Элитный клуб, правящий алмазным миром, начинает давать трещину

Раздел: Драгоценные камни
08 августа 2019 г.

Это один из са­мых экс­клю­зив­ных клу­бов в ми­ре, мно­гие го­ды бы­в­ший из­ве­ст­ным как Syndicate (Син­ди­кат), Central Selling Organisation (Цен­траль­ная сбы­то­вая ор­га­ни­за­ция) и Diamond Trading Company (Ал­маз­ная тор­го­вая ко­м­па­ния).

Бо­лее ста лет De Beers про­да­ва­ла боль­шин­ство сво­их ал­ма­зов из­бран­но­му чис­лу по­ку­па­те­лей, вхо­див­ших в сво­е­го ро­да спи­сок «кто есть кто» не­про­з­ра­ч­но­го ми­ра тор­го­в­ли дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Та­кие ко­м­па­нии, как Tiffany & Co, Graff Diamonds и Signet Jewelers Ltd, все име­ют до­чер­ние фи­р­мы в этой груп­пе, га­ран­ти­ру­ю­щие устой­чи­вые по­став­ки дра­го­цен­ных ка­м­ней с ро­до­с­ло­в­ной, под­твер­ж­ден­ной ко­м­па­ни­ей De Beers.

В ми­ре ал­маз­ной тор­го­в­ли стать од­ним из эли­т­ных по­ку­па­те­лей De Beers счи­та­ет­ся су­ще­ствен­ным для до­сти­же­ния успе­ха и за­ра­ба­ты­ва­ния де­нег. Сей­час это уже не так ле­г­ко.

De Beers про­да­ет свои дра­го­цен­ные ка­м­ни на 10 цик­лах про­даж ка­ж­дый год в сто­ли­це Бо­т­сва­ны Га­бо­ро­не, а по­ку­па­те­ли, из­ве­ст­ные как «сай­т­хол­де­ры», вы­ну­ж­де­ны при­ни­мать це­ну и объ­е­мы, пред­ло­жен­ные им. Это си­сте­ма, воз­ни­к­шая в 1890-х го­дах, пред­на­з­на­че­на для то­го, что­бы при­но­сить вы­го­ду и ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии, и по­ку­па­те­лю, ко­то­рый по­лу­ча­ет ал­ма­зы со скид­кой.

Но скид­ка все вре­мя умень­ша­лась. В не­ко­то­рых слу­ча­ях це­ны бы­ли вы­ше об­ще­при­ня­той тор­го­вой став­ки, за­став­ляя по­ку­па­те­лей про­да­вать в убы­ток, по сло­вам лю­дей, зна­ко­мых с этим во­про­сом. Не­ко­то­рые сай­т­хол­де­ры сей­час ис­пы­ты­ва­ют труд­но­сти в том, что­бы за­ра­бо­тать день­ги на биз­не­се, ко­то­рый ко­г­да-то был весь­ма при­быль­ным.

Проб­ле­мы в ал­маз­ной от­рас­ли дву­сто­рон­ние. Про­да­жи до­ро­го­сто­я­щих юве­ли­р­ных из­де­лий ста­г­ни­ру­ют по ме­ре то­го, как их вы­тес­ня­ют пред­ло­же­ния дру­гих пред­ме­тов рос­ко­ши, на­при­мер, обу­ви, да­м­ских су­мо­чек и от­ды­ха на ку­рор­тах. Ко­м­па­ни­ям по тор­го­в­ле ал­ма­за­ми та­к­же ста­но­ви­т­ся труд­нее най­ти фи­нан­си­ро­ва­ние, по­то­му что бан­ки по­ки­да­ют сек­тор, по­стра­дав от мо­шен­ни­че­ства и не­воз­вра­та кре­ди­тов.

«Сей­час не­ле­г­кие вре­ме­на, и я не со­би­ра­юсь де­лать вид, что они ле­г­кие, и го­во­рить мо­им кли­ен­там, что они ле­г­кие», - ска­зал глав­ный ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор De Beers Брюс Кли­вер (Bruce Cleaver). Он счи­та­ет, что спрос по-­пре­ж­не­му хо­ро­ший, а по­ко­ле­ние двух­ты­сяч­ных так же, как и их ро­ди­те­ли и ба­бу­ш­ки и де­ду­ш­ки, меч­та­ют иметь бри­л­ли­ан­ты.

Это пе­ре­ме­на для от­рас­ли, в ко­то­рой быть од­ним из из­бран­ных по­ку­па­те­лей дол­гое вре­мя счи­та­лось са­мым вы­со­ким до­сти­же­ни­ем.

De Beers со­об­ща­ет, что она та­к­же тра­тит боль­ше на мар­ке­тинг и со­вер­шен­ство­ва­ние от­сле­жи­ва­е­мо­сти в це­поч­ке по­ста­вок в ра­м­ках сво­ей ра­бо­ты с це­лью про­де­мон­стри­ро­вать, что ал­ма­зы не под­пи­ты­ва­ют кон­фли­к­ты или в бо­лее ши­ро­ком смыс­ле на­ру­ше­ния прав че­ло­ве­ка.

Да­же при этом, от­но­ше­ния ме­ж­ду De Beers и сай­т­хол­де­ра­ми ста­но­вят­ся на­пря­жен­ны­ми, по­сколь­ку ко­м­па­ния дер­жит це­ны на вы­со­ком уро­в­не, да­же ес­ли это озна­ча­ет, что бу­дет про­да­но мень­ше ка­м­ней.

Это пе­ре­ме­на для от­рас­ли, в ко­то­рой быть од­ним из из­бран­ных по­ку­па­те­лей боль­ше не счи­та­ет­ся са­мым вы­со­ким до­сти­же­ни­ем. Же­ла­ние стать сай­т­хол­де­ром бы­ло та­ким боль­шим, что не­ко­то­рые из про­из­ве­де­ний ис­кус­ства в кол­лек­ции De Beers, ко­то­рые ви­сят вдоль стен в за­лах его глав­но­го офи­са око­ло Тра­фаль­гар­ской пло­ща­ди в Лон­до­не и вклю­ча­ют ра­бо­ты Дэ­ви­да Хо­к­ни (David Hockney) и Дэмье­на Хeр­ста (Damien Hirst), бы­ли по­да­ре­ны по­ку­па­те­ля­ми, на­де­яв­ши­ми­ся за­во­е­вать рас­по­ло­же­ние ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии.

Ло­у­ренс Графф (Laurence Graff), пред­се­да­тель прав­ле­ния ко­м­па­нии Graff, в сво­ем ин­тер­вью Financial Times в 2015 го­ду ска­зал о De Beers: «Ес­ли вы хо­ти­те до­бить­ся успе­ха с ал­ма­за­ми, вы дол­ж­ны как мо­ж­но боль­ше при­б­ли­зить­ся к ним».

Это в мень­шей ме­ре спра­вед­ли­во сей­час. При­мер­но для 80 по­ку­па­те­лей, ра­бо­та­ю­щих от Бель­гии до Из­ра­и­ля и Ин­дии, нор­мы при­бы­ли от тор­го­в­ли ал­ма­за­ми ста­ли мень­ше или со­в­сем ис­чез­ли. Мно­гие разо­ча­ро­вав­ши­е­ся сай­т­хол­де­ры от­ка­зы­ва­ют­ся по­ку­пать ка­м­ни по су­ще­ству­ю­щим це­нам, су­дя по сло­вам лю­дей, зна­ко­мых с во­про­сом.

Не­воз­мо­ж­но уга­дать, сколь­ко де­нег мо­г­ли по­те­рять не­ко­то­рые из кли­ен­тов De Beers, ко­то­рые по­чти ис­клю­чи­тель­но яв­ля­ют­ся част­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми. Для та­ких ри­тей­ле­ров, как Graff и Tiffany, тор­го­в­ля бри­л­ли­ан­та­ми и их огран­ка яв­ля­ет­ся лишь кро­хо­т­ной ча­стью их об­ще­го биз­не­са, и они стра­да­ют мень­ше.

Но мно­гим спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным фи­р­мам труд­нее справ­лять­ся с про­б­ле­ма­ми. Не­ко­то­рые уже ушли из биз­не­са, а Eurostar Diamonds, ра­нь­ше бы­в­шая од­ним из кру­п­ней­ших по­ку­па­те­лей ал­ма­зов, по­тер­пе­ла бан­к­ро­т­ство в на­ча­ле это­го го­да. Ну­ж­но ска­зать, что груп­па и ра­нь­ше стал­ки­ва­лась со спа­да­ми, и са­ма De Beers за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие со­кра­ти­ла чис­ло сай­т­хол­де­ров, ко­г­да-то до­сти­гав­шее бо­лее ста.

По ме­ре то­го, как по­ку­па­те­ли ко­м­па­нии De Beers стал­ки­ва­ют­ся с труд­но­стя­ми, она то­же стра­да­ет в фи­нан­со­вом от­но­ше­нии. У ее ма­те­рин­ской кор­по­ра­ции Anglo American Plc в пе­р­вом по­лу­го­дии при­бы­ли от ал­маз­но­го биз­не­са упа­ли по­чти на 30 про­цен­тов. Объ­ем про­даж ал­ма­зов за пе­р­вые шесть ме­ся­цев это­го го­да был по мень­шей ме­ре на US$500 млн мень­ше, чем за та­кой же пе­ри­од в пре­ды­ду­щие три го­да.

Це­ны на ал­ма­зы упа­ли на 6 про­цен­тов в этом го­ду, а на бри­л­ли­ан­ты они при­мер­но на 1 про­цент ни­же, со­глас­но дан­ным Polishedprices.com.

Это пе­ре­ме­на для от­рас­ли, в ко­то­рой быть од­ним из из­бран­ных по­ку­па­те­лей дол­гое вре­мя счи­та­лось са­мым вы­со­ким до­сти­же­ни­ем.

Сай­т­хол­де­ры стал­ки­ва­ют­ся с со­кра­ще­ни­ем при­бы­лей из-­за по­ку­п­ки ка­м­ней у De Beers. В про­ш­лом го­ду вклю­чен­ная скид­ка, ко­то­рую они по­лу­ча­ют, бы­ла око­ло 3 про­цен­тов. В не­ко­то­рых слу­ча­ях она бы­ла сни­же­на до 1 про­цен­та или они пла­ти­ли боль­ше, чем су­м­ма, за ко­то­рую мо­ж­но бы­ло про­дать ал­ма­зы на вто­ри­ч­ном ры­н­ке, со­глас­но ин­фор­ма­ции от по­ку­па­те­лей и дру­гих участ­ни­ков от­рас­ли.

Не­боль­шие при­бы­ли от бо­к­сов с ал­ма­за­ми ис­че­за­ют по­с­ле вы­пла­ты 1,5 про­цен­та от сто­и­мо­сти ка­м­ней за до­пол­ни­тель­ные услу­ги ко­м­па­нии De Beers и вы­пла­ты бро­ке­ру око­ло 0,5 про­цен­та, ска­за­ли они.

Это зна­чи­тель­ная пе­ре­ме­на по срав­не­нию с кон­цом про­ш­ло­го де­ся­ти­ле­тия, ко­г­да по­ку­па­те­ли мо­г­ли по­сто­ян­но ожи­дать скид­ку вы­ше 5 про­цен­тов, го­во­рят лю­ди.

De Beers при­ло­жи­ла ис­клю­чи­тель­ные уси­лия для под­дер­ж­ки сво­их по­ку­па­те­лей, ис­пы­ты­ва­ю­щих труд­но­сти. В этом го­ду ко­м­па­ния упро­сти­ла пра­ви­ла для сай­т­хол­де­ров, раз­ре­шив им брать бо­лее низ­кие го­до­вые кво­ты и от­кла­ды­вать по­ку­п­ку. По сло­вам De Beers, фор­ми­ро­ва­ние цен поз­во­ля­ет по­ку­па­те­лям по­лу­чить до­ста­точ­но хо­ро­шие при­бы­ли по­с­ле усред­не­ния взле­тов и па­де­ний на ры­н­ке.

«Я по­ни­маю, что нам ну­ж­но по­мочь им пе­ре­жить труд­но­сти, - ска­зал Кли­вер. - Мы мо­жем что-то сде­лать в остав­шу­ю­ся часть 2019 го­да, что­бы по­вы­сить спрос и ока­зать по­мощь по­ку­па­те­лям в до­бав­ле­нии не­м­но­го боль­шей устой­чи­во­сти в их биз­нес».

По­хо­же, очень хо­ро­ших но­во­стей нет. Гол­лан­д­ский банк ABN Amro, один из ли­де­ров в фи­нан­си­ро­ва­нии от­рас­ли, не­дав­но на­пи­сал сво­им кли­ен­там, что он боль­ше не бу­дет фи­нан­си­ро­вать за­ку­п­ки ал­ма­зов, ес­ли не бу­дет яс­но, что на ка­м­нях мо­ж­но за­ра­бо­тать при­быль. В то же са­мое вре­мя, не­ко­то­рые бо­к­сы ал­ма­зов, про­дан­ные рос­сий­ским кон­ку­рен­том АЛРОСА ПАО в этом ме­ся­це, про­да­ют­ся со зна­чи­тель­ной скид­кой по срав­не­нию с це­ной, по ко­то­рой АЛРОСА их про­да­ла, как со­об­ща­ют лю­ди.

«Это иде­аль­ный шторм: пред­ло­же­ние сли­ш­ком боль­шое, спрос не­до­ста­точ­ный, - ска­зал Ри­чард Хэтч (Richard Hatch), ана­ли­тик ме­тал­лур­ги­че­ской и гор­но­до­бы­ва­ю­щей от­рас­лей из бан­ка Berenberg. – Я не пре­дви­жу улуч­ше­ния в бли­жай­шее вре­мя».

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->