27 июня в Костроме состоялась конференция «Современные требования регулирования ювелирной отрасли», которая прошла в рамках юбилейного ХХ Международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России». Главными темами мероприятия стали: маркировка, налоговое обеление рынка, усиление уголовной и административной ответственности.
Предлагаем вашему вниманию принятую на мероприятии резолюцию.
РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЮВЕЛИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ»
27 июня 2019 года
г. Кострома
Участники Конференции обсудили ситуацию, складывающуюся в России в сфере оборота ДМДК. Костромская область, обладающая наиболее развитой структурой ювелирной промышленности, как регион, лидирующий в производстве ювелирных изделий, наиболее чувствительна к социально-экономическим проблемам, возникающим вследствие кризиса в ювелирной отрасли.
Участники Конференции констатировали, что на внутреннем рынке продолжается затяжной спад в продажах ювелирных изделий. Прогноз по динамике продаж во второй половине 2019 года также негативный.
Кроме того, экспорт ювелирных изделий упал до критически малых значений, и также показывает отрицательную динамику.
В качестве основных причин падения продаж на внутреннем рынке участниками Конференции признаны:
Ситуация на внутреннем рынке осложняется наличием в отрасли сегмента нелегального оборота ДМДК и применением рядом участников рынка схем по уклонению от уплаты налогов. Таким образом, нелегальные производители и недобросовестные участники рынка обладают ценовыми конкурентными преимуществами и, тем самым, «выдавливают» с рынка добросовестных производителей. Наличие нелегального оборота и схем уклонения от уплаты налогов породили еще более серьезную проблему – потерю доверия к производителям со стороны контрольно-надзорных органов, потерю доверия между участниками рынка, связанными в одну цепочку контрагентов, и потерю доверия покупателей к ювелирной продукции.
Участники Конференции пришли к выводу, что архаичное, содержащее рудиментарные нормы законодательство, регулирующее экспорт ювелирных изделий, не только не способствует его развитию, но и «отбивает» любое желание осуществлять экспорт участниками рынка.
Интернет-торговля — важнейший драйвер развития едва ли не всех современных рынков. Ювелирная сфера — не является исключением. В создавшихся условиях для ювелирной отрасли единственным направлением развития остаются экспортные поставки, но их развитию мешает устаревшее отраслевое законодательство.
При этом ювелирные изделия отечественных производителей конкурентоспособны и имеют своих розничных потенциальных покупателей за рубежом, но российские поставщики не в состоянии удовлетворить обычные для всего мира требования по срокам отправления посылок с ювелирными изделиями.
Участники Конференции согласились с тем, что интернет-продажи ювелирных изделий за рубеж физическим лицам создают своеобразный «плацдарм» для последующей масштабной экспансии российских ювелиров на перспективные рынки сбыта. Эти рынки высококонкурентны и «заходить» на них в формате B2B крайне сложно и затратно.
Участники Конференции отметили большое число барьеров, мешающих развитию экспорта ювелирных изделий:
Участники Конференции согласились с тем, что тема «Обеление рынка» стала общим лейтмотивом Конференции.
При отсутствии надежд на увеличение объема внутреннего рынка, единственным способом для «выживания» становится «зачистка» рынка от недобросовестных участников и ликвидация теневого сегмента.
Участники Конференции отмечают необходимость выравнивания конкурентных условий на внутреннем рынке. Нелегальный оборот и агрессивные схемы по уклонению от уплаты налогов создают неравные условия ведения бизнеса для честных налогоплательщиков – производителей ювелирных изделий и ювелирной торговли.
По этой причине Участниками Конференции поддержана работа Ассоциации «Гильдия ювелиров России» по созданию Интернет-ресурса «Хартия участников ювелирного рынка России», призванного сделать публичным уход участников ювелирного рынка от уплаты НДС, и, тем самым, обезопасить добропорядочных участников рынка от возможных последующих претензий при заключении сделок с новыми контрагентами.
При этом Участники Конференции обращают внимание регулятора и законодателей на необходимость взвешенного подхода к изменениям налоговых режимов в сфере ДМДК, предполагающего тесное обсуждение инициатив с бизнес-сообществом и общественными организациями.
Участники Конференции согласились, что введение IT-контроля за оборотом ДМДК — это необходимая и полезная мера, результатом которой станет «обеление» рынка, достижение его максимальной прозрачности и развития честной конкуренции, а также необходимое для развития отрасли повышение доверия потребителей к ювелирной продукции.
Участники рынка считают положительными и поддерживают усилия Министерства финансов РФ и Гознака по оптимизации функционала ГИИС ДМДК и планов по установлению сроков ее введения в зависимости от степени готовности системы. Вместе с тем, Участники Конференции отмечают, что принятие ГИИС ДМДК должно сопровождаться чрезвычайно тщательной подготовкой, а сама система должна надежно функционировать и быть защищенной как от сбоев, так и от ее использования в различных мошеннических целях.
Участники Конференции поддерживают усиление административной и уголовной ответственности в части, направленной на пресечение нелегального оборота, отмечая при этом, что усиление ответственности не должно касаться совершения непредумышленных правонарушений.
Если усиление мер в части частоты проведения проверок содействует выявлению тех или иных нарушений и создает условия неотвратимости наказания за допущенные нарушения (что можно воспринимать до известной меры позитивно), то кратное увеличение размеров самого наказания за непредумышленные правонарушения выглядит несоразмерным как общественной, так и экономической опасности возможных нарушений в сфере ДМДК, а также доходности той предпринимательской деятельности в сфере ДМДК, в ходе которой такие нарушения могут быть выявлены.
В целях решения вышеперечисленных проблем, Участники Конференции обозначили следующие направления развития отраслевой законодательной и нормативно-правовой базы: