Законопроектом предлагается многократное увеличение установленных административных штрафов за нарушение правил в сфере операций с драгоценными камнями и металлами, а также вводится возможность конфискации орудия или предмета административного правонарушения.
Председатель Комитета Павел Крашенинников сообщил, что законопроект вызвал много вопросов и критики как со стороны депутатов, так и со стороны профессионального сообщества. В связи с этим Комитет провел совещание с представителями ювелирной отрасли (Гильдия ювелиров России, ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», Клуб Российской ювелирной торговли и др.), в котором принимали участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства финансов, Торгово-промышленной палаты РФ, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». По итогам совещания были выработаны предложения по поправкам ко второму чтению законопроекта, которые Комитет рекомендовал принять.
Основные нарекания в ходе совещания вызывали сильно завышенные размеры штрафов, предложенные в проекте, которые доходили до 1,5 млн рублей, и отсутствие какого‑либо обоснования таких санкций. Кроме того, одинаково жесткие меры ответственности были предложены как за нарушение правил извлечения, производства или использования драгметаллов, так и за нарушение правил учета и хранения указанных ресурсов.
«Однако санкции должны быть дифференцированы в зависимости от степени общественной опасности деяния, тяжести и размера ущерба, а также субъекта административной ответственности», — сказал Павел Крашенинников.
Нуждались в уточнении формулировки и терминология, использованные в законопроекте, поскольку отсутствие четкой терминологии влечет неоднозначное толкование норм при правоприменении, что может приводить в том числе к коррупционным проявлениям.
Вышеуказанные замечания были устранены поправками, одобренными Комитетом.
Согласно поправкам, за незаконную добычу, сбыт драгоценных металлов и камней, а также аффинаж вводятся штрафы, кратные стоимости предмета правонарушения, с конфискацией. Кратность штрафов для граждан, должностных и юридических лиц варьируется от полукратного до четырехкратного размера стоимости драгметалла или драгоценных каменей, явившихся предметом правонарушения.
Фиксированные штрафы предусматриваются за сбыт аффинированных драгоценных металлов, а также за их незаконное хранение или перемещение. Для граждан — до 180 тыс. рублей, для должностных лиц – до 230 тыс. рублей, для организаций – до 280 тыс. рублей.
Кроме того, предусмотрены фиксированные штрафы за нарушение обязательных требований законодательства при обращении и при перевозке драгоценных камней и металлов – до 100 тыс. рублей для граждан, до 140 тыс. рублей для должностных лиц и до 180 тыс. рублей для юридических лиц.
За нарушение правил учета, хранения и инвентаризации максимальные штрафы – до 70 тыс. для должностных лиц, до 80 тыс. для ИП и до 100 тыс. для организаций.
«Предложенные изменения направлены на совершенствование системы государственного контроля и надзора за операциями с драгоценными камнями и металлами, сокращение правонарушений в данной отрасли и, как следствие, сокращение теневого сектора рынка драгоценных металлов и драгоценных камней», — отметил Павел Крашенинников.