операции с ДМДК», 15 экспертов.
7. Соковников С.В. – Подгруппа «Обязательные требования при скупке лома и отходов драгоценных металлов у физических лиц», 14 экспертов.
8. Соковников С.В. – Подгруппа «Обязательные требования к деятельности ломбардов», 12 экспертов.
На заседании возник ряд споров с представителями Минфина РФ по поводу включения в обсуждение рабочей группой как некоторых нормативно-правовых актов, разработанных не Минфином, так и документов, в том числе и Минфина, находящихся на текущий момент в стадии разработки. По утверждению Минфина, те нормативно-правовые акты, что уже внесены в Госдуму РФ, обсуждению на рабочей группе подлежать не должны. Минфин убежден в том, что на рабочей группе должны обсуждаются исключительно те акты, которые разрабатывал сам Минфин России. Кроме того, Минфин выступает против обсуждения актов, не содержащих обязательных требований. Например, нельзя обсуждать 944-е постановление, устанавливающее периодичность проверок бизнеса.
Однако рабочие группы формировались в Правительстве РФ не по ведомственной принадлежности, а по видам хозяйственной деятельности, которая может оказаться в ведении не одного, а ряда ФОИВов. Участвуя дистанционно, Будный В.В. попросил уточнить, есть ли список отраслевых нормативно-правовых актов, которые не попадают под «гильотину».
Позиция, озвученная представителем Аналитического центра Правительства РФ, заключается в том, что обсуждать на рабочей группе можно лишь вопросы, которые, согласно пункту 5 «дорожной карты», относятся к ведению отраслевого регулятора, т.е. Минфина. А те нормативно-правовые акты, которые относятся к ведению других регуляторов, обсуждаются на других рабочих группах. Соответственно, рабочая группа «Драгоценные металлы и камни» по актам, автором которых является не Минфин, может направить свои предложения в профильные рабочие группы, занимающиеся актами именно данного ведомства. Но все акты Минфина, вне зависимости от того, они уже действуют, или только готовятся, на рабочей группе могут и должны обсуждаться. В том числе, и не содержащие явно выраженных обязательных требований к участникам рынка.
В итоге, единогласным голосованием перечень нормативно-правовых актов, находящихся в стадии принятия, было решено передать в экспертные группы по направлениям для изучения и корректировки.
Важным вопросом обсуждения стало предложение Ассоциации «Гильдия ювелиров России» в закон 41-ФЗ перенести в расширенном виде только основные, общие для всей сферы обязательные требования, а остальные обязательные требования по конкретным видам деятельности и секторам сферы — сгруппировать в едином правовом акте. Этот акт будет являться сводом правил, который можно условно назвать «Правила оборота совершения операций в сфере ДМДК» или «Правила ведения хозяйственной деятельности в сфере ДМДК».
Гохран предложил сделать не один документ «Правил», а разбить его на отдельные тематические документы. Мнение Минфина свелось к тому, чтобы сначала попробовать обязательные требования перенести все-таки в закон 41-ФЗ, а дальше «будем думать». Теоретически Минфин согласен с двухуровневой системой актов, но настаивает на максимальном переносе норм обязательных требований именно в закон.
Причем предложения бизнеса уже должны быть готовы к 1 февраля 2020 года, чтобы к 1 июля 2020 года законопроект передать в Госдуму, а с 1 января 2021 года закон вступил в силу. Аналитический центр Правительства РФ предложил бизнесу для ускорения как можно больше обсуждать дистанционно. И как можно больший объем работ переложить на экспертные подгруппы. Они могут собираться сколь угодно часто и работать сколь угодно много. Но сроки должны быть соблюдены, подчеркнул замминистра финансов Моисеев А.В.
Однако именно двухуровневая система нормативно-правовых актов как раз и может сделать эти сроки реальными, т.к. только при таком построении отраслевого законодательства вносимые в закон 41-ФЗ изменения будут минимальны.
Следующее заседание рабочей группы состоится уже 16 января 2019 года. И к этому времени экспертные подгруппы уже должны представить свои предложения по переносу обязательных требований в обновленный Федеральный закон 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».