Исследование: «Левада-Центр» и IT-компания АТОЛ изучили готовность розницы к работе с маркировкой

Раздел: Рынки
29 апреля 2019 г.

Ана­ли­ти­че­ское аген­т­ство «Ле­ва­да-Цен­тр» при под­дер­ж­ке IT-ко­м­па­нии АТОЛ, ве­ду­ще­го про­из­во­ди­те­ля ап­па­рат­но-­про­гра­м­м­ных ре­ше­ний для ри­тей­ла, про­ве­ло ис­сле­до­ва­ние го­то­в­но­сти биз­не­са к пе­ре­хо­ду на ра­бо­ту с си­сте­мой обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров «Че­ст­ный ЗНАК». Ана­ли­ти­ки вы­яс­ни­ли, что биз­нес го­тов к ра­бо­те с си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки: 76% ре­с­пон­ден­тов уже име­ют кас­су, 38% — ис­поль­зу­ют 2D-ска­не­ры.

Бо­лее 20% ре­с­пон­ден­тов по всей вы­бор­ке и бо­лее 23% сре­ди про­дав­цов та­ба­ч­ной про­дук­ции пред­по­чи­та­ют ис­кать ин­фор­ма­цию о мар­ки­ро­в­ке у по­став­щи­ков ре­ше­ний и ко­м­па­ний-­про­из­во­ди­те­лей кон­троль­но-­кас­со­вой тех­ни­ки.

Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось с це­лью вы­яс­не­ния ре­аль­но­го ста­ту­са и оцен­ки сте­пе­ни го­то­в­но­сти биз­не­са к ра­бо­те с си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров. Клю­че­вой за­да­чей ис­сле­до­ва­ния бы­ло опре­де­ле­ние по­треб­но­стей биз­не­са и вы­яв­ле­ние сте­пе­ни ин­фор­ми­ро­ван­но­сти пред­при­ни­ма­те­лей о пред­сто­я­щих пе­ре­ме­нах на ры­н­ке роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли.

  • с 15 - 25 мар­та 2019 го­да про­хо­ди­ло ис­сле­до­ва­ни­е
  • 500 ре­с­пон­ден­тов из сфе­ры ри­тей­ла при­ня­ли уча­сти­е
  • 89% слы­ша­ли о мар­ки­ро­в­ке или уже хо­ро­шо зна­ко­мы с ней­
  • 45% еще не на­чи­на­ли ис­кать ин­фор­ма­цию о мар­ки­ро­в­ке то­ва­ро­в
  • 29% зна­ют, что опе­ра­то­ром си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки яв­ля­ет­ся ЦРПТ
  • 76% пред­при­ни­ма­те­лей уже име­ют он­лайн-­кас­сы­
  • 39% ре­с­пон­ден­тов стал­ки­ва­лись с кон­тра­фа­к­т­ны­ми то­ва­ра­ми

Боль­шая часть опро­шен­ных счи­та­ет, что вве­де­ние мар­ки­ро­в­ки при­ве­дет к:
  • по­вы­ше­нию на­ло­го­вых вы­плат (37%)
  • уси­ле­нию кон­тро­ля ры­н­ка го­су­дар­ством (36%)
  • за­щи­те по­ку­па­те­лей от кон­тра­фа­к­т­ной про­дук­ции (33%)
  • ухо­ду с ры­н­ка не­ле­галь­ных тор­го­в­цев
  • улуч­ше­нию воз­мо­ж­но­стей для раз­ви­тия че­ст­но­го биз­не­са (10%)
  • лишь 9% от­ме­ти­ли, что не по­ни­ма­ют, ка­кие во­про­сы ре­ша­ет мар­ки­ро­в­ка.

Ок­са­на Гре­бень, Ле­ва­да-Цен­тр, ру­ко­во­ди­тель про­ек­то­в

«Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось для то­го, что­бы вы­яс­нить мне­ние пред­ста­ви­те­лей биз­не­са це­ле­вых ин­ду­стрий о вве­де­нии мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров в Рос­сии и узнать сте­пень их осве­до­м­лен­но­сти об из­ме­не­ни­ях, про­ек­те, го­то­в­но­сти к ним, и от­но­ше­нии к но­во­вве­де­нию»

Ре­ваз Юсу­пов, за­м­ген­ди­рек­то­ра ЦРПТ

«Наш про­ект раз­ра­ба­ты­вал­ся та­ким об­ра­зом, что­бы быст­ро под­клю­чать но­вые то­вар­ные груп­пы, иметь воз­мо­ж­ность от­ра­бо­т­ки с биз­не­сом всех ас­пе­к­тов, ми­ни­маль­но воз­дей­ство­вать на уже за­пу­щен­ные биз­нес-­про­цес­сы и обес­пе­чить ма­к­си­маль­ное вклю­че­ние пред­ста­ви­те­лей МСП уже на пи­ло­т­ной фа­зе. Пе­ре­ход на мар­ки­ро­в­ку даст ма­ло­му и сред­не­му биз­не­су па­ли­т­ру воз­мо­ж­но­стей для по­сту­па­тель­но­го раз­ви­тия»

Алек­сей Ма­ка­ров, пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров IT-ко­м­па­нии АТОЛ, ве­ду­ще­го по­став­щи­ка ап­па­рат­ных и про­гра­м­м­ных ре­ше­ний для ри­тей­ла

«За по­след­ние два го­да ко­м­па­ния АТОЛ по­ста­ви­ла на ры­нок бо­лее 1 млн касс. Мы чув­ству­ем от­вет­ствен­ность за тех, кто поль­зу­ет­ся на­ши­ми ре­ше­ни­я­ми, и по­мо­га­ем им раз­би­рать­ся в за­ко­но­да­тель­ных из­ме­не­ни­ях. Боль­шин­ство роз­ни­ч­ных про­дав­цов вол­ну­ет во­прос о сто­и­мо­сти пе­ре­хо­да на ра­бо­ту с мар­ки­ро­в­кой. По на­шей оцен­ке, су­м­мар­ные рас­хо­ды 95% ри­тей­ле­ров со­ста­вят все­го 5-7 ты­сяч руб­лей: эти рас­хо­ды пой­дут на при­об­ре­те­ние 2D-ска­не­ра и об­но­в­ле­ние про­гра­м­м­но­го обес­пе­че­ния име­ю­щих­ся он­лайн-­касс и то­вар­но-у­чет­ных про­грамм. Ва­ж­но по­ни­мать, что тех­но­ло­гии, раз­ра­бо­тан­ные сей­час для мар­ки­ро­в­ки та­ба­ка и обу­ви, мо­ж­но бу­дет при­ме­нить по­том ко всем то­вар­ным ка­те­го­ри­ям.

Ис­сле­до­ва­ние де­мон­стри­ру­ет, что 76% пред­при­ни­ма­те­лей по всей вы­бор­ке име­ет он­лайн-­кас­сы. Это озна­ча­ет, что им бу­дет про­ще пе­рей­ти на ра­бо­ту с си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки, по­сколь­ку по­тре­бу­ет­ся лишь об­но­вить свою он­лайн-­кас­су или то про­гра­м­м­ное обес­пе­че­ние, с ко­то­рым ра­бо­та­ет их кас­са. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей не­с­пе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной тор­го­в­ли, до­ля тех, кто уже сей­час ис­поль­зу­ет 2D-ска­не­ры пре­вы­ша­ет 70%. В се­г­мен­те пред­ста­ви­те­лей ры­н­ка тор­го­в­ли та­ба­ком и обу­вью этот по­ка­за­тель ни­же — 32 и 22% со­о­т­вет­ствен­но. Глав­ное, про­да­вец дол­жен удо­сто­ве­рить­ся, что его про­гра­м­м­но-а­п­па­рат­ный ко­м­плекс кас­си­ра ра­бо­та­ет с си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки"

От­но­ше­ние биз­не­са к мар­ки­ро­в­ке

Ис­сле­до­ва­ние по­ка­за­ло, что по мне­нию боль­шей ча­сти опро­шен­ных, вве­де­ние мар­ки­ро­в­ки при­ве­дет к по­вы­ше­нию на­ло­го­вых вы­плат, уси­ле­нию кон­тро­ля ры­н­ка го­су­дар­ством, и за­щи­те по­ку­па­те­лей от кон­тра­фа­к­т­ной про­дук­ции. Пред­при­ни­ма­те­ли уве­ре­ны, что мар­ки­ро­в­ка по­в­ли­я­ет на уход с ры­н­ка не­ле­галь­ных тор­го­в­цев и от­кро­ет но­вые воз­мо­ж­но­сти для ве­де­ния че­ст­но­го биз­не­са.

Пред­при­ни­ма­те­ли уде­ля­ют вни­ма­ние то­му, как по­ку­па­те­ли вы­би­ра­ют то­вар и оце­ни­ва­ют его под­лин­но­сть. Бо­лее 41% опро­шен­ных ска­за­ли, что по­ку­па­те­ли ча­сто про­сят со­про­во­ди­тель­ную до­ку­мен­та­цию на то­вар или ин­те­ре­су­ют­ся ины­ми под­твер­ж­де­ни­я­ми под­лин­но­сти то­ва­ра. Бо­лее по­ло­ви­ны ре­с­пон­ден­тов счи­та­ют, что в ма­га­зи­нах ва­ж­но раз­ме­щать ин­фор­ма­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы о ле­галь­ном про­ис­хо­ж­де­нии то­ва­ра.

Нас­коль­ко пред­при­ни­ма­те­ли осве­до­м­ле­ны о мар­ки­ро­в­ке

Рес­пон­ден­ты за­яви­ли, что им для ра­бо­ты не хва­та­ет ин­фор­ма­ции по мар­ки­ро­в­ке то­ва­ров. Ча­ще все­го го­во­ри­ли о тре­бу­ю­ще­м­ся обо­ру­до­ва­нии и про­гра­м­м­ном обес­пе­че­нии, а та­к­же о том, как тех­ни­че­ски бу­дет ре­а­ли­зо­ва­на мар­ки­ро­в­ка то­ва­ров и ка­кая от­вет­ствен­ность пре­ду­смо­т­ре­на за ее от­сут­ствие.

Боль­шая часть опро­шен­ных пред­при­ни­ма­те­лей име­ет он­лайн-­кас­сы, и толь­ко 17% ре­с­пон­ден­тов от­ве­ти­ли, что в их ма­га­зи­не нет кас­сы, так как по за­ко­ну они мо­гут ее по­ка не ис­поль­зо­вать.

При этом, в ма­га­зи­нах 38% опро­шен­ных уже есть 2d-ска­не­ры штрих-ко­да, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся для ска­ни­ро­ва­ния мар­ки­ро­в­ки. Сре­ди тех, кто по­ка еще не ис­поль­зу­ет в ма­га­зи­нах ска­не­ры штрих-ко­дов (41% по об­щей вы­бор­ке), чуть боль­ше по­ло­ви­ны ре­с­пон­ден­тов (57%) оце­ни­ва­ют за­тра­ты на при­об­ре­те­ние од­но­го ска­не­ра в су­м­му до 4000 руб­лей.

По­ни­ма­ние сро­ков на­ча­ла ра­бо­ты си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки

Око­ло по­ло­ви­ны опро­шен­ных, ко­то­рые тор­гу­ют та­ба­ком и за­ня­ты в сек­то­ре не­с­пе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной тор­го­в­ли зна­ют, что ма­га­зин дол­жен на­чать ска­ни­ро­вать дан­ные с па­чек си­га­рет с 1 июля 2019 го­да. По­чти 30% ре­с­пон­ден­тов осве­до­м­ле­ны о том, что с 1 июля 2020 го­да всту­па­ет в дей­ствие за­прет на обо­рот, про­из­вод­ство и про­да­жу си­га­рет без мар­ки­ро­в­ки.

По­дроб­нее о си­сте­ме мар­ки­ро­в­ки то­ва­ро­в

15 ян­ва­ря 2018 го­да стар­то­вал пи­ло­т­ный про­ект по мар­ки­ро­в­ке та­ба­ч­ных из­де­лий, с ко­то­ро­го на­ча­лось внед­ре­ние го­су­дар­ствен­ной си­сте­мы обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров. Пе­ре­ход на ра­бо­ту с ней со­сто­и­т­ся в не­сколь­ко эта­пов. Сна­ча­ла про­во­дят­ся пи­ло­т­ные про­ек­ты в уста­но­в­лен­ных Ми­ни­стер­ством про­мы­ш­лен­но­сти и тор­го­в­ли РФ сек­то­рах ры­н­ка тор­го­в­ли, ко­то­рые поз­во­лят от­ла­дить все не­об­хо­ди­мые про­це­ду­ры, а за­тем — со­сто­и­т­ся обя­за­тель­ный пе­ре­ход биз­не­са на ра­бо­ту с но­вой си­сте­мой.

Об­ще­на­ци­о­наль­ный про­ект стар­то­вал с та­ба­ч­ной ин­ду­стрии: про­из­во­ди­те­ли и кру­п­ные про­дав­цы та­ба­ка, си­га­рет и та­ба­ч­ной про­дук­ции про­во­дят пи­ло­т­ный про­ект, ко­то­рый за­вер­ши­л­ся 1 мар­та 2019 го­да. С 1 июля 2019 го­да на­ч­нет­ся ска­ни­ро­ва­ние си­га­рет в ма­га­зи­нах — с это­го мо­мен­та мар­ки­ро­в­ка та­ба­ка ста­нет обя­за­тель­ной. Та­к­же, с 1 июля 2019 го­да про­из­во­ди­те­ли и про­дав­цы оде­ж­ды и обу­ви та­к­же дол­ж­ны бу­дут пе­рей­ти на ра­бо­ту с си­сте­мой мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->