Пожалуй, ни одна другая тема на рынках золота и серебра не возбуждает таких горячих споров, как манипуляция ценами драгоценных металлов.
То, что ценами на рынках драгметаллов манипулируют, – это не спекуляция, а факт, недавно в очередной раз подтвержденный постановлением Комиссии по торговле товарными фьючерсами (Commodity Futures Trading Commission (CFTC)) из-за подтасовки инвестиционным банком Merrill Lynch Commodities Inc (MLCI) цен фьючерсных контрактов на золото и серебро на бирже COMEX.
Расследования, судебные разбирательства, групповые иски и финансовые заголовки, связанные с манипуляцией драгметаллами, сейчас настолько вездесущи, что сложно уследить за всеми текущими делами и за всеми инвестиционными банками, находящимися сейчас под следствием.
Но, помимо движимых алчностью и жаждой прибыли манипуляций ценами золота и серебра со стороны инвестиционных банков, существует также проблема политических вмешательств центральных банков с целью подавить цену золота посредством прямых продаж золота или с помощью непрозрачного и секретного рынка золотого лизинга и кредитования. О такой манипуляции говорят меньше из-за секретности всего, что связано с центральными банками и золотом, а также из-за нежелания финансовых СМИ касаться этой темы и нежелания регуляторов вообще рассматривать активность центральных банков на рынке золота.
Интервенции центральных банков на рынке золота – это также факт, и сюда входят сглаживание и стабилизация цен, привязка цен и координированные золотые пулы. См. статьи BullionStar на Goldenfront:«Новый золотой пул в Банке международных расчетов в Базеле, Швейцария: часть первая – большое расследование» («New Gold Pool at the BIS Basle, Switzerland: Part 1») и «Новый золотой пул в Банке международных расчетов в Базеле, Швейцария: часть вторая – пул против золота за нефть – большое расследование» («New Gold Pool at the BIS Basle: Part 2 – Pool vs Gold for Oil»), а также «Банк Англии и лондонский золотой фиксинг в 1980-х» (The Bank of England and the London Gold Fixings in the 1980s). Достаточно свидетельств о манипуляциях центральных банков также задокументировано в разных местах, включая сайт GATA. Такие вмешательства центральных банков мотивированы защитой существующей финансовой системы, поддержанием низких реальных долгосрочных процентных ставок и предотвращением того, чтобы золото выступало барометром инфляции.
Но, помимо манипуляции ценой золота и серебра со стороны коммерческих банков и политической манипуляции золотом со стороны центральных банков, можно утверждать о еще одной разновидности манипуляции на рынках драгметаллов, намного более влиятельной в подавлении ценообразования и заключающейся в самой структуре торговли на этих рынках огромными количествами фьючерсных контрактов и синтетическими и бумажными золотыми и серебряными позициями, не имеющими никакой связи с физическим металлом. Центрами такой торговли, конечно же, являются американская биржа COMEX и лондонские рынки нераспределенного золота и серебра. Обе площадки управляются слитковыми банками из Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association (LBMA)).
Безмозглое стадо –Merrill Lynch Commodities Inc
Фальсификации Merrill Lynch
Обратимся сначала к недавнему делу Merrill Lynch. В конце июня этого года CFTC заявила о штрафе для Merrill Lynch Commodities Inc (MLCI) на $25 млн за манипуляции с золотыми и серебряными фьючерсными контрактами на бирже COMEX в 2008-14 гг. Согласно CFTC, это делалось «тысячи раз», когда трейдеры MLCI подделывали, или размещали и затем отменяли, заявки до их исполнения. Создавая искусственный спрос или предложение и, следовательно, фальшивые цены, это было вмешательством в (и так уже расстроенное) ценообразование драгметаллов.
Интересно, хотя и не удивительно, что значительная часть прямых доказательств, использовавшихся в вердикте CFTC, была взята из журналов приложений для обмена сообщениями между трейдерами, использовавшихся для координирования подтасовок. Например, в одной беседе за 2010 г. некий трейдер сказал: «Ребята, здесь алгоритмы действительно ускорены. Здесь очень легко подтасовать цену».
Хотя для большинства людей это большие деньги, штраф на $25 млн – это мелочь для такого глобального инвестиционного банка, как MerrillLynch, всего лишь обычные текущие издержки для управляемой банками Уолл-стрит. Однако постановление, по крайней мере, демонстрирует верность того, что многие давно подозревали насчет манипуляций ценообразованием фьючерсов на драгметаллы. Помимо штрафа на $25 млн, банк заключил соглашение о непреследовании с Министерством юстиции США, согласился сотрудничать с Минюстом по следствию касаемо уголовных нарушений и уплатил CFTC гражданско-правовое взыскание на $11.5 млн, а также были предъявлены обвинения двум бывшим трейдерам по драгметаллам MLCI – Эдварду Бейсесу (Edward Bases) и Джону Пасилио (John Pacilio).
UBS – фальсификаторы цен на драгметаллы
Главные подозреваемые – UBS, HSBC и Deutsche
Тем не менее недавнее дело Merrill не единичный случай. Оно последовало за похожими шагами CFTC в начале 2018 г., когда комиссия обвинила инвестиционные банки UBS, Deutsche Bank и HSBC и ряд их трейдеров в подтасовках цен на фьючерсы на драгметаллы, осуществлявшихся еще в 2008 г., и банки в совокупности были оштрафованы на $46.6 млн (из них $30 млн пришлось на Deutsche и $15 млн – на HSBC). По данным делам CFTC сотрудничала с Минюстом США и ФБР.
А уже в феврале 2019 г. окружной суд Коннектикута оштрафовал бывшего трейдера по драгметаллам UBS Андре Флотрона (Andre Flotron) на $100,000 за подтасовки и манипуляции ценой, нарушающие Закон о товарных биржах и нормативы CFTC. По данному делу CFTC обнаружила, что Флотрон подтасовывал крупные заявки на рынках драгметаллов «как минимум с августа 2008 г. по ноябрь 2013 г., во время работы на UBS». Перед этим CFTC повторно открыла дело против Флотрона в декабре 2018 г.
Замечательный анализ подтасовок трейдеров UBS и других инвестиционных банков см. в статьях Аллена Флинна (Allan Flynn) за апрель 2018 г. «Американские золотые и серебряные фьючерсные рынки – легкие мишени» (US Gold and Silver Futures Markets – Easy Targets) и «Золотые и серебряные трейдеры UBS и Deutsche Bank» (UBS and Deutsche Bank gold and silver traders). Например, на суде над Флотроном свидетель Майк Чань (Mike Chan), работавший его помощником в Сингапуре, заявил: «Во время стажировки я видел, как он делал подтасовки, и этого было достаточно, чтобы я сразу же научился делать то же самое. И чем дольше я работал в UBS, чем больше я взаимодействовал с другими трейдерами, тем чаще я видел подтасовки».
Банк международных расчетов, Базель, Швейцария
Фиксинг – манипуляция золотыми и серебряными эталонами
Неудивительно, что похожая группа трейдеров слитковых банков, вне золотых и серебряных фьючерсных рынков, но взаимодействующих с фьючерсами, также вовлечена в антимонополистические судебные разбирательства, обвиняющие эти банки в манипуляции лондонскими эталонными аукционными ценами золота и серебра. Хотя дела все еще рассматриваются в судах Нью-Йорка и окончательных постановлений пока нет, расшифровки бесед в чатах о сговоре о манипуляции ценами можно описать как шокирующие. Все, кто пытался об этом думать, знали о существовании этих расшифровок как минимум с 2004 г.
Речь идет об исках группы инвесторов в драгметаллы к картельным компаниям London Gold Market Fixing и London Silver Market Fixing, где утверждается, что Bank of Nova Scotia и HSBC манипулировали ценой серебряного фиксинга в 2007-13 гг. и что Scotia Bank, HSBC, Barclays и Societe Generale манипулировали ценами фиксинга в 2004-13 гг. Примечательно отсутствие Deutsche Bank, договорившегося с обеими группами истцов до суда, и UBS, успешно выпутавшегося из обоих дел благодаря сотрудничеству и дорогим адвокатам.
Опять же, обратимся к статье Аллена Флинна за декабрь 2016 г. «Как одним камнем спровоцировать серебряную лавину: удачное попадание» (How to Trigger a Silver Avalanche by a Pebble: Smash it Good), где есть целый ряд отличных цитат из расшифровок чатов, подтверждающих манипуляции серебряным рынком со стороны трейдеров, например:
Трейдер UBS А: «Я собираюсь опустить серебро ниже», «Говорю тебе, я его опущу», «Ха-ха, круто, ему придется несладко», «Нужно «подбрить» серебро», «Я сейчас «подбрею» серебро».
Трейдер DeutscheBank Б, инструктируя трейдера Barclays А: «Сегодня ты должен нанести удар».
Трейдер UBS А: «Если правильно выбрать время, один камень может вызвать лавину» и «Серебром можно легко манипулировать».
Поскольку дела против London Gold Market Fixing и London Silver Market Fixing все еще рассматриваются в судах Нью-Йорка, следует ожидать в конце этого года новых откровений, но, учитывая снисходительность системы, не слишком строгих наказаний.
Тем из читателей, кто знаком с торговлей фьючерсными контрактами на драгметаллы и работой лондонского золотого и серебряного фиксингов, должно быть очевидно, что манипуляции ценами происходят на обеих площадках – на COMEX и на лондонском рынке золота и серебра, особенно перед аукционами по определению цены фиксинга и во время их.
Одни и те же трейдеры инвестиционных банков одновременно торгуют золотыми и серебряными фьючерсными контрактами на COMEX и лондонскими внебиржевыми контрактами. Движения цены в одном месте мгновенно отражаются в другом. Все это объяснено в статье BullionStar «Подтасовка фьючерсов и фиксинга: одни и те же банки, одни и те же трейдеры» (Spoofing Futures and Banging Fixes: Same Banks, Same Trading Desks) за апрель 2018 г. Тогда я говорил следующее, что сейчас еще более уместно, учитывая недавнее дело CFTC против MLCI:
«Преследовать банки и трейдеров за манипуляцию ценами фьючерсов COMEX, игнорируя при этом намного больший лондонский рынок и его золотой и серебряный фиксинги, – это лишь половина работы. Торговые офисы и их трейдеры не привязаны к одной площадке, и, учитывая взаимосвязанность рынков, COMEX и лондонские фиксинги – это две стороны одной монеты».
Кому нужен металл, если можно торговать золотом и серебром на экране?
Заключение– величайший трюк в истории
Манипуляция ценой золота и серебра посредством создания фальшивых фьючерсных сделок и их отмены – это одно. Вмешательство центральных банков в рынки физического золота для подавления его цены – это другое. Но, пожалуй, самый масштабный, но недооцененный метод манипуляции находится у всех на виду. Речь идет о самой структуре современных «золотых» и «серебряных» рынков, где цены определяются торговлей огромными количествами частично обеспеченного синтетического золотого и серебряного кредита, будь то в виде в виде нераспределенных позиций, где золото и серебро есть разве что в названии, или в виде золотых и серебряных фьючерсов, не имеющих ни малейшей связи с одобренными Чикагской товарной биржей хранилищами и складами драгметаллов.
Отобрав спрос у реального золота и серебра и перенаправив его в необеспеченные или частично обеспеченные кредиты и фьючерсы, центральные и слитковые банки провернули удивительное дело, создав целую рыночную структуру фьючерсов и синтетической торговли, не связанную с рынками физического золота и серебра. Отбирая спрос у рынков физических драгметаллов, данная структура создает систему ценообразования, не имеющую ничего общего со спросом и предложением физического золота и серебра.
Наряду с частичным банковским резервированием, структура рынков драгметаллов, пожалуй, одно из величайших мошенничеств на планете. Так что в следующий раз, размышляя о манипуляции драгметаллами, не забывайте, что, помимо подтасовок и секретных золотых кредитов центральных банков, вся структура рынков драгметаллов – это, к сожалению, большая манипуляция, скрывающаяся у всех на виду.