ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПИСЬМО от 29 июля 2019 г. N 01-04-05/17015 «О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ»
«Федеральная служба по финансовому мониторингу рассмотрела обращение относительно разъяснений применения статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ в целях названной статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
При этом под обоснованными и доступными мерами следует понимать порядок действий, разработанный организацией самостоятельно, направленный на выявление и установление необходимых сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.
В свою очередь, пунктами 4 и 5 статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ установлено право юридических лиц запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев, а также корреспондирующая этому праву обязанность учредителей или участников юридического лица или иным образом контролирующие его, представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.
В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.
Одновременно обращаем внимание, что ЕГРЮЛ не содержит информацию о бенефициарном владельце юридического лица. В целях исполнения статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ юридическое лицо обязано самостоятельно выявлять и располагать информацией о своем бенефициарном владельце.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Федерального закона N 115-ФЗ Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, юридическое лицо раскрывает данные о бенефициарных владельцах в годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 27 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность по организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету и финансовых результатах организации должны раскрывать данные о юридических и физических лицах, которые способны оказывать влияние на деятельность организации (связанных сторонах), составляющей бухгалтерскую отчетность. Порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций установлен Положением по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденным приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
Так, перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности, организация должна установить самостоятельно на основе положений ПБУ 11/2008 исходя из содержания отношений между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой (пункт 9 ПБУ 11/2008). При установлении указанного перечня следует иметь в виду понятие бенефициарного владельца, установленное Федеральным законом N 115-ФЗ. При раскрытии информации о бенефициарных владельцах указываются сведения, позволяющие однозначно идентифицировать последних. Такие разъяснения даны в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год, содержащихся в Приложении к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.
Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга) или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Указанная ответственность закреплена в статье 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник Юридического управления