Журнал «Навигатор ювелирной торговли» проанализировал российский рынок ювелирных часов и выявил основные тенденции и особенности спроса со стороны конечных потребителей продукции.
В рамках исследования были проведены интервью с экспертами часового и ювелирного рынков – представителями ведущих компаний-производителей и дистрибьюторов.
Рынок ювелирных часов нельзя рассматривать в отрыве от часового рынка в целом, одна из ключевых тенденций которого в последние годы – перетекание спроса между ценовыми сегментами. Это связано прежде всего с экономической ситуацией в стране и падением покупательной способности населения. При этом эксперты отмечают, что премиум-сегмент – часы преимущественно зарубежного производства от 500 тыс. руб. и выше – практически не изменился, в то время как в среднем и высоком ценовых сегментах отмечается заметное сокращение.
В нижнем ценовом сегменте – до 20 000 руб., напротив, отмечается рост прежде всего за счет значительного увеличения объема импорта из Китая, который эксперты связывают с изменением таможенного законодательства, сделавшего ввоз китайских часов более выгодным.
«Если сравнить продажи с тем, что было пару лет назад по часам, которые импортируются, и по данным таможенной статистики, сегмент дорогих часов (дороже 200 000 рублей) упал не сильно – на 10–20%, при этом изменений по брендам не наблюдалось, средний упал на 30%. Что касается диапазона до 20 000 рублей, тут официально рынок вырос в несколько раз», – отмечает Михаил КАСПАРОВ, генеральный директор компании ProTime Rus.
Жорж КИНИ, президент холдинга Time&Technologies, также отмечает существенное падение продаж именно в среднем и высоком ценовых сегментах: «Наиболее пострадал средний и высокий сегменты. В первую очередь сократилось количество покупок – падение продаж в среднем сегменте составило минус 50%. Отмечу, что нижний ценовой сегмент – часы стоимостью до 20 000 рублей, средний – от 20 000 до 150 000 рублей, высокий – от 150 000 до 500 000 рублей, а то, что выше, – премиум».
Еще одно знаковое изменение на часовом рынке – и это не только российская действительность, а общемировая тенденция — конкуренция со стороны гаджетов и SmartWatch, которая особенно заметно стала проявляться с 2015 года. Если раньше для демонстрации своего статуса люди приобретали часы известных швейцарских марок, то теперь покупают последние модели смартфонов и других гаджетов, которые смогут сочетать в себе эстетичность и современную утилитарность.
Однако эксперты оптимистично смотрят на данную ситуацию с точки зрения развития отрасли и предполагают, что это временное явление, которое в том числе компенсируется включением умных функций в классические часы.
«На часовой рынок значительно повлияло поступление новых технологий, таких как фитнес-браслеты и смарт-часы. Я не рассматриваю как конкурента SmartWatch, это гаджет. Это временное явление, и оно, конечно, отразилось на краткосрочной перспективе на часовом рынке. Но скоро будет достигнут предел, и в ближайшее время начнется откат. Только представьте, рост продаж подобной продукции за три года увеличился в 30 раз, рынок не может расти без остановки!» — резюмировал Жорж КИНИ, Time&Technologies.
Аналогичного мнения придерживается Марина МАЛЮТИНА, руководитель отдела маркетинга компании TBN Time: «Конечно, есть пересечения и конкуренция, но одно не заменит другое. Те люди, которые понимают, что такое часы, их значимость и необходимость, никогда не променяют это на гаджет».
Если говорить о специфике российского рынка ювелирных часов, то рынок в нашей стране уникален по своей структуре: российские ювелирные часы обособлены от рынка часов в целом и находятся на стыке ювелирного и часового рынков. Во-первых, это вызвано тем, что сегмент российских ювелирных часов долгое время развивался преимущественно через ювелирную, а не часовую розницу. Во-вторых, это связано с особым восприятием подобных изделий потребителями: ювелирные часы в сознании покупателей наделены прежде всего атрибутами украшения и статуса, нежели часового механизма.
Стоит отметить, что если на часовом рынке в целом на сегодняшний день сформирована импортоориентированная модель – объем импорта в натуральном выражении, по данным за 2018 год, превышает объем внутреннего производства примерно в 8 раз — всего импортировано более 16,5 млн часов различного вида[1], то в сегменте часов из золота и серебра значительно большая доля (в штуках) приходится именно на часы отечественного производства.
Так, в 2018 году из Швейцарии, на которую приходится около 80% общего объема импортных поставок часов из драгоценных металлов, в Россию ввезено всего около 3,7 тыс. часов. Причем эти объемы на 40–45% ниже показателей докризисных 2011–2013 годов.[2]
Диаграмма 1.
Динамика импорта часов из драгоценных металлов из Швейцарии, тыс. шт.
В целом, по словам экспертов, принявших участие в исследовании, рынок ювелирных часов продолжает подвергаться изменениям, характерным для рынка часов из недрагоценных металлов — с 2014 года отмечается заметная тенденция сужения (сокращения общих объемов продаж в натуральном выражении) и перетекания спроса в более низкие сегменты.
Например, покупатели, которые не рассматривают украшение как инвестицию, приобретают его как аксессуар и обращают больше внимания на серебряные изделия. Игроки рынка заявляют, что ассортимент и разнообразие серебряных часов в период снижения покупательской способности значительно увеличивается.
«На сегодняшний день в целом на ювелирном рынке растет популярность серебра. До 2014 года все были сосредоточены на золотых украшениях среднего и высокого сегментов. В большинстве случаев предпочтение при покупке отдавалось изделиям из золота и платины. Сейчас серебро заняло свое главенствующее место на ювелирном рынке и рынке ювелирных часов. Если до 2014 года были более востребованы золотые часы, то в период кризиса потребители все больше и больше переключаются на более дешевые серебряные часы. Это общая тенденция, и она будет продолжаться, если не изменится экономическая ситуация в стране и мире», — рассказала о трендах Анастасия ДЕДОВА, коммерческий директор часового направления компании Sokolov.
Основной объем спроса на ювелирные часы российского производства приходится на изделия стоимостью до 60 тыс. рублей. При этом спрос на более дорогие модели сократился, однако не исчез полностью, поэтому полностью избавляться от высокоценового ассортимента эксперты розничным точкам не рекомендуют.
Таблица 1. Структура продаж в торговых точках российских ювелирных часов различных ценовых сегментов в натуральном выражении
Сегмент | Продажи в торговых точках в штуках |
1-низкий (до 30 тыс. руб.) | 47% |
2-средний (30-60 тыс. руб.) | 38% |
3-дорогой (60-100 тыс. руб.) | 10% |
4-премиум (от 100 тыс. руб.) | 5% |
ИТОГО | 100% |
По данным компании Sokolov
Продолжение следует.[1] Источники: ФТС, ЕМИСС
[2] Источник: ФТС