Украина. Законопроект о янтаре: кто допускает издевательства над юридической логикой?

Раздел: Рынки
25 ноября 2019 г.

Укра­и­на за­ни­ма­ет вто­рое ме­сто в ми­ре по за­ле­жам ян­та­ря, ко­то­рый к то­му же от­ли­ча­ет­ся са­мым вы­со­ким в ми­ре про­цен­том это­го ка­м­ня юве­ли­р­но­го ка­че­ства. В це­лом гло­баль­ный ры­нок ян­та­ря оце­ни­ва­ет­ся Ме­ж­ду­на­род­ной ас­со­ци­а­ци­ей ян­та­ря в раз­ме­ре 1,2 млрд ев­ро, а его еже­год­ная до­бы­ча ко­леб­лет­ся от 500 до 800 тонн. По­чти 80% это­го объ­е­ма до­бы­ва­ет­ся в Укра­и­не и стра­нах Бал­тии, из них 30-40% при­хо­ди­т­ся на на­шу стра­ну. Офи­ци­аль­но укра­ин­ские пред­при­я­тия еже­год­но до­бы­ва­ют все­го око­ло 4 тонн (5% от ре­аль­но­го объ­е­ма до­бы­чи ян­та­ря в Укра­и­не). 95% - это не­ле­галь­ная до­бы­ча. Вслед­ствие это­го го­су­дар­ствен­но­му бюд­же­ту еже­год­но на­но­си­т­ся ущерб на со­т­ни ми­л­ли­о­нов гри­вен. На днях Счет­ная па­ла­та об­на­ро­до­ва­ла ци­ф­ры, что го­сюд­жет-2020 не­до­с­чи­та­ет­ся 0,5 млрд грн в слу­чае ес­ли не бу­дет уре­гу­ли­ро­ва­на ле­галь­ная до­бы­ча ян­та­ря со­о­т­вет­ству­ю­щим за­ко­ном. Ущерб эко­ло­гии ре­ги­о­нов, где ве­дет­ся бес­кон­троль­ная не­ле­галь­ная до­бы­ча в Укра­и­не до­сти­га­ет уже ми­л­ли­ар­дов дол­ла­ров.

По­пы­т­ки ле­га­ли­зо­вать ры­нок до­бы­чи ян­та­ря бы­ли не­ред­ки.

9 сен­тяб­ря 2010 г. Вер­хо­в­ная Ра­да Укра­и­ны пред­ва­ри­тель­но одоб­ри­ла про­ект за­ко­на Укра­и­ны "О ян­та­ре", ко­то­рый со­дер­жал по­ло­же­ния о спе­ци­аль­ных раз­ре­ше­ни­ях на поль­зо­ва­ние ян­та­ро­нос­ны­ми недра­ми в ме­сто­ро­ж­де­ни­ях не­про­мы­ш­лен­но­го зна­че­ния, ко­то­рые дол­ж­ны вы­да­вать­ся об­ласт­ны­ми со­ве­та­ми. То­г­да на за­кон бы­ло на­ло­же­но ве­то пре­зи­ден­та. По­хо­жие за­ко­но­про­ек­ты бы­ли по­да­ны в 2014 го­ду, ко­то­рые та­к­же ни к че­му не при­ве­ли. Итак, по­с­ле всех этих за­ко­но­да­тель­ных по­туг по­ка есть толь­ко по­ста­но­в­ле­ние Ка­би­не­та ми­ни­ст­ров Укра­и­ны от 12.12.1994 № 827, со­глас­но ко­то­ро­му ян­тарь от­не­сен к по­лез­ным ис­ко­па­е­мым об­ще­го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния. На тер­ри­то­рии Укра­и­ны есть ряд пред­при­я­тий, за­ни­ма­ю­щих­ся раз­ра­бо­т­кой ме­сто­ро­ж­де­ний ян­та­ря на ос­но­ва­нии спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния на поль­зо­ва­ние недра­ми. Но, как ука­за­но вы­ше, это ми­зер­ные по­ка­за­те­ли в срав­не­нии с не­за­кон­ной до­бы­чей.

В со­о­т­вет­ствии с ч. 2 ст. 240 Уго­ло­в­но­го ко­дек­са Укра­и­ны, не­за­кон­ная до­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ще­го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом от 400 до 700 не­об­ла­га­е­мых ми­ни­му­мов до­хо­дов гра­ж­дан или огра­ни­че­ни­ем сво­бо­ды на срок до трех лет, или ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на тот же срок. Ква­ли­фи­ка­ци­он­ные при­з­на­ки этой ста­тьи вы­пи­са­ны на­столь­ко об­ще, что де­ла­ют про­б­ле­ма­ти­ч­ным при­в­ле­че­ние к от­вет­ствен­но­сти ви­но­в­ных лиц пра­во­о­хра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми.

Не­дав­но в СМИ раз­ле­те­лась но­во­сть, что Вер­хо­в­ная Ра­да 12 но­яб­ря под­дер­жа­ла в пе­р­вом чте­нии пра­ви­тель­ствен­ный за­ко­но­про­ект № 2240, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­ва­ет ле­га­ли­за­цию до­бы­чи ян­та­ря и за­пре­ща­ет до на­ча­ла 2021 го­да экс­пор­ти­ро­вать не­об­ра­бо­тан­ный ян­тарь-­сы­рец.

Це­лью про­ек­та, как опре­де­ле­но в по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к не­му, яв­ля­ет­ся пра­во­вое уре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний от­но­си­тель­но поль­зо­ва­ния недра­ми с це­лью до­бы­чи ян­та­ря, пре­кра­ще­ние не­за­кон­ной до­бы­чи ян­та­ря, … обес­пе­че­ние охра­ны окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­ды во вре­мя до­бы­чи ян­та­ря и ре­куль­ти­ва­ции по­вре­ж­ден­ных зе­мель. Для это­го пред­ла­га­ет­ся вне­сти со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в Ко­декс Укра­и­ны о нед­рах, Зе­мель­ный и Уго­ло­в­ный ко­дек­сы Укра­и­ны, Ко­декс Укра­и­ны об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, за­ко­ны Укра­и­ны "О го­су­дар­ствен­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии до­бы­чи, про­из­вод­ства и ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней и кон­тро­ле за опе­ра­ци­я­ми с ни­ми", "О со­гла­ше­ни­ях о рас­пре­де­ле­нии про­дук­ци­и", "О зе­м­ле­устрой­стве", "О та­мо­жен­ном та­ри­фе Укра­и­ны", "О по­ряд­ке вы­де­ле­ния в на­ту­ре (на ме­ст­но­сти) зе­мель­ных участ­ков соб­ствен­ни­кам зе­мель­ных до­лей (па­ев)", Гор­ный за­кон Укра­и­ны.

Од­на­ко есть не­сколь­ко ве­со­мых во­про­сов к тек­сту за­ко­но­про­ек­та, ко­то­рые ста­вят под со­м­не­ние его эф­фек­тив­ность и же­ла­е­мый по­ло­жи­тель­ный эф­фект.

1. За­ко­но­твор­цы по­ш­ли, в при­н­ци­пе, вер­ным пу­тем: уси­ле­ние уго­ло­в­ной от­вет­ствен­но­сти за не­за­кон­ную до­бы­чу. Но по­че­му-то толь­ко ян­та­ря. И это яв­ля­ет­ся до­воль­но стран­ным ме­то­дом с точ­ки зре­ния юри­ди­че­ской ло­ги­ки. За­ко­но­про­ект пред­ла­га­ет до­пол­нить Уго­ло­в­ный ко­декс от­дель­ной ста­тьей 240-1 ("Не­за­кон­ная до­бы­ча ян­та­ря").Но ведь ян­тарь яв­ля­ет­ся лишь од­ним из ви­дов по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ще­го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния, а зна­чит, и пред­ло­жен­ная спе­ци­аль­ная нор­ма (часть 1 ста­тьи 240-1 УК Укра­и­ны в ре­да­к­ции про­ек­та) не ха­ра­к­те­ри­зу­ет­ся ка­ки­ми-то до­пол­ни­тель­ны­ми (но­вы­ми) при­з­на­ка­ми со­о­т­вет­ству­ю­ще­го со­ста­ва ­пре­сту­п­ле­ни­я и пол­но­стью охва­ты­ва­ет­ся об­ще­ствен­но опас­ным де­я­ни­ем в ви­де не­за­кон­ной до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ще­го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния (часть 2 ста­тьи 240 УК Укра­и­ны). И по та­кой же ло­ги­ке УК Укра­и­ны сле­ду­ет до­пол­нить та­к­же дру­ги­ми от­дель­ны­ми со­ста­ва­ми пре­сту­п­ле­ний: ста­тья­ми о не­за­кон­ной до­бы­че не­ф­ти, ан­тра­ци­та, бу­ро­го уг­ля и то­му по­доб­ное.

2. Дру­гое не­до­ра­зу­ме­ние – это со­о­т­но­ше­ние сан­к­ций, ко­то­рые со­дер­жат­ся в ны­не дей­ству­ю­щей ста­тье 240 (часть 2) и пред­ла­га­е­мой ст. 240-1 (часть 1), в свя­зи с чем ви­но­в­но­му ли­цу, ко­то­рое осу­ще­стви­ло, на­при­мер, не­за­кон­ную до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ще­го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния (кро­ме ян­та­ря), суд мо­жет на­з­на­чить на­ка­за­ние в ви­де штра­фа от 400 до 700 не­об­ла­га­е­мых ми­ни­му­мов до­хо­дов гра­ж­дан (от 6,800 грн до 11,900 грн) или огра­ни­че­ния сво­бо­ды на срок до трех лет, или ли­ше­ния сво­бо­ды на срок до трех лет, а за не­за­кон­ную до­бы­чу ян­та­ря – в ви­де штра­фа от трех до де­ся­ти ты­сяч не­об­ла­га­е­мых ми­ни­му­мов до­хо­дов гра­ж­дан (от 51 000 грн до 170 000 грн) или огра­ни­че­ния сво­бо­ды на срок от трех до ше­сти лет, ли­бо ли­ше­ния сво­бо­ды на срок от трех до ше­сти лет с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства. Опять же, где здесь ло­ги­ка?

3. Це­ле­со­об­раз­но бы­ло бы не изоб­ре­тать ве­ло­си­пед, а вер­нуть­ся к дав­но пред­ла­га­е­мой экс­пе­р­та­ми в уго­ло­в­ном пра­ве кон­це­п­ции: уси­ле­ние сан­к­ций ста­тьи 240 УК, а та­к­же пу­тем ис­клю­че­ния ука­за­ния на по­лез­ные ис­ко­па­е­мые об­ще­го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния в ча­сти 2 этой ста­тьи, кри­ми­на­ли­зи­ро­вать не толь­ко не­за­кон­ную до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ще­го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния, но и ме­ст­но­го зна­че­ния (пе­сок, гли­на, и т. п. со­глас­но по­ста­но­в­ле­нию КМУ "Об утвер­ж­де­нии пе­реч­ней по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ще­го­су­дар­ствен­но­го и ме­ст­но­го зна­че­ни­я" от 827-94-п).

Ведь не­ле­галь­ная до­бы­ча то­го же пе­с­ка на­но­сит не мень­ший вред эко­си­сте­мам це­лых ре­ги­о­нов и вле­чет по­те­ри по­сту­п­ле­ний в гос­бюд­жет. Су­деб­ная пра­к­ти­ка не­од­но­з­на­ч­но ре­ша­ет дан­ный во­прос, а ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность не спо­соб­на эф­фек­тив­но про­ти­во­дей­ство­вать это­му яв­ле­нию. По­это­му на­з­ва­ние ст. 240 УК Укра­и­ны сле­ду­ет из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­да­к­ции: "На­ру­ше­ние пра­вил охра­ны или ис­поль­зо­ва­ния не­др, а та­к­же не­за­кон­ная до­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ще­го­су­дар­ствен­но­го или ме­ст­но­го зна­че­ни­я". Сле­ду­ет та­к­же до­пол­нить ч. 2 ст. 240 по­ло­же­ни­ем, со­глас­но ко­то­ро­му бу­дет пре­ду­смо­т­ре­на уго­ло­в­ная от­вет­ствен­ность за не­за­кон­ную до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых ме­ст­но­го зна­че­ния в кру­п­ном раз­ме­ре. При этом кру­п­ным раз­ме­ром пред­ла­га­ет­ся при­з­на­вать сто­и­мость не­за­кон­но до­бы­тых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых ме­ст­но­го зна­че­ния, ко­то­рая в три­ста и бо­лее раз пре­вы­ша­ет не­об­ла­га­е­мый ми­ни­мум до­хо­дов гра­ж­дан. Тем са­мым оста­нет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­но­сть, пре­ду­смо­т­рен­ная ст. 47 КУоАП, за та­кое де­я­ние в раз­ме­ре до 300 не­об­ла­га­е­мых ми­ни­му­мов до­хо­дов гра­ж­дан, и уста­нав­ли­ва­ем кри­ми­наль­ную, ко­то­рая бу­дет пре­ду­смат­ри­вать де­я­ния, со­дер­жа­щие осо­бую об­ще­ствен­ную опас­но­сть.

4. Уси­ле­ние от­вет­ствен­но­сти мо­ж­но пре­ду­смо­т­реть и пу­тем об­ра­зо­ва­ния осо­бо ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го со­ста­ва пре­сту­п­ле­ния. В ка­че­стве осо­бо ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных при­з­на­ков сле­ду­ет при­знать не­за­кон­ную до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в осо­бо кру­п­ных раз­ме­рах и де­я­ния, пре­ду­смо­т­рен­ные ста­тьей 240 Уго­ло­в­но­го ко­дек­са, ес­ли они при­ве­ли к "тя­ж­ким по­след­стви­я­м". Ука­за­ние в дей­ству­ю­щей ре­да­к­ции ча­сти 2 ста­тьи 240 УК на при­чи­не­ние "ги­бе­ли лю­дей, их мас­со­вое за­бо­ле­ва­ние или дру­гие тя­ж­кие по­след­стви­я" яв­ля­ет­ся до­воль­но не­по­нят­ной, по­то­му что при­чи­не­ние смер­ти од­но­му ли­цу, двум или бо­лее ли­цам не охва­ты­ва­ет­ся ча­стью 2 ста­тьи 240. Ведь есть часть 1 ста­тьи 119 УК, со­глас­но ко­то­рой за убий­ство по не­о­сто­ро­ж­но­сти пре­ду­смо­т­ре­но на­ка­за­ние в ви­де ли­ше­ния сво­бо­ды на срок до пя­ти лет, а ча­стью 2 ста­тьи 119 УК - до вось­ми лет. Учи­ты­вая, что часть 1 ста­тьи 240 УК яв­ля­ет­ся спе­ци­аль­ной нор­мой по от­но­ше­нию к ста­тье 119 на­сто­я­ще­го Ко­дек­са, раз­мер на­ка­за­ния за де­я­ние, ко­то­рое по­влек­ло смерть од­но­го, двух или бо­лее лиц, тре­бу­ет уве­ли­че­ния. Вы­с­шую гра­ни­цу на­ка­за­ния в ви­де ли­ше­ния сво­бо­ды не­об­хо­ди­мо уве­ли­чить до де­ся­ти лет.

5. В за­ко­но­про­ек­те та­к­же пред­ла­га­ет­ся до­пол­нить ста­тью 254 УК Укра­и­ны "Бес­хо­зяй­ствен­ное ис­поль­зо­ва­ние зе­мель" но­вы­ми ча­стя­ми 2-4, ко­то­ры­ми уста­но­вить от­вет­ствен­ность за укло­не­ние от обя­за­тель­ной ре­куль­ти­ва­ции зе­мель, по­вре­ж­ден­ных в ре­зуль­та­те опы­т­но-­про­мы­ш­лен­ной раз­ра­бо­т­ки ме­сто­ро­ж­де­ний ян­та­ря или до­бы­чи ян­та­ря на ос­но­ва­нии спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния на поль­зо­ва­ние недра­ми, что при­чи­ни­ло су­ще­ствен­ный вред, и за те же дей­ствия, со­вер­шен­ные при на­ли­чии ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных и осо­бо ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных об­сто­я­тель­ств.

И сно­ва вста­ет во­прос со­о­т­но­ше­ния сан­к­ций. В свя­зи с чем уго­ло­в­ная от­вет­ствен­ность дол­ж­на на­сту­пать за со­вер­ше­ние со­о­т­вет­ству­ю­ще­го де­я­ния в от­но­ше­нии зе­мель, по­вре­ж­ден­ных ис­клю­чи­тель­но в ре­зуль­та­те до­бы­чи ян­та­ря, то­г­да как ра­бо­чие про­ек­ты зе­м­ле­устрой­ства мо­гут пре­ду­смат­ри­вать и обя­за­тель­ное про­ве­де­ние ре­куль­ти­ва­ции зе­мель, по­вре­ж­ден­ных, на­при­мер, в ре­зуль­та­те опы­т­но-­про­мы­ш­лен­ной раз­ра­бо­т­ки ме­сто­ро­ж­де­ний не­ф­ти или га­за, и/и­ли до­бы­чи уг­ле­во­до­ро­дов и то­му по­доб­ное?

И здесь вы­хо­дом из си­ту­а­ции мо­жет быть уже не оче­ред­ная шта­м­по­в­ки до­пол­ни­тель­ных ста­тей УК Укра­и­ны, а до­пол­не­ние ли­цен­зи­он­ным усло­ви­ем при вы­да­че спе­ци­аль­ных раз­ре­ше­ний на поль­зо­ва­ние недра­ми, ко­то­рое бу­дет пре­ду­смат­ри­вать за­ло­го­вую су­м­му, ко­то­рая в слу­чае укло­не­ния объ­ек­том хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти от обя­за­тель­ной ре­куль­ти­ва­ции зе­мель по­с­ле до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых бу­дет кон­фис­ко­ва­на го­су­дар­ством. Со­о­т­вет­ствен­но, в слу­чае вы­пол­не­ния усло­вий ре­куль­ти­ва­ции –за­ло­го­вая су­м­ма бу­дет воз­вра­ще­на. Учи­ты­вая то, что ли­цен­зии на до­бы­чу вы­да­ют­ся сро­ком на 5 лет, вы­чет за­ло­го­вых сумм дол­жен быть при­вя­зан к про­жи­точ­но­му ми­ни­му­му на од­но ли­цо для тру­до­с­по­соб­ных лиц, ко­то­рый кор­рек­ти­ру­ет­ся с уче­том ин­ф­ля­ции еже­год­но.

Итак, ко вто­ро­му чте­нию есть еще шанс про­фес­си­о­наль­но вы­пи­сать по­ло­же­ния со­о­т­вет­ству­ю­щих ста­тей Уго­ло­в­но­го ко­дек­са, что в ко­м­плек­се с дру­ги­ми го­су­дар­ствен­ны­ми ме­ра­ми даст воз­мо­ж­ность про­г­но­зи­ро­вать умень­ше­ние ко­лос­саль­ных объ­е­мов не­за­кон­ной до­бы­чи ян­та­ря.

Ми­ха­ил Пла­стун,

­кан­ди­дат юри­ди­че­ских на­ук

[ 112.ua ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->