Влидимир Збойков
Вопрос, который для малого ювелирного бизнеса был не просто важным, а судьбоносным, определяющим «быть или не быть», возможно, теперь разрешится благополучно – «быть». Пока обошлось.
На фоне бесчисленных новаций в законодательной и нормативно-правовой базе в сфере ДМДК, тема обсуждения возможной отмены для участников ювелирного рынка специальных налоговых режимов была «страшилкой» особой. По сравнению с ней, даже многократное усиление административной ответственности по КоАП выглядело «цветочками» - ведь существующий порядок, теоретически, можно и не нарушать, а вот если для малых ювелиров отменят не только ЕНВД, но и УСН – пространства для маневра уже нет. На падающем рынке это было бы просто финишным сигналом бизнес однозначно сворачивать…
Напомню историю вопроса. Весь 2018 год в Торгово-промышленной палате РФ, в Минпромторге и Минфине и т.д. бизнес, связанный с драгоценными металлами, обсуждал с властью вопрос об установление на золото в слитках для населения то режимов единой 0-й ставки НДС, то введение для оборота золота режима «без НДС». Но представители регулятора все время подчеркивали – государство не согласится на реализацию золота ни с «нулем», ни просто «без НДС» для ювелиров. А потому налоговики принципиально настаивают на ликвидации специальных налоговых режимов для малых производителей ювелирных изделий и ювелирной торговли. Дебаты по вопросу плавно перешли в 2019 год, но суть обоснований сторон в противостоянии не изменилась.
Кратко, позиция ювелирного сообщества, на защиту интересов которого встала Ассоциация «Гильдия ювелиров России» и профильный комитет «Деловой России», заключалась в том¸ что ликвидацией УСН и ЕНВД в ювелирной сфере государству не решить вопрос теневого оборота золота - на долю ювелирных предприятий, работающих в режиме УСН, приходится всего 4% от общей налогооблагаемой базы его оборота. А вот уровень возмещения НДС золотодобытчикам, работающим в режиме «НДС=0» достигает 40 млрд. рублей, и никакие дополнительные сборы с малого ювелирного бизнеса в случае отмены для него специальных налоговых режимов ситуацию по сбору налогов с оборота золота радикально не улучшат.
Зато малые ювелирные предприятия начнут ликвидироваться в массовом порядке, лишь создавая государству пусть и локальную, но серьезную проблему занятости. Плюс – высочайшая вероятность роста теневого оборота в отрасли (из-за тех, кто не готов расстаться с ювелирной тематикой, но и не в состоянии зарабатывать на общей системе налогообложения), плюс общее снижение инвестиционной привлекательности сферы ДМДК и так далее.
Но обсуждения шли, а законопроекта все не было. Правда, и надежды у ювелиров, что «рассосется», тоже не было – готовились к худшему. И вот законопроект в Государственную Думу наконец внесен, да какой! В это, казалось, уже невозможно было поверить – законопроект ЛИБЕРАЛЬНЫЙ!
24 июня 2019 года группа членов Совета Федерации РФ внесла в Государственную Думу законопроект №738437-7 «О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», касающийся НДС в обороте золота (текст законопроекта - здесь).
Законопроектом предлагается установить режим реализации аффинированных драгоценных металлов (не только золота, а всех!) без обложения НДС, причем не только физическим лицам, а всем, включая юридические лица и индивидуальных предпринимателей! Причем, и это главное, никакой ликвидации специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД) в сфере оборота драгоценных металлов (в том числе, естественно, и для участников ювелирного рынка) законопроектом НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ!
Аплодисменты! Мы уже так привыкли к отраслевым (и, увы, не только отраслевым) законопроектам, «соревнующимся» в том, как сделать жизнь бизнесу и гражданам сложнее, что даже не верится, что законопроект может быть не только не вредным, но даже полезным!
Перечислю авторов редчайшего позитива, членов Совета Федерации РФ в порядке, как они указаны в документе: Бушмин Е.В., Карелова Г.Н., Рябухин С.Н., Журавлев Н.А., Иванов С.П., Епишин А.Н., Перминова Е.А., Ульбашев М.М. Спасибо, Уважаемые законодатели!
Было бы неправильным не упомянуть про роль во внесении законопроекта Министерства финансов РФ, его профильного департамента, возглавляемого А.А.Ахполовым. Очевидно, что законопроект не имел бы перспективы, если бы главный регулятор был бы против. Но здесь все как раз наоборот – в Министерстве финансов прекрасно знают тяжелую ситуацию, сложившуюся на рынке. И готовы помогать ювелирному бизнесу, а не «топить» его. За что, естественно, и регулятору спасибо.
Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить, что если бы не усилия упомянутых выше отраслевых общественных структур ювелиров, то у регулятора могло бы и не быть правильного понимания вещей в отрасли. Ведь от одной голой статистики, тем более, предоставленной лишь одной из заинтересованных сторон, может и у самых разумных чиновников сложиться ошибочное представление.
Но на самом деле, праздновать победу ювелирам еще очень рано. Во-первых, законопроект даже до первого чтения еще не дошел. А, во-вторых, «основные козни» обычно случаются в Государственной Думе на втором чтении законопроекта. Просто кто-то из имеющих право, вносит на втором чтении законопроекта поправки, на 180 градусов изменяющие смысл законопроекта в целом. Так бывает, и очень часто. Остается надеяться, что в этот раз так не случится!
Шаг вперед сделан. Пожалуйста, не надо шагать назад…
[ Ювелирные Известия ]