Таяние вечной мерзлоты чревато новой «золотой лихорадкой» — охотой за бивнями мамонтов

Раздел: Недра
23 июля 2019 г.

Бла­го­да­ря та­я­нию веч­ной мерз­ло­ты в Яку­тии рос­сий­ские ис­ка­те­ли все ак­тив­нее вы­ка­пы­ва­ют остан­ки вы­мер­ших жи­во­т­ных. Од­на­ко в по­ис­ках до­бы­чи, ко­то­рая, по слу­хам, мо­жет при­не­сти не­су­свет­ные бо­гат­ства, они на­но­сят вред окру­жа­ю­щей сре­де, пи­шет «Гар­ди­ан». Да и ры­нок ма­мон­то­вой ко­сти пра­к­ти­че­ски бес­кон­тро­лен. С дру­гой сто­ро­ны, бив­ни ма­мон­тов — аль­тер­на­ти­ва сло­но­вой ко­сти.

По ме­ре то­го как ис­ка­те­ли про­дол­жа­ют вы­ка­пы­вать бив­ни и про­чие остан­ки шер­сти­стых ма­мон­тов, бла­го­да­ря ко­то­рым мо­ж­но ско­ло­тить се­бе не­боль­шое со­сто­я­ние на про­жор­ли­вом ки­тай­ском ры­н­ке, ак­ти­ви­сты и чи­но­в­ни­ки се­вер­ных ре­ги­о­нов Рос­сии пре­ду­пре­ж­да­ют об опас­но­сти но­вой «зо­ло­той ли­хо­ра­д­ки» — охо­ты за ма­мон­то­вой ко­стью.

Та­я­ние веч­ной мерз­ло­ты в хо­де гло­баль­но­го по­те­п­ле­ния поз­во­ля­ет ме­ст­ным жи­те­лям из­в­ле­кать из поч­вы остан­ки шер­сти­стых ма­мон­тов, вы­мер­ших не­сколь­ко ты­ся­че­ле­тий на­зад, и про­да­вать их в Ки­тай, где кость пус­ка­ют на из­го­то­в­ле­ние юве­ли­р­ных укра­ше­ний, без­де­лу­шек, но­жей и про­чих де­ко­ра­тив­ных из­де­лий.

По сло­вам рос­сий­ских чи­но­в­ни­ков, бив­ни шер­сти­стых ма­мон­тов, со­хра­нив­ши­е­ся в Яку­тии в усло­ви­ях веч­ной мерз­ло­ты, со­став­ля­ют 80% рос­сий­ско­го то­ва­ро­о­бо­ро­та на пра­к­ти­че­ски бес­кон­троль­ном ры­н­ке, объ­ем ко­то­ро­го до­сти­га­ет 40 ми­л­ли­о­нов фун­тов стер­лин­гов в год.

«Про­цесс из­в­ле­че­ния остан­ков ма­мон­тов сле­ду­ет от­ре­гу­ли­ро­вать», — за­явил один из якут­ских чи­но­в­ни­ков Вла­ди­мир Про­ко­пьев, од­но­вре­мен­но пре­ду­пре­див об опас­но­стях, ко­то­ры­ми этот биз­нес чре­ват для ме­ст­ных жи­те­лей. Вла­сти ре­ги­о­на пре­ду­пре­ж­да­ют, что кру­п­ные де­ло­вые ин­те­ре­сы или пря­мой за­прет на вы­воз остан­ков ма­мон­та мо­гут на­ру­шать пра­ва ме­ст­ных жи­те­лей, в част­но­сти на сбор огра­ни­чен­но­го ко­ли­че­ства бив­ней, и ли­шать их воз­мо­ж­но­сти жить на до­хо­ды от их про­да­жи.

В охо­те за бив­ня­ми, ко­то­рая раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в бла­го­при­ят­ные лет­ние ме­ся­цы, ис­ка­те­ли поль­зу­ют­ся до­воль­но не­за­мыс­ло­ва­ты­ми ин­стру­мен­та­ми для рас­ко­пок ли­бо во­дя­ны­ми на­со­са­ми. Од­на­ко в по­ис­ках до­бы­чи, ко­то­рая мо­жет при­не­сти не­су­свет­ные бо­гат­ства, они на­но­сят вред окру­жа­ю­щей сре­де. По со­об­ще­ни­ям, на фо­не рас­ту­щей кон­ку­рен­ции ме­ст­ные фи­р­мы те­перь при­бе­га­ют к услу­гам во­до­ла­зов, ко­то­рые об­сле­ду­ют рус­ла рек в от­да­лен­ных рай­о­нах, ку­да мо­ж­но до­брать­ся толь­ко на мо­тор­ной лод­ке.

Яку­тия, или, офи­ци­аль­но, Рес­пуб­ли­ка Са­ха, пред­ло­жи­ла за­ко­но­про­ект, ре­гу­ли­ру­ю­щий тор­го­в­лю бив­ня­ми ма­мон­тов, и, по сло­вам фе­де­раль­ных вла­стей, в на­сто­я­щий мо­мент идет об­су­ж­де­ние его фор­му­ли­ро­вок. Ме­ж­ду тем до­бы­ча ма­мон­то­вой ко­сти рас­тет и уже до­сти­г­ла ста тонн в год, а ки­тай­ские трей­де­ры на­чи­на­ют со­вер­шать за­ку­п­ки на­пря­мую у ме­ст­ных ис­ка­те­лей.

Се­год­ня в Ки­тае бив­ни ма­мон­тов пре­под­но­сят­ся как эти­че­ская аль­тер­на­ти­ва ко­сти аф­ри­кан­ских сло­нов. По оцен­кам Про­ко­пье­ва, якут­ские за­па­сы ока­ме­не­ло­стей ма­мон­тов со­став­ля­ют 500 ты­сяч тонн. Как со­об­ща­ли рос­сий­ские СМИ, в 2017 го­ду из зе­м­ли бы­ло из­в­ле­че­но 70 тонн остан­ков, то­г­да как в 2018 го­ду эта ци­ф­ра пре­вы­си­ла сто тонн.

Счи­та­ет­ся, что имен­но в этом се­вер­ном ре­ги­о­не Рос­сии со­хра­ни­лись ко­сти де­сят­ков или да­же со­тен ты­сяч шер­сти­стых ма­мон­тов, не­ко­г­да оби­тав­ших в этих кра­ях. Ма­мон­ты ис­чез­ли с тер­ри­то­рии Рос­сии око­ло де­ся­ти ты­сяч лет на­зад вслед­ствие охо­ты и из­ме­не­ния кли­ма­та.

Ме­ж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция по за­щи­те жи­во­т­ных на­ме­ре­на рас­смо­т­реть пред­ло­же­ние о пре­до­став­ле­нии шер­сти­стым ма­мон­там охран­но­го ста­ту­са в со­о­т­вет­ствии с кон­вен­ци­ей об ис­че­за­ю­щих ви­дах, пусть они и вы­мер­ли не­сколь­ко ты­ся­че­ле­тий на­зад. Это пред­ло­же­ние бу­дет об­су­ж­дать­ся на кон­фе­рен­ции Кон­вен­ции о ме­ж­ду­на­род­ной тор­го­в­ле ви­да­ми ди­кой фа­у­ны и фло­ры, на­хо­дя­щи­ми­ся под угро­зой ис­чез­но­ве­ния (СИТЕС).

В про­ш­лом го­ду вы­шло не­сколь­ко до­ку­мен­таль­ных филь­мов, в ко­то­рых зву­ча­ли при­зы­вы при­нять но­вый за­кон о тор­го­в­ле ко­стью ма­мон­тов. Один из этих филь­мов, по­ка­за­н­ный по го­су­дар­ствен­но­му те­ле­ви­де­нию, на­столь­ко рез­ко рас­кри­ти­ко­вал ис­ка­те­лей, что те вы­ра­зи­ли Аген­т­ству Франс-Пресс (AFP) свою обес­по­ко­ен­но­сть. Они не­до­воль­ны, что их изоб­ра­жа­ют как «бра­ко­нье­ров, за­ра­ба­ты­ва­ю­щих ми­л­ли­о­ны».

Дру­гой фильм, «Стра­с­ти по ма­мон­ту», рас­ска­зы­ва­ет о рас­ту­щем спро­се на кость якут­ских ма­мон­тов и обу­с­ло­в­лен­ную им со­ци­аль­ную на­пря­жен­но­сть. Фильм по­лу­чил по­ло­жи­тель­ные от­к­ли­ки рос­сий­ских чи­но­в­ни­ков.

Во вре­мя по­ка­за филь­ма в рос­сий­ской Го­су­дар­ствен­ной Ду­ме его со­з­да­тель за­явил, что «ма­монт мо­жет спа­сти сло­на», до­ба­вив, что за­па­сы ма­мон­то­вой ко­сти, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет Рос­сия, мо­гут поз­во­лить ей стать «мо­но­по­ли­стом в по­став­ке это­го ма­те­ри­а­ла на ми­ро­вой ры­нок».

[ obzor.lt ]

Полезное

Полезное

 
-->