Украина занимает второе место в мире по залежам янтаря, который к тому же отличается самым высоким в мире процентом этого камня ювелирного качества. В целом глобальный рынок янтаря оценивается Международной ассоциацией янтаря в размере 1,2 млрд евро, а его ежегодная добыча колеблется от 500 до 800 тонн. Почти 80% этого объема добывается в Украине и странах Балтии, из них 30-40% приходится на нашу страну. Официально украинские предприятия ежегодно добывают всего около 4 тонн (5% от реального объема добычи янтаря в Украине). 95% - это нелегальная добыча. Вследствие этого государственному бюджету ежегодно наносится ущерб на сотни миллионов гривен. На днях Счетная палата обнародовала цифры, что госюджет-2020 недосчитается 0,5 млрд грн в случае если не будет урегулирована легальная добыча янтаря соответствующим законом. Ущерб экологии регионов, где ведется бесконтрольная нелегальная добыча в Украине достигает уже миллиардов долларов.
Попытки легализовать рынок добычи янтаря были нередки.
9 сентября 2010 г. Верховная Рада Украины предварительно одобрила проект закона Украины "О янтаре", который содержал положения о специальных разрешениях на пользование янтароносными недрами в месторождениях непромышленного значения, которые должны выдаваться областными советами. Тогда на закон было наложено вето президента. Похожие законопроекты были поданы в 2014 году, которые также ни к чему не привели. Итак, после всех этих законодательных потуг пока есть только постановление Кабинета министров Украины от 12.12.1994 № 827, согласно которому янтарь отнесен к полезным ископаемым общегосударственного значения. На территории Украины есть ряд предприятий, занимающихся разработкой месторождений янтаря на основании специального разрешения на пользование недрами. Но, как указано выше, это мизерные показатели в сравнении с незаконной добычей.
В соответствии с ч. 2 ст. 240 Уголовного кодекса Украины, незаконная добыча полезных ископаемых общегосударственного значения наказывается штрафом от 400 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. Квалификационные признаки этой статьи выписаны настолько обще, что делают проблематичным привлечение к ответственности виновных лиц правоохранительными органами.
Недавно в СМИ разлетелась новость, что Верховная Рада 12 ноября поддержала в первом чтении правительственный законопроект № 2240, который предусматривает легализацию добычи янтаря и запрещает до начала 2021 года экспортировать необработанный янтарь-сырец.
Целью проекта, как определено в пояснительной записке к нему, является правовое урегулирование отношений относительно пользования недрами с целью добычи янтаря, прекращение незаконной добычи янтаря, … обеспечение охраны окружающей природной среды во время добычи янтаря и рекультивации поврежденных земель. Для этого предлагается внести соответствующие изменения в Кодекс Украины о недрах, Земельный и Уголовный кодексы Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, законы Украины "О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними", "О соглашениях о распределении продукции", "О землеустройстве", "О таможенном тарифе Украины", "О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)", Горный закон Украины.
Однако есть несколько весомых вопросов к тексту законопроекта, которые ставят под сомнение его эффективность и желаемый положительный эффект.
1. Законотворцы пошли, в принципе, верным путем: усиление уголовной ответственности за незаконную добычу. Но почему-то только янтаря. И это является довольно странным методом с точки зрения юридической логики. Законопроект предлагает дополнить Уголовный кодекс отдельной статьей 240-1 ("Незаконная добыча янтаря").Но ведь янтарь является лишь одним из видов полезных ископаемых общегосударственного значения, а значит, и предложенная специальная норма (часть 1 статьи 240-1 УК Украины в редакции проекта) не характеризуется какими-то дополнительными (новыми) признаками соответствующего состава преступления и полностью охватывается общественно опасным деянием в виде незаконной добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (часть 2 статьи 240 УК Украины). И по такой же логике УК Украины следует дополнить также другими отдельными составами преступлений: статьями о незаконной добыче нефти, антрацита, бурого угля и тому подобное.
2. Другое недоразумение – это соотношение санкций, которые содержатся в ныне действующей статье 240 (часть 2) и предлагаемой ст. 240-1 (часть 1), в связи с чем виновному лицу, которое осуществило, например, незаконную добычу полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме янтаря), суд может назначить наказание в виде штрафа от 400 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 6,800 грн до 11,900 грн) или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до трех лет, а за незаконную добычу янтаря – в виде штрафа от трех до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 000 грн до 170 000 грн) или ограничения свободы на срок от трех до шести лет, либо лишения свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества. Опять же, где здесь логика?
3. Целесообразно было бы не изобретать велосипед, а вернуться к давно предлагаемой экспертами в уголовном праве концепции: усиление санкций статьи 240 УК, а также путем исключения указания на полезные ископаемые общегосударственного значения в части 2 этой статьи, криминализировать не только незаконную добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, но и местного значения (песок, глина, и т. п. согласно постановлению КМУ "Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значения" от 827-94-п).
Ведь нелегальная добыча того же песка наносит не меньший вред экосистемам целых регионов и влечет потери поступлений в госбюджет. Судебная практика неоднозначно решает данный вопрос, а административная ответственность не способна эффективно противодействовать этому явлению. Поэтому название ст. 240 УК Украины следует изложить в следующей редакции: "Нарушение правил охраны или использования недр, а также незаконная добыча полезных ископаемых общегосударственного или местного значения". Следует также дополнить ч. 2 ст. 240 положением, согласно которому будет предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых местного значения в крупном размере. При этом крупным размером предлагается признавать стоимость незаконно добытых полезных ископаемых местного значения, которая в триста и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Тем самым останется административная ответственность, предусмотренная ст. 47 КУоАП, за такое деяние в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, и устанавливаем криминальную, которая будет предусматривать деяния, содержащие особую общественную опасность.
4. Усиление ответственности можно предусмотреть и путем образования особо квалифицированного состава преступления. В качестве особо квалифицированных признаков следует признать незаконную добычу полезных ископаемых в особо крупных размерах и деяния, предусмотренные статьей 240 Уголовного кодекса, если они привели к "тяжким последствиям". Указание в действующей редакции части 2 статьи 240 УК на причинение "гибели людей, их массовое заболевание или другие тяжкие последствия" является довольно непонятной, потому что причинение смерти одному лицу, двум или более лицам не охватывается частью 2 статьи 240. Ведь есть часть 1 статьи 119 УК, согласно которой за убийство по неосторожности предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а частью 2 статьи 119 УК - до восьми лет. Учитывая, что часть 1 статьи 240 УК является специальной нормой по отношению к статье 119 настоящего Кодекса, размер наказания за деяние, которое повлекло смерть одного, двух или более лиц, требует увеличения. Высшую границу наказания в виде лишения свободы необходимо увеличить до десяти лет.
5. В законопроекте также предлагается дополнить статью 254 УК Украины "Бесхозяйственное использование земель" новыми частями 2-4, которыми установить ответственность за уклонение от обязательной рекультивации земель, поврежденных в результате опытно-промышленной разработки месторождений янтаря или добычи янтаря на основании специального разрешения на пользование недрами, что причинило существенный вред, и за те же действия, совершенные при наличии квалифицированных и особо квалифицированных обстоятельств.
И снова встает вопрос соотношения санкций. В связи с чем уголовная ответственность должна наступать за совершение соответствующего деяния в отношении земель, поврежденных исключительно в результате добычи янтаря, тогда как рабочие проекты землеустройства могут предусматривать и обязательное проведение рекультивации земель, поврежденных, например, в результате опытно-промышленной разработки месторождений нефти или газа, и/или добычи углеводородов и тому подобное?
И здесь выходом из ситуации может быть уже не очередная штамповки дополнительных статей УК Украины, а дополнение лицензионным условием при выдаче специальных разрешений на пользование недрами, которое будет предусматривать залоговую сумму, которая в случае уклонения объектом хозяйственной деятельности от обязательной рекультивации земель после добычи полезных ископаемых будет конфискована государством. Соответственно, в случае выполнения условий рекультивации –залоговая сумма будет возвращена. Учитывая то, что лицензии на добычу выдаются сроком на 5 лет, вычет залоговых сумм должен быть привязан к прожиточному минимуму на одно лицо для трудоспособных лиц, который корректируется с учетом инфляции ежегодно.
Итак, ко второму чтению есть еще шанс профессионально выписать положения соответствующих статей Уголовного кодекса, что в комплексе с другими государственными мерами даст возможность прогнозировать уменьшение колоссальных объемов незаконной добычи янтаря.
Михаил Пластун,
кандидат юридических наук