Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству в среду, 22 мая, провел совещание по законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней», внесенному в ГД 5 февраля.
Председатель комитета, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Крашенинников сообщил, что законопроект вызвал много вопросов и критики, как со стороны депутатов, так и профессионального сообщества.
В этой связи было решено провести расширенное совещание с участием представителей Минфина, Торгово-промышленной палаты РФ, «Деловой России», ассоциации «Гильдия ювелиров Росси», Клуба Российской ювелирной торговли, Российской государственной пробирной палаты при Минфине РФ, АО «Полиметалл УК», НКО «Ассоциация ювелиров Евразийского экономического Союза».
Законопроектом предлагается увеличить административные штрафы за нарушение действующих правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, жемчуга или изделий, их содержащих.
Для граждан предлагается установить штрафы в размере от 70 тыс. до 120 тыс. руб. (в настоящее время – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.), для индивидуальных предпринимателей – от 500 тыс. до 750 тыс. руб. (в настоящее время в отношении ИП штрафы не установлены), для юридических лиц – от 750 тыс. до 1 млн. руб. (в настоящее время – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.).
Предлагается установить административную ответственность за осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов и драгоценных камней от примесей и сопутствующих химических элементов индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством РФ перечень. Штрафы: для граждан – от 120 тыс. до 170 тыс. руб., для ИП – от 750 тыс. руб. до 1 млн. руб., для юр. лиц – от 1 млн. до 1,5 млн. руб. По всем составам устанавливается возможность конфискации орудия или предмета правонарушения.
Предлагается установить административную ответственность за самовольную добычу драгоценных металлов или драгоценных камней и исключить административную ответственность за нарушение правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
На совещании был высказан ряд замечаний к законопроекту.
«Предлагаемые размеры административных штрафов представляются необоснованными и сильно завышенными. Не имеется фактических, статистических данных, указывающих на неэффективность и недостаточность существующих мер административной ответственности, подтверждающих значимость и масштабность проблемы, на решение которой направлено столь значительное усиление штрафов», - сообщил Павел Крашенинников.
Кроме того, предложенные размеры штрафов не соответствуют степени общественной опасности совершаемых деяний. «Например, одинаковая ответственность предлагается как за нарушение правил извлечения, производства или использования драгметаллов или камней, но также и за нарушение правил учета и хранения указанных ресурсов. При этом санкция устанавливается общая - предельно жесткая», - отметил Крашенинников.
Помимо этого, равная степень административной ответственности устанавливается как для мелких предпринимателей, так и для крупных промышленных предприятий. При этом не учитывается, что мелкие и средние субъекты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней могут совершать незначительные по своему содержанию административные правонарушения.
«Ответственность должна быть дифференцирована в зависимости от степени общественной опасности деяния и субъекта административной ответственности», - считает глава комитета.
Он добавил, что нуждаются в уточнении формулировки и терминология, используемые в законопроекте. Отсутствие четкой терминологии влечет неоднозначное толкование при правоприменении, что может приводить в том числе к коррупционным проявлениям. Участники совещания поддержали высказанные замечания и выступили с предложениями по совершенствованию представленного законопроекта.
Павел Крашенинников отметил, что названные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении, после его принятия в первом.
Пожалуйста, запустите план учебно-практических мероприятий по теме "Как ПРАКТИЧЕСКИ исполнить закон в сфере производства, использования и обращения. (можно и онлайн),для ИП-ювелиров(у которых в штате нет профессионалов-юристов). Благодарю.