Генпрокуратура с подачи Государственной фискальной службы (ГФС) открыла уголовные дела на два десятка ювелирных компаний. Все их обвиняют в неуплате налогов «в особо крупных размерах» в 2017-2018 гг. Как рассказал UBR.ua глава Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб, соответствующие письма генпрокуратура рассылает тем, кто подавал на клеймение изделия в Центральное казенное предприятие пробирного контроля (Киев): предпринимателям и небольшим производствам Черниговской, Винницкой, Житомирской и Киевской областей, а также г. Киева.
Всем фигурантам, в рамках досудебного расследования, отправили письма (есть в распоряжении редакции) с требованием в десятидневный срок предоставить данные:
«Это все предприятия бытового обслуживания населения. Это не крупные производства, скорее, «осколки» советских рембыттехник, которые начиная с 60-х годов принимали заказы на индивидуальное изготовление, а также частные предприниматели-бытовики. Генпрокуратура занялась этим с подачи ГФС. Пока судебных дел нет, все в рамках досудебного расследования, на уровне переписки. До обысков и выемки сырья тоже дело еще не дошло. Но риск, что этот процесс может начаться в ближайшие месяцы все же есть», – говорит Выдолоб.
Что примечательно, письма на предприятия приходят все однотипные, без указания точных сумм неуплаченных налогов – лишь с припиской «в особо крупных…». Согласно украинского законодательства это значит, что один ювелир не доплатил государству минимум 413 400 грн. То есть два десятка предприятий задолжали бюджету по меньшей мере 8,2 млн. грн. По крайней мере, в этом их подозревают налоговики и прокуратура.
Все обвиненные в неуплате налогов предприятия работают на давальческом сырье. То есть сами практически не закупают драгметаллы, а принимают его от населения и других субъектов. Это мастерские, которые либо чинят украшения, либо переплавляют старый лом, или же делают из принесенных слитков ювелирные изделия. А нести у населения есть что. По примерным подсчетам экспертов, на руках у украинцев находится около 350-400 тонн золота – накопилось после кризисов и сильной девальвации гривны.
Цена работы очень сильно отличается от стоимости сырья (в скупке золото идет по 630 грн. за грамм, а ювелир зарабатывает 80 грн. на грамме). И налоги просят уплатить именно исходя из цены металла, а не оплаченной работы.
«Они берут количество проклейменных в Палате пробирного надзора изделий за два года и просто умножают их вес на продажную стоимость. А то, что мы не продаем изделия, а оказываем услуги по изготовлению из материала заказчика, они не учитывают. У нас идет реализация услуг, а не продажа золота. Другое дело, серебро. Оно недорогое. Поэтому серебряные изделия продаются. Когда у заказчика нет лома драгметаллов, мы продаем изделие из нашего материала. Но чаще к нам приходят со своим ломом старых изделий. Мы его очищаем, т.е. аффинируем в лицензионных предприятиях до чистоты, а затем делаем новый сплав 585 пробы и выполняем из него заказ», – объяснила UBR.ua экономист одной из киевских ювелирных мастерских Тамара Соколова.
По большому счету, говорят эксперты, ни одно ювелирное предприятие сейчас не отказывается от работы с клиентским металлом – трясутся за любую копейку. Поэтому в зоне риска оказаться фигурантом уголовного дела находятся практически все представители рынка.
«Есть регионы, в которых рынок состоит более, чем на 80% из давальческого сырья – работают на материалах заказчика. И если магазины часто простаивают без клиентов, то мастерские могут еще как-то выживать. Так дела обстоят, например, в восточных регионах», – подметил в разговоре с UBR.ua Выдолоб.
Участники рынка надеются, что до реальных штрафов и закрытий предприятий дело не дойдет. Верят, что получится вразумить сторону обвинения и закрыть дела. По крайней мере, подобных случаев украинских ювелирный рынок помнит не один. Но если прокуратура и налоговая будет менее сговорчивыми, и не примет во внимание доводы ювелиров, то маски-шоу с обысками грозят всему рынку.