Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями

Раздел: Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
05 марта 2019 г.

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции по про­ве­де­нию оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми

I. Ввод­ные по­ло­же­ния
Насто­я­щие ре­ко­мен­да­ции под­го­то­в­ле­ны в це­лях ока­за­ния ме­то­ди­че­ской по­мо­щи ор­га­ни­за­ци­ям, осу­ще­ств­ля­ю­щим опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям, за ис­клю­че­ни­ем кре­ди­т­ных ор­га­ни­за­ций и не­кре­ди­т­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, под­на­д­зор­ных Бан­ку Рос­сии (да­лее – субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га), при про­ве­де­нии оцен­ки ри­с­ков ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­те­м[1], и фи­нан­си­ро­ва­нии тер­ро­риз­ма[2] (да­лее – Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции)[3].
Пра­во­вую ос­но­ву про­ве­де­ния оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ со­став­ля­ют:
1. Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию де­нег, фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и фи­нан­си­ро­ва­нию рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния Гру­п­пы раз­ра­бо­т­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег (ФАТФ) (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ).
2. Фе­де­раль­ный за­кон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее ‑ Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ).
3. По­ста­но­в­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.2012 № 667 «Об утвер­ж­де­нии тре­бо­ва­ний к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­з­на­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее – По­ста­но­в­ле­ние № 667).
4. При­каз Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 08.05.2009 № 103 «Об утвер­ж­де­ния Ре­ко­мен­да­ций по раз­ра­бо­т­ке кри­те­ри­ев вы­яв­ле­ния и опре­де­ле­нию при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных сде­лок».
В со­о­т­вет­ствии с Ре­ко­мен­да­ци­ей 1 ФАТФ субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны оце­ни­вать соб­ствен­ные ри­с­ки ОД/ФТ и при­ни­мать ме­ры по их сни­же­нию. Риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход яв­ля­ет­ся ос­но­вой для эф­фек­тив­но­го рас­пре­де­ле­ния ре­сур­сов в ра­м­ках со­б­лю­де­ния ре­жи­ма про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма (да­лее – ПОД/ФТ).

II. Раз­ра­бо­т­ка субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га про­гра­м­мы оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га в со­ста­ве пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля обя­за­ны раз­ра­бо­тать про­гра­м­му оцен­ки сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка со­вер­ше­ния кли­ен­том опе­ра­ций, свя­за­н­ных с ле­га­ли­за­ци­ей (о­т­мы­ва­ни­ем) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ни­ем тер­ро­риз­ма (да­лее ‑ про­гра­м­ма оцен­ки риска).
В про­гра­м­му оцен­ки ри­с­ка не­об­хо­ди­мо вклю­чить сле­ду­ю­щие раз­де­лы:
1. Ме­то­ди­ка оцен­ки и при­сво­е­ния кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка до при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние кли­ен­та и в хо­де его об­слу­жи­ва­ния, в ко­то­рой ре­ко­мен­ду­ет­ся пре­ду­смо­т­реть:
а) клас­си­фи­ка­цию ри­с­ков по сле­ду­ю­щим ка­те­го­ри­ям:
  1. ри­с­ки, свя­за­н­ные со стра­на­ми и от­дель­ны­ми гео­гра­фи­че­ски­ми тер­ри­то­ри­я­ми (да­лее – стра­но­вые ри­с­ки);
  2. ри­с­ки, свя­за­н­ные кли­ен­та­ми (да­лее – кли­ен­т­ские ри­с­ки);
  3. ри­с­ки, свя­за­н­ные с про­дук­та­ми, услу­га­ми, опе­ра­ци­я­ми (сдел­ка­ми) или ка­на­ла­ми по­ста­вок, со­вер­ша­е­мы­ми кли­ен­том (да­лее – опе­ра­ци­он­ные ри­с­ки).

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га впра­ве раз­ра­ба­ты­вать до­пол­ни­тель­ные клас­си­фи­ка­то­ры ри­с­ков ОД/ФТ по сво­е­му усмо­т­ре­нию.
б) струк­ту­ру сте­пе­ней (у­ро­в­ней) риска[4].
в) по­ря­док при­сво­е­ния сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ, а та­к­же пе­ре­смо­т­ра при­сво­ен­ной кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ.
2. По­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния ре­зуль­та­тов оцен­ки ри­с­ка ОД/ФТ.
3. Управ­ле­ние ри­с­ка­ми ОД/ФТ, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­ва­ет при­ня­тие мер по сни­же­нию ри­с­ков ОД/ФТ и смя­г­че­нию их воз­мо­ж­ных по­след­ствий (раз­дел V).

III. По­ря­док оцен­ки ри­с­ка со­вер­ше­ния кли­ен­том опе­ра­ций, на­прав­лен­ных ОД/ФТ до при­е­ма его на об­слу­жи­ва­ние

Ра­бо­т­ни­ки субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны знать и по­ни­мать име­ю­щи­е­ся ри­с­ки ОД/ФТ на на­ци­о­наль­ном и сек­то­раль­ном уро­в­нях, а та­к­же на уро­в­не де­я­тель­но­сти со­о­т­вет­ству­ю­ще­го субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.
При оцен­ке ри­с­ков дол­ж­ны учи­ты­вать­ся ре­зуль­та­ты на­ци­о­наль­ной­[5] и сек­то­раль­ных оце­нок ри­с­ков ОД/ФТ, ре­ко­мен­да­ции упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на[6], а та­к­же име­ю­щи­е­ся ти­по­ло­гии ОД/ФТ, раз­ме­ща­е­мые в Ли­ч­ном ка­би­не­те на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, на офи­ци­аль­ных сай­тах ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, за­ни­ма­ю­щих­ся во­про­са­ми ПОД/ФТ, и иных до­сту­п­ных ис­точ­ни­ках.
Оцен­ка ри­с­ков до при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние про­во­ди­т­ся в от­но­ше­нии кли­ен­тов:
- ко­то­рым пред­по­ла­га­ет­ся ока­за­ние услуг (вы­пол­не­ние ра­бот, ре­а­ли­за­ция то­ва­ров) ли­бо за­клю­че­ние сде­лок (со­вер­ше­ние опе­ра­ций) ра­зо­во­го ха­ра­к­те­ра (не пред­по­ла­га­ю­щих даль­ней­ше­го об­слу­жи­ва­ния) вне за­ви­си­мо­сти от ви­да, ха­ра­к­те­ра и раз­ме­ра ока­зы­ва­е­мых услуг (вы­пол­ня­е­мых ра­бот, ре­а­ли­зу­е­мых то­ва­ров) ли­бо за­клю­ча­е­мых сде­лок (со­вер­ша­е­мых опе­ра­ций);
- ко­то­рых пла­ни­ру­ет­ся при­нять на об­слу­жи­ва­ние, пред­по­ла­га­ю­щее осу­ще­ств­ле­ние бо­лее чем од­ной опе­ра­ции (сдел­ки).
Ре­ше­ние о при­сво­е­нии ка­кой-­ли­бо сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ дол­ж­но при­ни­мать­ся на ос­но­ва­нии мо­ти­ви­ро­ван­но­го суж­де­ния, сфор­ми­ро­ван­но­го в про­цес­се ана­ли­за име­ю­щей­ся ин­фор­ма­ци­и[7] о кли­ен­те, пред­ста­ви­те­ле кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ле и бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­це, а та­к­же све­де­ний, по­лу­чен­ных в ра­м­ках ре­а­ли­за­ции про­гра­м­мы изу­че­ния кли­ен­та пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, в том числе:
- иден­ти­фи­ка­ци­он­ные дан­ные кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца­;
- ре­зуль­та­ты про­вер­ки кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца на пред­мет на­хо­ж­де­ния в Пе­реч­нях[8];
- ре­зуль­та­ты про­вер­ки на пред­мет на­ли­чия в от­но­ше­нии кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца при­ня­то­го Ме­ж­ве­до­м­ствен­ной ко­мис­сии по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма ре­ше­ния о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства[9];
- ре­зуль­та­ты вы­яв­ле­ния сре­ди фи­зи­че­ских лиц, при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных ли­ц[10] ли­бо свя­за­н­ных с ни­ми лиц. Ре­ко­мен­ду­ет­ся та­к­же про­во­дить про­вер­ку бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­та в це­лях вы­яв­ле­ния вы­ше­у­ка­за­н­ных ли­ц;
- ре­зуль­та­ты вы­яв­ле­ния сре­ди лиц, при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние, лиц, име­ю­щих ре­ги­стра­цию, ме­сто жи­тель­ства или ме­сто на­хо­ж­де­ния в го­су­дар­стве (на тер­ри­то­рии), ко­то­рое не вы­пол­ня­ет Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ, ли­бо ис­поль­зу­ю­щих сче­та в бан­ке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в ука­за­н­ном го­су­дар­стве (на ука­за­н­ной тер­ри­то­рии);
- све­де­ния о це­лях уста­но­в­ле­ния и пред­по­ла­га­е­мом ха­ра­к­те­ре де­ло­вых от­но­ше­ний кли­ен­та с субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га;
- све­де­ния о це­лях фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти кли­ен­та;
- све­де­ния о фи­нан­со­вом по­ло­же­нии кли­ен­та;
- све­де­ния о де­ло­вой ре­пу­та­ции кли­ен­та;
- иные све­де­ния, са­мо­сто­я­тель­но опре­де­ля­е­мые субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.
При­ме­ни­тель­но к ре­ко­мен­до­ван­ным в раз­де­ле II Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций ка­те­го­ри­ям ри­с­ка ОД/ФТ не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ри­с­ки:

Стра­но­вые ри­с­ки:

  1. стра­ны­[11], по дан­ным на­де­ж­ных ис­точ­ни­ко­в[12], не име­ю­щие на­д­ле­жа­щих си­стем ПОД/ФТ[13];
  2. стра­ны, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны сан­к­ции, эм­бар­го или ана­ло­ги­ч­ные ме­ры, уста­но­в­лен­ные та­ки­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми как Ор­га­ни­за­ци­ей Объ­е­ди­нен­ных На­ций­;
  3. стра­ны, по дан­ным на­де­ж­ных ис­точ­ни­ков, име­ю­щие вы­со­кий уро­вень кор­ру­п­ции или дру­гой пре­сту­п­ной де­я­тель­но­сти, на­при­мер, не­за­кон­ный обо­рот нар­ко­ти­ков, тор­го­в­ля ору­жи­ем, лю­дь­ми, ор­га­ни­за­ция под­поль­ных аза­р­т­ных игр и т.д.;
  4. стра­ны или гео­гра­фи­че­ские об­ла­сти, ко­то­рые, по дан­ным на­де­ж­ных ис­точ­ни­ков, пре­до­став­ля­ют фи­нан­си­ро­ва­ние или под­дер­ж­ку тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти или на тер­ри­то­рии ко­то­рых дей­ству­ют уста­но­в­лен­ные тер­ро­ри­сти­че­ские ор­га­ни­за­ци­и;
  5. стра­ны с по­вы­шен­ной тер­ро­ри­сти­че­ской ак­тив­но­стью.
К­ли­ен­т­ские ри­с­ки:
  1. ­свя­за­н­ные с осо­бен­но­стя­ми струк­ту­ры соб­ствен­но­сти, ор­га­нов управ­ле­ния и т.д.:
а) струк­ту­ра соб­ствен­но­сти кли­ен­та пред­став­ля­ет­ся не­о­бы­ч­ной или из­ли­ш­не сло­ж­ной­;
б) ре­ги­стра­ция кли­ен­та и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля осу­ще­ств­ле­на по ад­ре­су мас­со­вой ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ских лиц, ли­бо по ад­ре­су на­хо­ж­де­ния зда­ния (по­ме­ще­ния), не при­год­но­го для ве­де­ния де­кла­ри­ру­е­мой кли­ен­том-­ю­ри­ди­че­ским ли­цом фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти;
в) пе­ри­од де­я­тель­но­сти с да­ты го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции кли­ен­та и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля со­став­ля­ет ме­нее 1 го­да;
г) не­объ­яс­ни­мые из­ме­не­ния в соб­ствен­но­сти кли­ен­та;
д) не­од­но­крат­ные из­ме­не­ния ор­га­ни­за­ци­он­но-­пра­во­вой струк­ту­ры кли­ен­та;
е) ча­стые или не­объ­яс­ни­мые сме­ны чле­нов ру­ко­вод­ства;
ж) чис­ло со­труд­ни­ков или ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра не со­о­т­вет­ству­ют раз­ме­рам или ха­ра­к­те­ру де­я­тель­но­сти кли­ен­та;
з) кли­ен­ты и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ли их фи­ли­а­лы или до­чер­ние ор­га­ни­за­ции име­ют ре­ги­стра­цию или осу­ще­ств­ля­ют свою де­я­тель­ность на тер­ри­то­рии го­су­дар­ств, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­ня­ют­ся спе­ци­аль­ные эко­но­ми­че­ские ме­ры в со­о­т­вет­ствии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 30 де­ка­б­ря 2006 го­да № 281-ФЗ «О спе­ци­аль­ных эко­но­ми­че­ских ме­рах»;
и) кли­ент и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­тель яв­ля­ют­ся не­ре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. При этом осо­бое вни­ма­ние дол­ж­но быть уде­ле­но ре­зи­ден­там го­су­дарств (тер­ри­то­рий), пре­до­став­ля­ю­щих льго­т­ный ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния и (и­ли) не пре­ду­смат­ри­ва­ю­щих рас­кры­тие и пре­до­став­ле­ние ин­фор­ма­ции при про­ве­де­нии фи­нан­со­вых опе­ра­ций (о­ф­ф­шор­ные зо­ны)[14];
к) сли­ш­ком мо­ло­дой ли­бо сли­ш­ком пре­к­лон­ный воз­раст ру­ко­во­ди­те­ля юри­ди­че­ско­го ли­ца­;
л) на­ли­чие све­де­ний о том, что участ­ни­ки/­учре­ди­те­ли кли­ен­та-­ю­ри­ди­че­ско­го ли­ца яв­ля­ют­ся та­ко­вы­ми в зна­чи­тель­ном ко­ли­че­стве иных юри­ди­че­ских ли­ц;
м) в от­но­ше­нии ли­ца, име­ю­ще­го пра­во дей­ство­вать без до­ве­рен­но­сти от име­ни кли­ен­та-­ю­ри­ди­че­ско­го ли­ца, име­ет­ся ин­фор­ма­ция о тя­же­лой бо­лез­ни ли­бо по­ста­но­в­ке на учет в пси­хо-, нар­ко­дис­пан­се­рах, ли­бо о его смер­ти;
  1. ­свя­за­н­ные с опре­де­лен­ны­ми ви­да­ми де­я­тель­но­сти кли­ен­та и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля:
а) бла­го­тво­ри­тель­но­сть, де­я­тель­ность об­ще­ствен­ных и ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций (объ­е­ди­не­ний), ино­стран­ных не­ко­м­мер­че­ских не­пра­ви­тель­ствен­ных ор­га­ни­за­ций и их пред­ста­ви­тельств и фи­ли­а­лов, осу­ще­ств­ля­ю­щих свою де­я­тель­ность на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или иным ви­дом не­ре­гу­ли­ру­е­мой не­ко­м­мер­че­ской де­я­тель­но­сти;
б) ин­тен­сив­ный обо­рот на­ли­ч­но­сти (в том чис­ле роз­ни­ч­ная тор­го­в­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ние, тор­го­в­ля го­рю­чим на бен­зо­ко­лон­ках и га­зо­за­пра­воч­ных стан­ци­ях, ав­то­са­ло­ны и др.);
в) про­из­вод­ство ору­жия или по­сред­ни­че­ская де­я­тель­ность по ре­а­ли­за­ции ору­жи­я;
г) ре­а­ли­за­ция пред­ме­тов ис­кус­ства, ан­ти­к­ва­ри­а­та, ле­г­ко­вых тран­с­пор­т­ных сред­ств, пред­ме­тов рос­ко­ши;
д) ту­ро­пе­ра­тор­ская и ту­ра­ген­т­ская де­я­тель­но­сть, а та­к­же иная де­я­тель­ность по ор­га­ни­за­ции пу­те­ше­ствий­;
е) стро­и­тель­ство;
ж) ока­за­ние кон­сал­тин­го­вых услуг.
  1. ­свя­за­н­ные с воз­мо­ж­ны­ми ри­с­ка­ми кор­ру­п­ции или хи­ще­ния бюд­жет­ных сред­ств:
а) кли­ен­та­ми и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля­ми и/и­ли бе­не­фи­ци­ар­ны­ми вла­дель­ца­ми кли­ен­та яв­ля­ют­ся ино­стран­ные пуб­ли­ч­ные дол­ж­но­ст­ные ли­ца, их су­пру­ги, близ­кие род­ствен­ни­ки (род­ствен­ни­ки по пря­мой вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей ли­нии (ро­ди­те­ли и де­ти, де­ду­ш­ка, ба­бу­ш­ка и вну­ки), пол­но­род­ные и не­пол­но­род­ные (и­ме­ю­щие об­щих от­ца или мать) бра­тья и сест­ра, усы­но­ви­те­ли и усы­но­в­лен­ные);
б) кли­ент и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­тель и/и­ли бе­не­фи­ци­ар­ный вла­де­лец кли­ен­та яв­ля­ет­ся пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом ли­бо свя­за­н­ным с ним ли­цо­м;
в) кли­ент яв­ля­ет­ся участ­ни­ком фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм или на­ци­о­наль­ных про­ек­тов ли­бо ре­зи­ден­том осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны­;
г) кли­ент и/и­ли вы­го­до­при­об­ре­та­тель и/и­ли бе­не­фи­ци­ар­ный вла­де­лец кли­ен­та яв­ля­ет­ся дол­ж­но­ст­ным ли­цом пуб­ли­ч­ной ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­и;
д) кли­ент яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ци­ей, в устав­ном ка­пи­та­ле ко­то­рой при­сут­ству­ет до­ля го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти.
  1. ­свя­за­н­ные с ре­пу­та­ци­он­ны­ми ри­с­ка­ми:

а) на­ли­чие у кли­ен­та ре­ше­ний су­да с ее уча­сти­ем в ка­че­стве от­вет­чи­ка, всту­пив­ших в за­кон­ную си­лу и не ис­пол­нен­ных в те­че­ние дли­тель­но­го пе­ри­о­да, в со­во­ку­п­но­сти с опе­ра­ци­я­ми, на­прав­лен­ны­ми на от­чу­ж­де­ние иму­ще­ства и/и­ли де­не­ж­ных средств кли­ен­та в пе­ри­од, пред­ше­ству­ю­щий на­ча­лу су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства;
б) на­ли­чие ин­фор­ма­ции об име­ю­щих­ся фа­к­тах при­в­ле­че­ния кли­ен­та, в том числе, дол­ж­но­ст­ных лиц кли­ен­та - юри­ди­че­ско­го ли­ца, к от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
в) на­ли­чие ин­фор­ма­ции о су­ди­мо­сти за со­вер­ше­ние пре­сту­п­ле­ний эко­но­ми­че­ской и кор­ру­п­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти еди­но­ли­ч­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ор­га­на юри­ди­че­ско­го ли­ца­;
г) кли­ен­том яв­ля­ет­ся юри­ди­че­ское ли­цо, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го в еди­ный го­су­дар­ствен­ный ре­естр юри­ди­че­ских лиц вне­се­на за­пись о не­до­сто­вер­но­сти све­де­ний о не­м;
д) от­сут­ствие ин­фор­ма­ции о кли­ен­те в об­ще­до­сту­п­ных ис­точ­ни­ках ин­фор­ма­ции.
5. свя­за­н­ные с по­ве­де­ни­ем ли­ца:
а) по­пы­т­ки кли­ен­та за­труд­нить по­ни­ма­ние его де­я­тель­но­сти, струк­ту­ры соб­ствен­но­сти или ха­ра­к­те­ра опе­ра­ций­;
б) от­каз кли­ен­та в до­сту­пе к до­ку­мен­там, объ­ек­там, воз­мо­ж­но­сти не­по­сред­ствен­но­го вза­и­мо­дей­ствия с опре­де­лен­ны­ми ра­бо­т­ни­ка­ми, по­тре­би­те­ля­ми, по­став­щи­ка­ми или ины­ми ли­ца­ми, от ко­то­рых мо­ж­но бы­ло бы по­лу­чить све­де­ния о де­ло­вой ре­пу­та­ции кли­ен­та, его фи­нан­со­вом по­ло­же­ни­и;
в) за­пу­ги­ва­ние со­труд­ни­ков субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га при за­про­се у кли­ен­та све­де­ний в ра­м­ках ре­а­ли­за­ции по­ло­же­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ;
г) не­о­бос­но­ван­ные за­дер­ж­ки кли­ен­том в пре­до­став­ле­нии за­про­шен­ной ин­фор­ма­ци­и;
д) впе­чат­ле­ние то­го, что ру­ко­вод­ство кли­ен­та дей­ству­ет в со­о­т­вет­ствии с ука­за­ни­я­ми тре­тьих лиц, но не рас­кры­ва­ет све­де­ний о ни­х;
е) не­же­ла­ние кли­ен­та пре­до­став­лять всю не­об­хо­ди­мую ин­фор­ма­ци­ю;
ж) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том де­я­тель­но­сти в не­сколь­ких юри­с­ди­к­ци­ях в от­сут­ствие цен­тра­ли­зо­ван­но­го кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ни­я;
з) ис­поль­зо­ва­ние услуг де­ло­вых по­сред­ни­ков, эко­но­ми­че­ская обос­но­ван­ность ко­то­рых пред­став­ля­ет­ся не­о­че­вид­ной.

О­пе­ра­ци­он­ные ри­с­ки:

  1. ­свя­за­н­ные с про­ве­де­ни­ем тран­с­гра­ни­ч­ных опе­ра­ций:
а) опе­ра­ции (в том чис­ле со свя­за­н­ны­ми сто­ро­на­ми), вы­хо­дя­щие за ра­м­ки обы­ч­ной де­я­тель­но­сти, в том чис­ле при­во­дя­щие к вы­во­ду ак­ти­вов кли­ен­та;
б) опе­ра­ции кли­ен­та, про­во­ди­мые на тран­с­гра­ни­ч­ной ос­но­ве в юри­с­ди­к­ци­ях с раз­но­об­раз­ны­ми куль­ту­ра­ми и об­сто­я­тель­ства­ми ве­де­ния биз­не­са;
в) пла­те­жи за по­лу­чен­ные то­ва­ры или услу­ги в ад­рес по­лу­ча­те­лей из стран от­ли­ч­ных от юри­с­ди­к­ций, из ко­то­рых то­ва­ры или услу­ги бы­ли по­лу­че­ны­;
г) зна­чи­тель­ные по объ­е­му тран­с­гра­ни­ч­ные пе­ре­во­ды де­не­ж­ных сред­ств, не име­ю­щие ко­м­мер­че­ско­го обос­но­ва­ни­я;
д) опе­ра­ции по сдел­кам, на­прав­лен­ным на при­об­ре­те­ние иму­ще­ства, с усло­ви­я­ми об от­сроч­ке (рас­сроч­ке) пла­те­жа под про­цен­ты за от­сроч­ку (рас­сроч­ку), ес­ли про­цен­ты пе­ре­чис­ля­ют­ся на сче­та за­ру­бе­ж­ных бан­ко­в;
е) на­ли­чие со­м­ни­тель­ных ос­но­ва­ний пе­ре­чис­ле­ния де­не­ж­ных средств за ру­беж, пе­ре­чис­ле­ние средств по мни­мы­м­/­при­твор­ным сдел­кам (бес­про­цен­т­ным до­го­во­рам зай­ма, опла­та юри­ди­че­ских/­кон­сал­тин­го­вы­х/ре­кла­м­ных услуг), ис­пол­ни­тель­ным до­ку­мен­та­м;
ж) про­ве­де­ние пред­ва­ри­тель­ной опла­ты по вне­ш­не­эко­но­ми­че­ским кон­тра­к­там с по­сле­ду­ю­щим рас­тор­же­ни­ем этих кон­тра­к­тов и воз­вра­ще­ни­ем пред­о­пла­ты­;
з) со­вер­ше­ние кли­ен­том сде­лок ку­п­ли-­про­да­жи то­ва­ров, со­глас­но ко­то­рым то­ва­ры при­об­ре­та­ют­ся (про­да­ют­ся) ре­зи­ден­та­ми у не­ре­зи­ден­тов без их вво­за на тер­ри­то­рию РФ или вы­во­за с тер­ри­то­рии РФ;
и) пе­ре­во­ды на сче­та оф­шор­ной ко­м­па­нии, ко­то­рая не яв­ля­ет­ся сто­ро­ной по кон­тра­к­ту;
к) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том опе­ра­ций по пе­ре­чис­ле­нию де­не­ж­ных средств в стра­ны с по­вы­шен­ной тер­ро­ри­сти­че­ской ак­тив­но­стью­;
  1. ­свя­за­н­ные с воз­мо­ж­ным «об­на­ли­чи­ва­ни­ем» де­не­ж­ных сред­ств:
а) опе­ра­ции кли­ен­та, со­вер­шен­ные с при­ме­не­ни­ем со­м­ни­тель­ных ме­то­дов для ми­ни­ми­за­ции за­яв­лен­ной при­бы­ли по со­об­ра­же­ни­ям, свя­за­н­ным с на­ло­го­об­ло­же­ни­е­м;
б) опе­ра­ции кли­ен­та, при­во­дя­щие к воз­ни­к­но­ве­нию кру­п­ных сумм на­ли­ч­ных де­не­ж­ных сред­ств;
в) опе­ра­ции кли­ен­та с ма­те­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми, име­ю­щи­ми ма­лый раз­мер, вы­со­кую цен­ность или поль­зу­ю­щих­ся вы­со­ким спро­со­м;
г) опе­ра­ции кли­ен­та с ак­ти­ва­ми, ле­г­ко кон­вер­ти­ру­е­мы­ми в день­ги, как, на­при­мер, об­ли­га­ции на предъ­яви­те­ля, бри­л­ли­ан­ты и т.д.;
д) пла­те­жи, по­лу­ча­е­мые от не­свя­за­н­ных или не­из­ве­ст­ных тре­тьих сто­рон;
е) пла­та воз­на­гра­ж­де­ния на­ли­ч­ны­ми в слу­ча­ях, ко­г­да это не яв­ля­ет­ся обы­ч­ным спо­со­бом опла­ты­;
ж) осу­ще­ств­ле­ние боль­шо­го ко­ли­че­ства опе­ра­ций с на­ли­ч­ны­ми сред­ства­ми;
з) сня­тие юри­ди­че­ским ли­цом на­ли­ч­ных де­не­ж­ных сред­ств, по­лу­чен­ных в ка­че­стве кре­ди­та под за­лог не­ли­к­вид­ных объ­ек­тов не­дви­жи­мо­сти с вы­со­кой оце­нен­ной сто­и­мо­стью­;
3. свя­за­н­ные с об­ра­ще­ни­ем цен­ных бу­маг:
а) опе­ра­ции с цен­ны­ми бу­ма­га­ми, не име­ю­щие оче­вид­но­го эко­но­ми­че­ско­го смысла;
б) пе­ре­вод при­на­д­ле­жа­щих цен­ных бу­маг на сче­та в ино­стран­ном де­по­зи­та­рии (и­но­стран­ных де­по­зи­та­ри­ях);
в) опе­ра­ции по при­об­ре­те­нию и по­сле­ду­ю­ще­му от­чу­ж­де­нию кли­ен­том цен­ных бу­маг в ко­ро­т­кие сро­ки;
г) опла­та от­чу­ж­да­е­мых цен­ных бу­маг осу­ще­ств­ля­ет­ся пу­тем встреч­но­го пред­став­ле­ния дру­гих ак­ти­вов, ко­то­ры­ми пре­и­му­ще­ствен­но вы­сту­па­ют то­ва­ры, за­чет встреч­ных тре­бо­ва­ний по опла­те вы­пол­нен­ных ра­бот, ока­за­н­ных услуг, ли­бо от­чу­ж­де­ние цен­ных бу­маг осу­ще­ств­ля­ет­ся пу­тем их про­да­жи в рас­сроч­ку, ли­бо с от­сроч­кой пла­те­жа, ли­бо в пре­ду­смо­т­рен­ные усло­ви­я­ми сдел­ки сро­ки, при ко­то­рых фа­к­ти­че­ская опла­та цен­ных бу­маг по­ку­па­те­лем не про­из­во­ди­т­ся;
д) при­об­ре­те­ние цен­ных бу­маг, име­ю­щих зна­чи­тель­ную сто­и­мо­сть, не со­о­т­вет­ству­ет обы­ч­ной фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти кли­ен­та;
е) ак­тив­ное уча­стие кли­ен­та в тор­го­в­ле не­ли­к­вид­ны­ми цен­ны­ми бу­ма­га­ми;
4. свя­за­н­ные с воз­мо­ж­ным хи­ще­ни­ем, мо­шен­ни­че­ством или пред­на­ме­рен­ным бан­к­ро­т­ством и т.д.:
а) ин­ве­сти­ции в не­дви­жи­мость по за­вы­шен­ны­м/­за­ни­жен­ным це­на­м;
б) за­вы­ше­ние или за­ни­же­ние сумм в сче­тах за то­ва­ры­/услу­ги;
в) не­од­но­крат­ное вы­став­ле­ние сче­тов на од­ни и те же то­ва­ры­/услу­ги;
г) мно­го­чис­лен­ные пе­ре­про­да­жи то­ва­ро­в/услу­г;
д) де­я­тель­ность кли­ен­та, в ра­м­ках ко­то­рой про­из­во­дят­ся опе­ра­ции по за­чис­ле­нию де­не­ж­ных средств на бан­ко­в­ский счет и спи­са­нию де­не­ж­ных средств с бан­ко­в­ско­го сче­та, что не со­з­да­ет обя­за­тельств по упла­те на­ло­гов ли­бо на­ло­го­вая на­груз­ка яв­ля­ет­ся ми­ни­маль­ной­;
е) осу­ще­ств­ле­ние опе­ра­ций (сде­лок), в слу­ча­ях, ес­ли су­м­ма обя­за­тельств по­с­ле их со­вер­ше­ния пре­вы­сит сто­и­мость ак­ти­вов, за счет ко­то­рых дан­ные обя­за­тель­ства мо­гут быть по­га­ше­ны­;
ж) со­вер­ше­ние опе­ра­ции (сдел­ки) в слу­чае, ес­ли та­кая опе­ра­ция (сдел­ка) мо­жет быть ква­ли­фи­ци­ро­ва­на как сдел­ка с пред­по­чте­ни­ем в со­о­т­вет­ствии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О не­со­сто­я­тель­но­сти (бан­к­ро­т­стве)»;
з) опе­ра­ции по офор­м­ле­нию про­ще­ния дол­га по не­ис­пол­нен­ным обя­за­тель­ства­м;
и) опе­ра­ции по сдел­кам, пре­ду­смат­ри­ва­ю­щим пе­ре­да­чу в поль­зу аф­фи­ли­ро­ван­но­го пар­т­не­ра по сдел­ке иму­ще­ства и/и­ли де­не­ж­ных сред­ств;
к) опе­ра­ции кли­ен­та, не от­но­ся­щи­е­ся к сфе­ре его де­я­тель­но­сти;
л) опе­ра­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых про­дук­тов или де­ло­вой пра­к­ти­ки,
м) опе­ра­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых или раз­ви­ва­ю­щих­ся тех­но­ло­гий как для но­вых, так и для уже су­ще­ству­ю­щих про­дук­тов, ко­то­рые по­тен­ци­аль­но бла­го­при­ят­ству­ют ано­ни­м­но­сти;
н) на­ли­чие по­до­зре­ния, что де­не­ж­ные сред­ства или иное иму­ще­ство кли­ен­та, с ко­то­ры­ми со­вер­ша­ет­ся опе­ра­ция (сдел­ка), по­лу­че­ны в ре­зуль­та­те со­вер­ше­ния пре­ди­кат­но­го пре­сту­п­ле­ни­я[15].
5. свя­за­н­ные с ли­ца­ми, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­ня­ют­ся це­ле­вые фи­нан­со­вые сан­к­ции:
а) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том опе­ра­ций (сде­лок), с ли­ца­ми, вклю­чен­ны­ми в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, или в пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния, а та­к­же ли­ца­ми, в от­но­ше­нии ко­то­рых Ме­ж­ве­до­м­ствен­ной ко­мис­си­ей по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма при­ня­то ре­ше­ние о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства;
б) осу­ще­ств­ле­ние кли­ен­том опе­ра­ций (сде­лок), в слу­чае, ес­ли од­ной из сто­рон по та­ким опе­ра­ци­ям (сдел­кам) яв­ля­ют­ся ли­ца, в от­но­ше­нии ко­то­рых дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по при­о­ста­но­в­ле­нию опе­ра­ций с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, пре­ду­смо­т­рен­ные Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ.
Вы­ше­при­ве­ден­ные пе­реч­ни ри­с­ков не яв­ля­ют­ся ис­чер­пы­ва­ю­щи­ми и мо­гут са­мо­сто­я­тель­но до­пол­нять­ся субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, ис­хо­дя из скла­ды­ва­ю­щей­ся пра­к­ти­ки вза­и­мо­дей­ствия с кли­ен­том, ана­ли­за его опе­ра­ций, ак­ту­аль­ных ти­по­ло­гий (схем) ОД/ФТ, ре­ко­мен­да­ций на­д­зор­ных ор­га­нов и т.д., а та­к­же спе­ци­фи­ки осу­ще­ств­ля­е­мой де­я­тель­но­сти.

IV. По­ря­док оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ в хо­де об­слу­жи­ва­ния кли­ен­та

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га про­во­дят оцен­ку ри­с­ка при об­слу­жи­ва­нии кли­ен­та на ос­но­ва­нии ин­фор­ма­ции, по­лу­ча­е­мой от кли­ен­та в про­цес­се осу­ще­ств­ле­ния опе­ра­ций (сде­лок), а та­к­же об­но­в­ле­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных при его иден­ти­фи­ка­ции и изу­че­нии.
Та­к­же субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать ин­фор­ма­цию и ри­с­ки, ука­за­н­ные в раз­де­ле III на­сто­я­щих Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций.
До­пол­ни­тель­ны­ми ос­но­ва­ни­я­ми для пе­ре­смо­т­ра уро­в­ня ри­с­ка кли­ен­та яв­ля­ют­ся:
- со­вер­ше­ние кли­ен­том опе­ра­ций (сде­лок), в от­но­ше­нии ко­то­рых у субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что та­кие опе­ра­ции (сдел­ки) на­прав­ле­ны на ле­га­ли­за­цию (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, на­при­мер, опе­ра­ции (сдел­ки) по сво­е­му ха­ра­к­те­ру со­о­т­вет­ству­ю­щие кри­те­ри­ям и при­з­на­кам не­о­бы­ч­ных сде­лок, уста­но­в­лен­ных При­ка­зом № 103;
- ре­а­ли­за­ция в от­но­ше­нии кли­ен­та пра­ва от­ка­за в вы­пол­не­нии рас­по­ря­же­ния о со­вер­ше­нии его опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, пре­ду­смо­т­рен­но­го пун­к­том 11 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ[16];
- от­сут­ствие по ад­ре­су ме­ста на­хо­ж­де­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца по­сто­ян­но дей­ству­ю­щих ор­га­нов управ­ле­ния, иных ор­га­нов или лиц, име­ю­щих пра­во дей­ство­вать от име­ни та­ко­го юри­ди­че­ско­го ли­ца без до­ве­рен­но­сти.
- кли­ент осу­ще­ств­ля­ет вза­и­мо­дей­ствие с субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ис­клю­чи­тель­но че­рез пред­ста­ви­те­ля, дей­ству­ю­ще­го по до­ве­рен­но­сти ли­бо ис­клю­чи­тель­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем элек­трон­ной по­чты (при от­сут­ствии воз­мо­ж­но­сти свя­зать­ся по те­ле­фо­ну) и т.д.

V. Управ­ле­ние ри­с­ка­ми ОД/ФТ

Ха­ра­к­тер мер по ПОД/ФТ, при­ме­ня­е­мый субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, дол­жен за­ви­сеть от сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ.
Вы­со­кие ри­с­ки ОД/ФТ тре­бу­ют при­ме­не­ния уси­лен­ных мер по на­д­ле­жа­щей про­вер­ке кли­ен­та, низ­кие – упро­щен­ных. При этом при­ме­не­ние упро­щен­ных мер не­до­пу­сти­мо при на­ли­чии по­до­зре­ний на ОД/ФТ.
Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны осу­ще­ств­лять мо­ни­то­ринг при­сво­ен­но­го кли­ен­ту уро­в­ня ри­с­ка ОД/ФТ, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий на по­сто­ян­ной ос­но­ве оцен­ку фа­к­то­ров, на ос­но­ва­нии ко­то­рых он был при­сво­ен.
Кро­ме то­го, субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать про­це­ду­ры по управ­ле­нию ри­с­ка­ми ОД/ФТ:
1. По­ря­док пе­ре­смо­т­ра при­сво­ен­но­го кли­ен­ту уро­в­ня ри­с­ка ОД/ФТ.
Пе­ре­смотр уро­в­ня ри­с­ка осу­ще­ств­ля­ет­ся ис­хо­дя из на­ли­чия со­во­ку­п­но­сти фа­к­то­ров, ха­ра­к­те­ри­зу­ю­щих опре­де­лен­ный уро­вень риска.
2. По­ря­док при­ме­не­ния мер, на­прав­лен­ных на сни­же­ние ри­с­ка ОД/ФТ.
К на­зван­ным ме­рам мо­ж­но от­не­сти:
а) уси­лен­ные ме­ры по на­д­ле­жа­щей про­вер­ке кли­ен­та:
- за­прос до­пол­ни­тель­ных све­де­ний о кли­ен­те, пред­ста­ви­те­ли кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ли, бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­цы в ра­м­ках изу­че­ния кли­ен­та;
- за­прос до­пол­ни­тель­ных све­де­ний, по­яс­ня­ю­щих ха­ра­к­тер опе­ра­ции (сдел­ки);
- за­прос до­пол­ни­тель­ных све­де­ний о це­лях уста­но­в­ле­ния и пред­по­ла­га­е­мом ха­ра­к­те­ре их де­ло­вых от­но­ше­ний с субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, о це­лях фи­нан­со­во-­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, о фи­нан­со­вом по­ло­же­нии, о де­ло­вой ре­пу­та­ции кли­ен­тов, а та­к­же об ис­точ­ни­ках про­ис­хо­ж­де­ния де­не­ж­ных средств и (и­ли) ино­го иму­ще­ства;
- бо­лее ча­стое об­но­в­ле­ние све­де­ния о кли­ен­те, пред­ста­ви­те­ле кли­ен­та и вы­го­до­при­об­ре­та­те­ле, бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­це кли­ен­та со­раз­мер­но при­сво­ен­ной кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) риска.
б) на­прав­ле­ние в Рос­фин­мо­ни­то­ринг со­об­ще­ний о по­до­зри­тель­ных опе­ра­ци­ях;
в) ре­а­ли­за­ция пра­ва, пре­ду­смо­т­рен­но­го пун­к­том 11 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ;
г) иные ме­ры, раз­ра­бо­тан­ные субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.
Ре­ше­ние о при­ме­не­нии ка­кой-­ли­бо из мер, на­прав­лен­ных на сни­же­ние ри­с­ка ОД/ФТ, при­ни­ма­ет­ся субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га са­мо­сто­я­тель­но. При этом, при при­ня­тии со­о­т­вет­ству­ю­ще­го ре­ше­ния дол­ж­на обес­пе­чи­вать­ся ми­ни­ми­за­ции ри­с­ка воз­мо­ж­но­го во­в­ле­че­ния как субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га, так и его со­труд­ни­ков в про­цес­сы ОД/ФТ.

V. Ре­ко­мен­да­ции по ин­фор­ми­ро­ва­нию Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о вы­яв­ля­е­мых ри­с­ках ОД/ФТ

Субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ре­ко­мен­ду­ет­ся ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг об ак­ту­аль­ных ри­с­ках ОД/ФТ, име­ю­щих­ся в их де­я­тель­но­сти не ре­же од­но­го ра­за в год или по ме­ре вы­яв­ле­ния но­вых ри­с­ков ОД/ФТ.
Ука­за­н­ную ин­фор­ма­цию ре­ко­мен­ду­ет­ся на­прав­лять в элек­трон­ной фор­ме че­рез Ли­ч­ный ка­би­нет субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га (раз­дел – «Рис­ки ОД/ФТ» / «Ис­хо­дя­щие»).
При этом в от­чет о ри­с­ках ОД/ФТ це­ле­со­об­раз­но вклю­чить сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:
- пе­ре­чень вы­яв­ля­е­мых ри­с­ков, с при­сво­ен­ной им сте­пе­нью (у­ро­в­нем);
- обос­но­ва­ние при­сво­е­ния вы­яв­ля­е­мым ри­с­кам со­о­т­вет­ству­ю­щих уро­в­ней риска;
- опи­са­ние при­ме­ня­е­мых мер по управ­ле­нию ри­с­ка­ми;
- опи­са­ние про­б­лем, воз­ни­ка­ю­щих при вы­яв­ле­нии со­о­т­вет­ству­ю­щих ри­с­ков,
- иная зна­чи­мая по мне­нию субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ин­фор­ма­ция.
Пред­став­лен­ная субъ­ек­та­ми пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ин­фор­ма­ция бу­дет ис­поль­зо­ва­на при под­го­то­в­ке оче­ред­ных на­ци­о­наль­ных и сек­то­раль­ных оце­нок ри­с­ков ОД/ФТ.

[1] риск ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем - воз­мо­ж­ность на­не­се­ния ущер­ба ор­га­ни­за­ции, фи­нан­со­вой си­сте­ме и эко­но­ми­ке в це­лом пу­тем со­вер­ше­ния фи­нан­со­вых опе­ра­ций (сде­лок) в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) пре­сту­п­ных до­хо­дов или фи­нан­си­ро­ва­ни­ем тер­ро­риз­ма;

[2] риск фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма - ве­ро­ят­ность при­ме­не­ния тер­ро­ри­ста­ми ли­бо тер­ро­ри­сти­че­ски­ми груп­па­ми спо­со­ба при­в­ле­че­ния, пе­ре­ме­ще­ния или ис­поль­зо­ва­ния де­не­ж­ных средств вви­ду ря­да об­сто­я­тельств (до­сту­п­но­сти и ви­ди­мо­сти), что при­во­дит к тер­ро­ри­сти­че­ским про­яв­ле­ни­я­м;

[3] Дан­ные Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции та­к­же мо­гут ис­поль­зо­вать­ся ад­во­ка­та­ми, но­та­ри­у­са­ми и ли­ца­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми пред­при­ни­ма­тель­скую де­я­тель­ность в сфе­ре ока­за­ния юри­ди­че­ских или бух­гал­тер­ских услуг, пе­ре­чис­лен­ны­ми в ста­тье 7.1 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ;

[4]­на­при­мер, вы­со­кий, по­вы­шен­ный, уме­рен­ный, низ­кий­;

[5] От­че­ты о на­ци­о­наль­ной оцен­ке ри­с­ков ОД/ФТ раз­ме­ще­ны на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га и Ли­ч­ных ка­би­не­тах субъ­ек­тов пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га.

[6] Ин­фор­ма­ци­он­ное пись­мо Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 02.08.2011 № 17 «О при­з­на­ках опе­ра­ций, ви­дов и усло­вий де­я­тель­но­сти, име­ю­щих по­вы­шен­ный риск со­вер­ше­ния кли­ен­та­ми опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма», а та­к­же на­сто­я­щие Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ци­и;

[7] Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га обя­за­ны по­лу­чать со­о­т­вет­ству­ю­щую ин­фор­ма­цию на ос­но­ва­нии тре­бо­ва­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ и По­ста­но­в­ле­ния № 667;

[8] Пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му и Пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к рас­про­стра­не­нию ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ни­я;

[9] Пункт 1 ста­тьи 7.4 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма»;

[10] Ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц, вклю­чая их су­пру­гов и близ­ких род­ствен­ни­ков, дол­ж­но­ст­ных лиц пуб­ли­ч­ных ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, а та­к­же лиц, за­ме­ща­ю­щих (за­ни­ма­ю­щих) го­су­дар­ствен­ные дол­ж­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти чле­нов Со­ве­та ди­рек­то­ров Цен­траль­но­го бан­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной слу­ж­бы, на­з­на­че­ние на ко­то­рые и осво­бо­ж­де­ние от ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ют­ся Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции или Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или дол­ж­но­сти в Цен­траль­ном бан­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, го­су­дар­ствен­ных кор­по­ра­ци­ях и иных ор­га­ни­за­ци­ях, со­з­дан­ных Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей на ос­но­ва­нии фе­де­раль­ных за­ко­нов, вклю­чен­ные в пе­реч­ни дол­ж­но­стей, опре­де­ля­е­мые Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и;

[11] Здесь и да­лее под стра­на­ми по­ни­ма­ют­ся го­су­дар­ства (ю­ри­с­ди­к­ции), ре­зи­ден­том ко­то­рых яв­ля­ет­ся кли­ент или его бе­не­фи­ци­а­ры и кон­тр­а­ген­ты­;

[12] «На­де­ж­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми» счи­та­ют­ся об­ще­из­ве­ст­ные ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые, как пра­ви­ло, поль­зу­ют­ся ав­то­ри­те­том и ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют ин­фор­ма­цию. По­ми­мо ФАТФ и ре­ги­о­наль­ных ор­га­ни­за­ций, со­з­дан­ных по ти­пу ФАТФ, к на­де­ж­ным ис­точ­ни­кам мо­ж­но от­но­сить та­кие на­д­на­ци­о­наль­ные или ме­ж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции, как Ме­ж­ду­на­род­ный ва­лют­ный фонд, Все­ми­р­ный банк, груп­па ор­га­нов фи­нан­со­вой раз­вед­ки «Э­г­монт»;

[13] ак­ту­аль­ный пе­ре­чень юри­с­ди­к­ций, име­ю­щих стра­те­ги­че­ские не­до­стат­ки в на­ци­о­наль­ных си­сте­мах ПОД/ФТ, с опи­са­ни­ем ос­но­в­ным на­прав­ле­ний ра­бо­ты в це­лях устра­не­ния су­ще­ству­ю­щих про­бе­лов раз­ме­ща­ет­ся ­на офи­ци­аль­ном сай­те ФАТФ;

[14] См., на­при­мер, при­каз Мин­фи­на Рос­сии от 13.11.2007 № 108н «Об утвер­ж­де­нии Пе­реч­ня го­су­дарств и тер­ри­то­рий, пре­до­став­ля­ю­щих льго­т­ный на­ло­го­вый ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния и (и­ли) не пре­ду­смат­ри­ва­ю­щих рас­кры­тия и пре­до­став­ле­ния ин­фор­ма­ции при про­ве­де­нии фи­нан­со­вых опе­ра­ций (о­ф­шор­ные зо­ны)»;

[15] уча­стие в ор­га­ни­зо­ван­ной пре­сту­п­ной груп­пе и рэ­кет; тер­ро­ризм, в том чис­ле фи­нан­си­ро­ва­ние тер­ро­риз­ма; тор­го­в­ля лю­дь­ми и не­за­кон­ный ввоз ми­гран­то­в; сек­су­аль­ная экс­плу­а­та­ция, вклю­чая сек­су­аль­ную экс­плу­а­та­цию де­тей; не­за­кон­ный обо­рот нар­ко­ти­че­ских средств и пси­хо­тро­п­ных ве­ще­ств; не­за­кон­ная тор­го­в­ля ору­жи­е­м; не­за­кон­ный обо­рот кра­де­ных и иных то­ва­ро­в; кор­ру­п­ция и взя­точ­ни­че­ство; мо­шен­ни­че­ство; под­дел­ка де­не­ж­ных зна­ко­в; под­дел­ка и кон­тра­фа­к­ция про­дук­ци­и; эко­ло­ги­че­ские пре­сту­п­ле­ни­я; убий­ства, на­не­се­ние тя­ж­ких те­лес­ных по­вре­ж­де­ний; по­хи­ще­ние лю­дей, не­за­кон­ное ли­ше­ние сво­бо­ды и за­хват за­ло­ж­ни­ко­в; огра­б­ле­ние или кра­жа; кон­тра­бан­да (в том чис­ле в от­но­ше­нии та­мо­жен­ных и ак­ци­з­ных сбо­ров и на­ло­гов); на­ло­го­вые пре­сту­п­ле­ния (свя­за­н­ные с пря­мы­ми и кос­вен­ны­ми на­ло­га­ми); вы­мо­га­тель­ство; под­ло­г; пи­рат­ство; и ин­сай­дер­ские сдел­ки и ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние ры­н­ко­м;

[16] В со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 11 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 № 115-ФЗ субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га впра­ве от­ка­зать в вы­пол­не­нии рас­по­ря­же­ния кли­ен­та о со­вер­ше­нии опе­ра­ции, за ис­клю­че­ни­ем опе­ра­ций по за­чис­ле­нию де­не­ж­ных сред­ств, по­сту­пив­ших на счет фи­зи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го ли­ца, ино­стран­ной струк­ту­ры без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, по ко­то­рой не пред­став­ле­ны до­ку­мен­ты, не­об­хо­ди­мые для фи­к­си­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции в со­о­т­вет­ствии с по­ло­же­ни­я­ми на­зван­но­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на, а та­к­же в слу­чае, ес­ли в ре­зуль­та­те ре­а­ли­за­ции пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля у ра­бо­т­ни­ков субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что опе­ра­ция со­вер­ша­ет­ся в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма;

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->