Ювелирный рынок Казахстана: золото из меди, бриллианты из пластика

Раздел: Рынки
05 июля 2019 г.

В Ка­за­х­ста­не об­ра­зо­вал­ся са­мый боль­шой те­не­вой ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий на тер­ри­то­рии стран Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за (ЕАЭС). При­чи­ны и по­след­ствия сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции об­су­ди­ли экс­пе­р­ты в Ал­ма­ты.

Ка­кие ас­со­ци­а­ции воз­ни­ка­ют у лю­дей при сло­ве «ю­ве­лир»? На­вер­ное, пре­ж­де все­го это зо­ло­то, – рас­су­ж­да­ет пред­се­да­тель со­ве­та Ли­ги юве­ли­ров Ка­за­х­ста­на Кай­сар Жу­ма­га­ли­ев. – А у нас се­го­д­ня фа­к­ти­че­ски это кон­тра­бан­да, под­дел­ка, из­де­лия, ко­то­рые не со­о­т­вет­ству­ют за­яв­лен­ной про­бе. Мы се­го­д­ня – са­мая боль­шая стра­на по сбы­ту из­де­лий, по­хо­жих на зо­ло­тые. Та же кар­ти­на и с ка­м­ня­ми.

При­чин, при­вед­ших к та­кой си­ту­а­ции, не­сколь­ко. Во-­пе­р­вых, го­во­рит спи­кер, это са­мое мя­г­кое на­ка­за­ние за не­за­кон­ный обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней сре­ди стран – чле­нов ЕАЭС. В Ка­за­х­ста­не за это пре­ду­смо­т­ре­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­но­сть, без кон­фис­ка­ции са­мо­го пред­ме­та на­ру­ше­ния. Во-в­то­рых, это мас­шта­б­ная кон­тра­бан­да юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рая при­хо­дит на тер­ри­то­рию Ка­за­х­ста­на из тре­тьих стран, а по­том по­па­да­ет на ры­н­ки го­су­дарств ЕАЭС.

Та­мо­жен­ная слу­ж­ба в этом во­про­се не до­ра­ба­ты­ва­ет, – счи­та­ет Жу­ма­га­ли­ев. – По дан­ным Ас­со­ци­а­ции экс­пор­те­ров юве­ли­р­ных из­де­лий Тур­ции, в 2017 го­ду в Ка­за­х­стан из этой стра­ны бы­ло по­став­ле­но про­дук­ции при­мер­но на 267 ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров, а по на­шей офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке – на 79,6 ты­ся­чи дол­ла­ров.

По­ра­зи­тель­но, но ни­кто не зна­ет да­же при­б­ли­зи­тель­но­го объ­е­ма ка­за­х­стан­ско­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка! В об­щей клас­си­фи­ка­ции эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти в еди­ную по­зи­цию сли­ты та­кие раз­ные биз­не­сы, как ре­а­ли­за­ция зо­ло­та и би­жу­те­рии, а та­к­же ре­монт юве­ли­р­ных из­де­лий и ча­сов. Ли­га юве­ли­ров не­од­но­крат­но об­ра­ща­лась к упол­но­мо­чен­ным ор­га­нам с прось­бой вы­де­лить про­из­вод­ство и ре­а­ли­за­цию юве­ли­р­ных из­де­лий в от­дель­ную по­зи­цию, но от­ве­та нет.

Се­год­ня, со­глас­но офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке, в сфе­ре про­из­вод­ства, про­да­жи и ре­мон­та «ю­ве­ли­р­ки», би­жу­те­рии и ча­сов в Ка­за­х­ста­не ра­бо­та­ют 2380 ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и око­ло 500 юри­ди­че­ских лиц. На са­мом же де­ле, по под­с­че­там ли­ги, толь­ко в трех кру­п­ней­ших го­ро­дах стра­ны юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми тор­гу­ют бо­лее 4,5 ты­ся­чи пред­при­ни­ма­те­лей. Все­го же по стра­не про­из­во­дят и про­да­ют укра­ше­ния не ме­нее 10 ты­сяч че­ло­век.

Как оце­нить наш ры­нок? – за­да­ет­ся во­про­сом Жу­ма­га­ли­ев. – Мы ис­хо­дим из та­ких под­с­че­тов: в 2017 го­ду в стра­не бы­ло за­ре­ги­стри­ро­ва­но 105 396 бра­ков, то есть при­об­ре­те­но 210 792 об­ру­чаль­ных коль­ца. Са­мое де­ше­вое сто­ит на ры­н­ке де­вять ты­сяч тен­ге. Ито­го­вая су­м­ма – по­чти 2 ми­л­ли­ар­да тен­ге. А весь ры­нок оце­ни­ва­ет­ся на­ши­ми экс­пе­р­та­ми в 300 ми­л­ли­ар­дов тен­ге – это без уче­та дра­го­цен­ных ка­м­ней. По дан­ным на­шей ли­ги, око­ло 90% это­го объ­е­ма со­став­ля­ет не­ле­галь­ный ры­нок.

Но есть и дру­гие про­б­ле­мы. В 2017 го­ду был при­нят но­вый На­ло­го­вый ко­декс, ко­то­рый ввел для про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий НДС при при­об­ре­те­нии аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та. Ра­нее та­кие опе­ра­ции об­ла­га­лись на­ло­гом по ну­ле­вой став­ке, что поз­во­ля­ло оте­че­ствен­ным юве­ли­рам по­ку­пать ка­че­ствен­ное зо­ло­то. В 2017 го­ду, на­при­мер, они при­об­ре­ли бо­лее 30 кг, а в 2008-м – уже ни од­но­го. Те­перь все юве­ли­р­ные из­де­лия ме­ст­но­го про­из­вод­ства из­го­то­в­ле­ны из зо­ло­та, при­об­ре­тен­но­го в ло­м­бар­дах или на чер­ном ры­н­ке. По­го­ва­ри­ва­ют, что юве­ли­ры да­же по­ку­па­ют ин­ве­сти­ци­он­ные мо­не­ты На­ц­бан­ка, что­бы пе­ре­пла­вить их для сво­их нужд. Это хо­тя бы га­ран­ти­ру­ет ка­че­ство ме­тал­ла. Суть во­про­са еще и в том, что вве­де­ние НДС не толь­ко не уве­ли­чи­ло на­ло­го­об­ла­га­е­мую ба­зу, а при­ве­ло к ро­сту те­не­во­го ры­н­ка и еще боль­ше­му укло­не­нию от упла­ты на­ло­гов.

Кро­ме то­го, с 2018 го­да у юве­ли­ров ис­чез­ла воз­мо­ж­ность по­ку­пать зо­ло­то в не­об­хо­ди­мом для них ко­ли­че­стве. Ра­нь­ше это поз­во­ля­лось де­лать в гра­м­мах, с про­ш­ло­го го­да – не ме­нее чем по пять ки­ло­гра­м­мов. Це­на та­кой пар­тии со­став­ля­ет по­ряд­ка 81 млн тен­ге, что мо­гут поз­во­лить се­бе очень не­м­но­гие юве­ли­ры. И да­же сни­же­ние этой нор­мы до двух ки­ло­гра­м­мов, о ко­то­рой сей­час го­во­рят, не силь­но из­ме­нит си­ту­а­цию.

Та­кая кар­ти­на мо­жет при­ве­сти к по­те­ре соб­ствен­но­го юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства. Хо­тя, по сло­вам Кай­са­ра Жу­ма­га­ли­е­ва, уже се­го­д­ня сло­ж­но го­во­рить, су­ще­ству­ет ли оно как от­расль. При этом бо­лее трех лет на­зад бы­ла раз­ра­бо­та­на До­ро­ж­ная кар­та раз­ви­тия юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства Ка­за­х­ста­на, ко­то­рая так и «хо­дит по ка­би­не­там». Не ре­ша­ет­ся во­прос и о вклю­че­нии юве­ли­р­ной от­рас­ли в чис­ло при­о­ри­тет­ных от­рас­лей эко­но­ми­ки, а ее пред­при­я­тий – в спе­ци­аль­ные эко­но­ми­че­ские зо­ны. Та­к­же за­тя­ги­ва­ет­ся ре­ше­ние с со­з­да­ни­ем еди­но­го евразий­ско­го юве­ли­р­но­го брен­да, ко­то­рый ини­ци­и­ро­ва­ла Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия.

Это поз­во­ли­ло бы нам с оте­че­ствен­ной про­дук­ци­ей вы­хо­дить на вне­ш­ние ры­н­ки, ис­поль­зуя име­ю­щи­е­ся вне­ш­не­тор­го­вые свя­зи на­ших со­юз­ни­ков по ЕАЭС, – по­яс­ня­ет Жу­ма­га­ли­ев. – Уже все стра­ны ЕАЭС с этим со­гла­си­лись, а на­ши упол­но­мо­чен­ные ор­га­ны ни­как не мо­гут со­гла­со­вать.

На­чаль­ник ис­пы­та­тель­ной ла­бо­ра­то­рии фи­ли­а­ла «Про­би­р­ная па­ла­та» АО «На­ци­о­наль­ный центр экс­пе­р­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции» На­та­лья Кузь­ми­на от­ме­ти­ла дру­гую стран­ность – за­кон о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях был при­нят в Ка­за­х­ста­не толь­ко в 2016 го­ду. До это­го рес­пуб­ли­ка бы­ла един­ствен­ной стра­ной, где та­ко­го за­ко­на не бы­ло. За 20 лет ры­нок на­вод­ни­л­ся не­ка­че­ствен­ны­ми из­де­ли­я­ми. Но при­ня­тый за­кон ра­ди­каль­но си­ту­а­цию не улуч­шил, так как очень ло­я­лен к не­доб­ро­со­ве­ст­ным участ­ни­кам ры­н­ка.

Ме­ж­ду тем близ­ко к под­пи­са­нию со­гла­ше­ние о вза­и­м­ном при­з­на­нии про­би­р­ных клейм в фор­ма­те ЕАЭС. На этом боль­ше все­го на­ста­и­ва­ла Рос­сия, ко­то­рая яв­ля­ет­ся кру­п­ным про­из­во­ди­те­лем юве­ли­р­ных из­де­лий, тра­ди­ци­он­но поль­зу­ю­щих­ся спро­сом на по­ст­со­вет­ском про­стран­стве. Но при этом экс­пе­р­ты ука­зы­ва­ют на та­кое об­сто­я­тель­ство: ка­за­х­стан­ский ры­нок на­сы­щен юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми с псев­до­рос­сий­ски­ми клей­ма­ми, ко­то­рые при­хо­дят к нам из тре­тьих стран. По­то­му вве­де­ние нор­мы по вза­и­м­но­му при­з­на­нию еще боль­ше на­пол­нит наш ры­нок «ле­вой» про­дук­ци­ей. Усу­губ­ля­ет по­ло­же­ние и то, что в стра­не нет учеб­ных ор­га­ни­за­ций, го­то­вя­щих спе­ци­а­ли­стов по про­би­р­но­му де­лу.

Те про­из­во­ди­те­ли, кто ра­бо­та­ет в ра­м­ках за­ко­но­да­тель­ства, не мо­гут кон­ку­ри­ро­вать с не­че­ст­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми, – кон­ста­ти­ро­ва­ла Кузь­ми­на. – В Ка­за­х­ста­не дол­жен су­ще­ство­вать еди­ный ор­ган, осу­ще­ств­ля­ю­щий кон­троль. Ну­ж­но вер­нуть­ся к то­му, ко­г­да бы­ла еди­ная ин­с­пе­к­ция про­би­р­но­го на­д­зо­ра, с еди­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми. Се­год­ня ни­кто не за­ни­ма­ет­ся про­б­ле­мой под­дель­ных клейм. Бы­ва­ют та­кие си­ту­а­ции, ко­г­да мы об­ра­ща­е­м­ся в пра­во­о­хра­ни­тель­ные ор­га­ны об­ла­стей, где вы­яви­ли фаль­ши­вые клей­ма, и не по­лу­ча­ем ни­ка­ких от­ве­тов. А ведь это в ито­ге от­ра­жа­ет­ся и на пре­сти­же стра­ны.

Пред­ста­ви­тель од­но­го из оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей Свет­ла­на Чу­со­ви­ти­на при­зы­ва­ет ка­за­х­стан­цев быть край­не вни­ма­тель­ны­ми при по­ку­п­ке юве­ли­р­ных из­де­лий. Се­год­ня ле­г­ко мо­ж­но ку­пить укра­ше­ние, в ко­то­ром под ви­дом дра­го­цен­но­го ка­м­ня бу­дет встав­лен в луч­шем слу­чае ис­кус­ствен­ный. А то и пла­сти­к! Бы­ва­ли слу­чаи, ко­г­да ку­п­лен­ные зо­ло­тые из­де­лия вы­зы­ва­ли ко­ж­ные за­бо­ле­ва­ния и ал­лер­гию.

С 1965 го­да в ми­ре на­ча­лось про­из­вод­ство син­те­ти­че­ских ал­ма­зов, – го­во­рит ре­ги­о­наль­ный ди­рек­тор Ал­маз­но­го на­уч­но-­тех­но­ло­ги­че­ско­го цен­т­ра Alrosa Technology Ан­д­рей Во­ро­ши­лов. – Поз­же ста­ли по­яв­лять­ся бри­л­ли­ан­ты син­те­ти­че­ско­го про­из­вод­ства юве­ли­р­но­го ка­че­ства. Чем они от­ли­ча­ют­ся от на­сто­я­щих? Ка­ж­дый при­род­ный ка­мень уни­ка­лен, как от­пе­ча­ток паль­ца че­ло­ве­ка. А син­те­ти­че­ский ка­мень – «без ли­ца», они все по­хо­жи. Как овеч­ки Дол­ли.

В по­след­ние го­ды про­из­вод­ство син­те­ти­че­ских ал­ма­зов юве­ли­р­но­го ка­че­ства раз­ви­ва­ет­ся стре­ми­тель­ны­ми те­м­па­ми – рост со­став­ля­ет 30% в год. И это вы­зы­ва­ет оза­бо­чен­ность участ­ни­ков юве­ли­р­но­го ры­н­ка – рас­тут ри­с­ки, свя­за­н­ные с воз­мо­ж­ной под­ме­ной в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях при­род­ных бри­л­ли­ан­тов на де­ше­вые ис­кус­ствен­ные. По озву­чен­ным дан­ным, объ­ем про­из­вод­ства син­те­ти­че­ских ал­ма­зов юве­ли­р­но­го ка­че­ства к 2035 го­ду бу­дет со­по­ста­вим с объ­е­ма­ми до­бы­чи при­род­ных. Не­об­хо­ди­мы сроч­ные ме­ры по за­щи­те ры­н­ка при­род­ных бри­л­ли­ан­тов, в том чис­ле тех­ни­че­ское ос­на­ще­ние участ­ни­ков от­рас­ли при­бо­ра­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми под­лин­ность ка­м­ня. Та­кие при­бо­ры есть, в том чис­ле в Рос­сии, и уже по­став­ля­ют­ся на ка­за­х­стан­ский ры­нок. Ес­ли на­ла­дить хо­ро­шо ос­на­щен­ную тех­ни­че­ски си­сте­му кон­тро­ля при про­да­же из­де­лий с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, то эту про­б­ле­му, ве­ро­ят­но, уда­ст­ся ми­ни­ми­зи­ро­вать. А вот про­б­ле­му под­дел­ки из­де­лий из ме­тал­лов ре­шать при­дет­ся дол­го и си­сте­м­но.

[ express-k.kz ]

Полезное

Полезное

 
-->