Журнал «Навигатор ювелирной торговли» проанализировал российский рынок ювелирных часов и выявил основные тенденции и особенности спроса со стороны конечных потребителей продукции.
В рамках исследования были проведены интервью с экспертами часового и ювелирного рынков – представителями ведущих компаний-производителей и дистрибьюторов.
Рынок часов в целом и ювелирных часов в частности целесообразно анализировать в контексте тенденций потребительского спроса. Если детально говорить об изменении потребительских предпочтений, стоит заметить, что значительно сократилось и количество импульсных покупок: покупатель стал наиболее рациональным, процесс выбора продукта — более длительным. Можно сказать, что в России начинается тренд, активно проявившийся в странах с развитой информационной инфраструктурой, – потребительский цинизм.
Это привело к тому, что перед принятием решения человек гораздо дольше и тщательнее обдумывает покупку и собирает информацию. Этот факт требует от маркетологов максимальной подготовленности, необходимой для убеждения информированных покупателей — активные продажи на них действуют все меньше.
«Интернет-технологии развиваются стремительными темпами, из cети можно почерпнуть любую необходимую информацию. Потребитель стал собраннее и подкованнее, он знает все о продукте, его альтернативах и, бывает, сам располагает информацией, которую готов рассказать ему продавец. Здесь наступает ситуация, когда необходимо применять усиление рычагов психологии для работы с клиентом убедить покупателя совершить покупку, несмотря на то, что он уже и так многое знает о часах», — комментирует ситуацию Марина МАЛЮТИНА, TBN-Time.
Причем чем выше стоимость часов, тем больше усилий требуется со стороны продавцов.
«В сегменте от 60–100 тысяч рублей и выше продажи более сложные: покупатель принимает решение более долгое время, рассматривая, как вариант, разные пути финансирования. Например, в магазине может присутствовать такая опция, как купить в рассрочку…» – говорит Марина МАЛЮТИНА, TBN-Time.
Тенденция к взвешенным покупкам отражается в том числе и на покупательском поведении в период праздников. Несмотря на то что в период праздников многие склонны совершать импульсные эмоциональные покупки, по словам представителей отрасли, любимые россиянами гендерные праздники 8 Марта и 23 февраля, а также 14 февраля перестали характеризоваться активным ростом спроса.
«Практика прошлых лет демонстрировала активные продажи на 14 февраля, 23 февраля, 8 марта. 14 февраля - это более молодежный праздник, поэтому тут в росте fashion сегмент, а 23е февраля и 8 марта продажи примерно одинаковы, без скачков. В сезон подготовки к Новогодним праздникам раньше можно было увидеть подъeм в разы, сейчас такого уже нет, рост продаж в два раза уже считается отличным показателем в некоторых точках продаж. Приходится устраивать «танец с бубнами», люди ждут, что им дадут дополнительный профит», – дополняет Марина МАЛЮТИНА.
Интересна также особенность восприятия потребителями российских ювелирных часов сравнительно с часами известных зарубежных марок в той же ценовой категории. Эксперты отмечают, что покупатели российских ювелирных часов и импортных часов известных марок – это разные целевые аудитории.
Если для покупателей швейцарских часов прежде всего значим бренд, то для покупателей российских ювелирных часов на первом месте стоит благородный металл и дизайн, после чего идет марка изготовителя.
«Если ранжировать силу бренда, дизайн и благородство металла, то в российских ювелирных часах сила бренда при покупке не ставится во главу угла. У швейцарских часов, напротив, бренд занимает главенствующее место, остальное будет второстепенно», – комментирует Анастасия ДЕДОВА, коммерческий директор часового направления компании Sokolov.
Несмотря на это, определенная конкуренция между зарубежными часами известных брендов и ювелирными российскими часами, по мнению Жоржа КИНИ, Time&Technologies, присутствует, причем проявляется данная тенденция именно в ситуации экономической нестабильности.
«Они начинают конкурировать во время кризиса. На растущем рынке у каждого своя аудитория. Но в современной ситуации наблюдается конкуренция между производителями часов из драгоценных металлов и часов из стали и сплавов. Это разные вещи, но если человек за одну и ту же сумму может купить часы из драгметаллов, это может быть решающим аргументом в сторону такой покупки. Мы в своих магазинах чувствуем повышение спроса к этому продукту – часам из золота, хотя я бы не назвал это конкуренцией», – сказал Жорж КИНИ.
Если говорить о значимости бренда в целом, то в России отмечается та же тенденция, что и в западных странах – снижение значимости и статусности дорогих часов и прежде всего среди молодой аудитории, а также в целом снижение ориентации только на бренды.
«Бренд уже не важен. Как я говорил ранее, важно соотношение цена-качество. Брендомания закончилась, это прослеживается не только в часах. Такой же тренд можно наблюдать и на других рынках – начиная с рынка одежди до автомобильного», – говорит Жорж КИНИ, Time&Technologies.
«Среди молодого поколения до 30 лет изменилось отношение к часам: раньше часы были элементом статуса и самовыражения, а сейчас зачастую для молодежи лайки в Instagram и социальное одобрение важнее часов на запястье», – комментирует Михаил КАСПАРОВ, ProTime Rus отмечая при этом одновременный рост брендовой культуры в России и значимость торговых марок для определенных категорий потребителей.
Несмотря на то что ряд участников рынка отмечает снижение спроса на продукцию из золота, определенный культ «золотого тельца» у потребителей в России по-прежнему сохраняется, особенно в южных регионах. При этом эксперты считают, что приобретение золотых часов в качестве инвестиции – это, скорее, миф, хоть и довольно устойчивый.
Что касается дизайна моделей ювелирных часов, рынок в стране достаточно статичен. Конечно, тенденции приходят и уходят, но смена моделей происходит не так быстро. Наиболее востребованная продукция — классика и casual, определенная унифицированность в дизайне, универсальность. Модели, которые подходят не под любую одежду, пользуются меньшим спросом.
«Самая востребованная у покупателей цветовая палитра циферблатов — белые, перламутровые, черные, шампань. Особым вниманием пользуется синий цвет, который сегодня стал классикой и встал в один ряд вместе с беспроигрышными универсальными цветами циферблатов. Покупатель сегодня рассуждает так, что если приобретать дорогие часы, то пусть они подходят под максимальное количество образов», — поделилась наблюдениями Анастасия ДЕДОВА, Sokolov.
При этом если говорить о рынке часов в целом, отмечается, с одной стороны, растущая любовь россиян к лаконичности, с другой стороны – рост спроса на дизайнерские, нестандартные изделия.
«У нас в стране с 90-х годов сформировался спрос на традиционные классические часы — была какая-то стабильность и предсказуемость в потребительских предпочтениях. Теперь мы видим рост спроса на спортивные, дизайнерские часы, все чаще поступают запросы на индивидуальное изготовление. Сейчас люди более открыты, им хочется быть не такими как все. Количество покупателей, стремящихся к самовыражению, значительно увеличилось», — комментирует Михаил КАСПАРОВ, ProTime Rus.
«Простота, демократичность и максимальное качество при минимальной цене. Время гламура и псевдороскоши прошло», — характеризует потребительские предпочтения Жорж КИНИ, Time&Technologies.
Прогнозы рынка непосредственно связаны с экономической ситуацией в стране. Так, в ближайшие годы можно будет увидеть сохранение текущих тенденций — спрос на недорогую и функциональную продукцию, стремление производителей к снижению себестоимости, осторожное и обдуманное поведение покупателей.
Стоит предполагать дальнейшее постепенное снижение значимости часов как элемента статуса и престижа, и прежде всего среди молодого поколения. При этом тенденция к отказу от часов будет отчасти нивелироваться тем, что производители начнут выпускать умные часы в классическом дизайне.
Если говорить о долгосрочной перспективе развития рынка ювелирных часов, можно отметить две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, в нашей стране заметны те же изменения, которые отмечаются в мире – значит, понемногу значимость золота будет снижаться, что приведет к сокращению использования металла определенными группами потребителей, главным образом молодежью. С другой стороны, есть мнение, что ювелирные часы всегда будут присутствовать на рынке — производители будут развиваться в соответствии с требованиями рынка, делая акцент на современность, дизайн и функциональность.
«Мы считаем, что спрос на ювелирные часы в будущем будет стабильным, это вечный бизнес, но при этом, следуя изменившемуся спросу, будут появляться новые яркие модели. Говоря про ювелирные часы, я имею в виду настоящие ювелирные часы, которые производятся по тем же стандартам качества, как это принято у солидных швейцарских брендов: если корпус белый – то это сталь или белое золото, если желтый корпус или желтые вставки — то это только золото, если корпус украшен камнями — то только драгоценными. Если покупатель позиционирует себя определенным образом – то никаких фианитов, дешевых сплавов и позолоты. И, мне кажется, в России мы к этому скоро придем», — делится своим прогнозом Михаил КАСПАРОВ, ProTime Rus.
Статья на Навигаторе ювелирной торговли >>