От участников рынка поступает много вопросов, касающихся изменений нормативно-правового регулирования деятельности. Мы решили ознакомить наших читателей со всем комплексом мероприятий, направленных на усиление регуляторного воздействия, а также существенно изменяющих условия ведения бизнеса в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
1) Прекратился срок действия «Надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства в части пробирного надзора. «Надзорные каникулы» для малых и микропредприятий действовали в течение трeх лет. В настоящее время они продлены ещe на два года, за исключением такого вида контроля, как пробирный надзор.
2) Планируется снятие ограничений по числу и частоте плановых проверок для субъектов предпринимательской деятельности в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Сегодня действует ограничение — не чаще, чем один раз в три года. Ассоциация «Гильдия ювелиров России» будет делать всe возможное для того, чтобы это ограничение было снято только для пробирного надзора, а для прочих видов государственного контроля ограничения сохранились. В противном случае — «Все флаги в гости будут к нам»!
3) Планируется внедрение интегрированной системы прослеживаемости движения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также внедрение системы маркировки ювелирных изделий. При всех положительных аспектах и ожидаемых выгодах от внедрения маркировки — нужно готовиться и к увеличению затрат, как временных, так и финансовых, связанных с организацией и обслуживанием системы, поскольку информация в эту систему будет заводиться по каждой единице продукции. Объeм затрат на администрирование возрастeт, если сравнивать его с тем, что существует в настоящее время по линии Росфинмониторинга.
4) Постоянно расширяется перечень требований Росфинмониторинга к ювелирным предприятиям по организации мер противодействия отмыванию доходов полученных преступным путeм. Национальная система «Противодействия» в этом году проходит проверку со стороны ФАТФ. Так как российская сторона заинтересована в успешности прохождения этой проверки, следует ожидать более жeстких требований по соблюдению законодательства (ФЗ 115).
5) Готовятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают существенное усиление административной ответственности за правонарушения в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Даже по незначительным нарушениям планируется установить штрафы в размере от 750 тыс. р. до 1 млн. р.
6) Готовятся изменения в УК РФ, которые предусматривают установление уголовной ответственности за незаконный оборот полудрагоценных камней. Перечень этих полудрагоценных камней будет определяться Постановлением правительства, в чeм содержится угроза его постоянного расширения.
7) В связи с планируемой отменой НДС на слитки аффинированного золота для физических лиц, регулярно ведeтся обсуждение необходимости введения запрета на применение специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД) в ювелирной отрасли. Нужно отметить, что такое нововведение коснeтся всех предприятий категории малого и микробизнеса, и скорее всего, приведeт к перераспределению долей рынка в пользу крупных производителей и купных сетей.
8) Готовятся изменения в законодательство, предусматривающие введение лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных изделий и их ломов, а также лицензирования деятельности по переработке лома и отходов драгоценных металлов. Сегодня большинство предприятий отрасли использует в качестве сырья — лом ювелирных изделий, приобретeнный через сеть скупок или ломбардов. В роли скупщиков выступают сами ювелирные предприятия, используя для этого договоры подряда. С введением этих изменений придeтся либо получать лицензию, либо отказаться от использования ломов в собственном производстве. Кроме этого, предлагаемая формулировка содержит угрозу потери возможности переработки отходов собственного производства.
9) В этом году планируется подписание «Соглашения об особенностях оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в рамках ЕврАзЭС». Соглашение предусматривает взаимное признание пробирных клейм, что создаeт риск нелегального транзита ювелирной продукции на территорию РФ из третьих стран, поскольку таможенный и пробирный контроль в этих странах — существенно слабее, нежели в России.
10) Нужно отметить общее повышение конкурентных преимуществ юрисдикций Казахстана, Киргизии и Армении в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Причина тому — либерализация нормативно-правового регулирования законодательств данных стран. Это, безусловно, отразится на конкурентоспособности российских производителей.
11) Продолжается обсуждение планов по созданию Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (по аналогии с Росалкогольрегулированием). Как утверждают люди, ведущие бизнес и в сфере ювелирной торговли, и в сфере торговли спиртными напитками, практика контроля в сфере оборота алкогольной продукцией гораздо жeстче.
Безусловно, усилия Ассоциации будут направленны на то, чтобы снизить избыточность планируемых мер.
К слову, далеко не все изменения носят негативный характер, есть и те, что скорее следует оценивать как перемены к лучшему. О них мы расскажем в следующий раз.