В Армении, как, впрочем, и в других странах ЕАЭС, усиленно готовятся к предстоящему 1 октября с.г. в Ереване заседанию Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств интеграционной "пятерки".
Специально к этому важному форуму и по случаю пятилетия ЕАЭС Центробанк РА выпустил памятную монету, на аверсе которой изображено по 5 парусов и звезд (по числу государств союза), а на реверсе - эмблема ЕАЭС и стилизованные изображения флагов союзных государств. Медиапартнер ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) - журнал "Вестник экономики ЕАЭС" международного издательского холдинга "ЕвроМедиа" - готовит в связи с мероприятием спецномер с фотографией премьер-министра Армении Никола Пашиняна на обложке. Напомним некстати, что в бытность свою оппозиционным депутатом нынешний глава правительства яростно выступал против этой самой евразийской интеграции…
Понятно, что краеугольным камнем и фундаментом интеграционного объединения выступает общий рынок товаров и услуг. Однако формирование рынков различных товаров в рамках ЕАЭС идет с разными скоростями, и окончательное создание общего рынка намечено лишь на 2025 год, с созданием единых рынков финансов и энергоносителей. В этом плане особый интерес представляют интеграционные процессы на рынке ювелирной продукции союза. Об этом наш сегодняшний материал.
Как-то в разговоре председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бельянинов заметил, что ЕАЭС обладает столь значительными ресурсами, в том числе золота, платины, алмазов, что "нам сам черт не брат, и мы хотим всего лишь спокойно жить"…
И вот сегодня, буквально на наших глазах, в контексте формирования общих рынков на территории ЕАЭС рождается уникальное начинание по созданию единого зонтичного ювелирного бренда интеграционного союза, который поднимет эту отрасль на новый уровень и станет реальным драйвером наращивания экспорта ювелирной продукции государств "пятерки", в том числе в третьи страны.
В этом свете ключевым моментом является вопрос взаимного признания проб (пробирных клейм) ювелирных изделий на территории ЕАЭС, поскольку без этого не будет обеспечено свободное обращение в интеграционном объединении ювелирных изделий, не состоится единый свободный рынок, а это, повторимся, основа и фундамент ЕАЭС.
Как известно, 2 октября 2018 года коллегия ЕЭК одобрила проект соглашения между союзными государствами об особенностях операций с драгоценными металлами и камнями в рамках ЕАЭС, который далее был направлен на прохождение внутригосударственных процедур в государства - члены союза. Однако там указан юридически некорректный механизм вступления в силу положения проекта соглашения, предусматривающего взаимное признание пробирных клейм государств - членов ЕАЭС. Так, предполагается, что орган союза (ЕЭК) будет принимать решение о вступлении в силу данного положения, в отношении которого уже проведены необходимые для вступления в силу внутригосударственные процедуры. Кроме того, проект соглашения не предполагает одновременного вступления в силу во всех государствах - членах союза, что приведет к неравнозначному правовому регулированию данных правоотношений в рамках ЕАЭС.
Таким образом, решение этого вопроса не обусловлено сроками исполнения и растянется на неопределенное время, поэтому выход из создавшейся ситуации видится в продлении срока действия соответствующего изъятия до подписания соглашения, с тем чтобы ювелиры имели возможность нормально работать, причем действие этого изъятия должно распространяться также на группу материалов и инструментов, на импорт которых устанавливаются таможенные пошлины (механизмы и комплектующие часов, режущие инструменты, графитовые изделия, лигатуры и т.д.). Но взаимное признание проб должно быть безоговорочным и срочным для всех стран ЕАЭС, о чем говорится в последние 5 лет. Естественно, решение этого вопроса снимает целый ряд препятствий в вопросах работы на давальческом сырье и перемещении драгметаллов и драгкамней на евразийском пространстве.
Решение вопроса взаимного признания проб неоправданно растягивается в том числе и по причине различий в регулировании этого сектора. Дело в том, что в России нанесение проб оставлено за государством (Пробирная палата РФ), а, к примеру, в Армении это прерогатива частного бизнеса. Таким образом, в России опасаются, что достоверность и надежность опробирования ювелирных изделий слабо гарантирована со стороны частника. Между тем автору этих строк доподлинно известно, что и золотой слиток с пробой Пробирной палаты РФ вовсе не гарантия того, что сей слиток содержит золото с указанной высшей пробой "999,9" ("четыре девятки"), которую в западных странах именуют Good Delivery. Если же совместить указанные два метода регулирования этого вопроса, то по крайней мере неизбежно возникнет конкуренция между государством и частником, в результате чего цены за опробирование снизятся.
Проект указанного соглашения призван гармонизировать правовое регулирование в сфере обращения на внутреннем рынке ЕАЭС драгметаллов, драгкамней и изделий из них. В соответствии с этим документом проверку производств ювелирных изделий уполномоченные органы смогут проводить не только по заявлению граждан или органов своей страны о нарушении нормативных требований, но и на основании обращения любого государства ЕАЭС, выявившего нарушения. Следующим шагом по реализации потенциала рынка ювелирных изделий ЕАЭС, как уже отмечалось выше, станет создание зонтичного ювелирного бренда союза. Этот проект в свою очередь определит сегменты рынка драгметаллов, драгкамней и изделий из них государств - членов союза, обладающих потенциалом встраивания во внутрисоюзную кооперационную цепочку за счет страновой специализации.
Решением совета ЕЭК N82 от 8 августа 2019 года утвержден "План мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств - членов ЕАЭС на рынки третьих стран". Еще раз подчеркиваем, что, в частности, без статьи 11 пункта 6 проекта соглашения - "Ювелирные и другие изделия, заклейменные пробирным клеймом на территории одного государства-члена, в случае их перемещения на территорию другого государства-члена не подлежат дополнительному опробированию, анализу и клеймению" - свободного рынка союза быть не может, поэтому преждевременно говорить о продвижении продукции в условиях, когда этого рынка по существу нет.
В плане мероприятий опять же присутствуют неопределенные по срокам пункты. Несколько важных мероприятий имеют по срокам формулировку "по мере необходимости". Между тем эта необходимость настала уже "вчера", и подобные туманные формулировки способны надолго затянуть процесс интеграции ювелирного рынка союза.
Сегодня в Армении нередки ситуации, когда в комбанках на протяжении длительного периода отсутствует золотое сырье для производства ювелирных изделий, как это, к примеру, случилось в мае этого года. Тогда целых 10 дней ювелирная отрасль страны находилась на грани коллапса, так как достать золото в двух крупных странах-производителях - России и Казахстане - было практически невозможно. Вот почему возникает острая необходимость в скорейшей организации биржи по торговле сырьем драгметаллов и алмазов. Тем более что тем же армянским ювелирам сегодня комфортнее работать с поставщиками сырья из третьих стран, когда заказ на 3 или 10 кг золота уже через 2 часа оформляется в Италии в поставку по цене Лондонской биржи металлов (LME), а в той же России вполне могут отказаться от столь "ничтожных" поставок, предлагая гораздо более солидные партии, причем с 5%-ной добавкой к цене LME.
Между тем в целях стимулирования сотрудничества в рамках ЕАЭС с 1 января с.г. уже действует таможенная пошлина в размере 3% в отношении импортируемого из третьих стран ювелирного сырья, которая с 1 января 2020 и 2021 гг. возрастет соответственно до 6% и 10%. Выходит, что сырье из третьих стран станет дорогим, а из стран ЕАЭС… недоступным?!
Необходимы также шаги по налаживанию мониторинга союзного и мирового рынка ювелирных изделий в приоритетных странах, эффективному снабжению алмазным сырьем со стороны компании "Алроса" и Гохрана РФ, внедрению маркировки ювелирной продукции (в этом случае есть опасение, что РФ введет это у себя, тем самым вольно-невольно закрыв свой рынок для остальных членов ЕАЭС), установлению такого единого механизма налогообложения реализованных в ходе торгово-выставочных мероприятий ювелирных изделий, который исключает двойное налогообложение и межведомственные дрязги, а также проработка вопроса снятия барьеров по вывозу лома и отходов, содержащих драгметаллы, из одного государства - члена ЕАЭС на аффинажные заводы других стран союза.
Из этого следует, что задач, которые предстоит решить, еще очень много. Однако остается и надежда на то, что нам удастся совместными усилиями решить все проблемные вопросы, либерализовать рынок ювелирной продукции, придав тем самым мощный импульс развитию отрасли в наших странах.