Как грязи

Раздел: Недра
18 января 2019 г.

По од­ной из вер­сий на­з­ва­ние ост­ро­ва Ка­ли­ман­тан пе­ре­во­ди­т­ся как «Ал­маз­ная ре­ка». Ал­ма­зы здесь до­бы­ва­ют ты­ся­чу лет, и за это вре­мя спо­соб до­бы­чи по­чти не из­ме­ни­л­ся. «О­го­нек» убе­ди­л­ся в этом.

Де­рев­ни во­круг го­ро­да Бан­д­жар­ма­син — сто­ли­цы Юж­но­го Ка­ли­ман­та­на — ни­чем не от­ли­ча­ют­ся от обы­ч­ных ин­до­не­зий­ских де­ре­вень. Де­ре­вян­ные до­ми­ш­ки на сва­ях над ко­ри­ч­не­вой ре­кой, цвет­ные са­рон­ги су­шат­ся на ве­рев­ках, по крас­ной про­се­лоч­ной до­ро­ге мчи­т­ся мо­то­рол­лер, ку­да по­ме­ща­ет­ся це­лое се­мей­ство из се­ми че­ло­век... В про­дук­то­вых лав­ках, ско­ло­чен­ных из гни­лых до­сок, пыль­ные бу­ты­л­ки ко­ка-ко­лы, сти­раль­ные по­ро­ш­ки в кро­шеч­ных па­ке­ти­ках, ме­ш­ки ри­са, ку­ры скре­бут ры­жий зе­м­ля­ной пол… Про­да­ют скуд­ный ас­сор­ти­мент тон­ко­ру­кие и тон­ко­но­гие де­ти. Они все вре­мя хо­хо­чут. Но толь­ко здесь кро­ме быст­ро­за­ва­ри­ва­е­мой ла­п­ши и зуб­ной щет­ки, ко­то­рая жда­ла сво­е­го по­ку­па­те­ля лет 50, у ло­в­ко­го ма­лы­ша мо­ж­но при­об­ре­сти кое-что еще. Без­зу­бый маль­чик в ли­ня­лой май­ке и рва­ном са­рон­ге до­ста­ет из на­по­яс­ной су­м­ки го­лу­бой бу­ма­ж­ный свер­ток, мед­лен­но раз­во­ра­чи­ва­ет его и осле­п­ля­ет ту­ри­ста рос­ко­ш­ным си­я­ни­ем. Рос­сыпь мел­ких бри­л­ли­ан­тов, гру­бо огра­нен­ных на­спех, сто­ит 50 дол­ла­ров. Маль­чик ка­та­ет ка­ме­ш­ки гряз­ным но­г­тем. Кру­г­лые не­боль­шие ал­ма­зы, толь­ко из зе­м­ли, мут­но­ва­тые бе­лые, жел­тые про­да­ют­ся от 20 дол­ла­ров. Ес­ли ту­ри­сту ну­ж­но что-­ни­будь по­кру­п­нее, торг ве­дут взрос­лые. Бри­л­ли­ант в 1 ка­рат мо­ж­но ку­пить за 2,5 ты­ся­чи дол­ла­ров. Один из са­мых ред­ких в ми­ре бри­л­ли­ан­тов — го­лу­бой — в 2 с по­ло­ви­ной ка­ра­та про­да­ют за 4 ты­ся­чи дол­ла­ров. До­брав­шись до Джа­кар­ты, эти ка­м­ни бу­дут сто­ить в 3 ра­за до­ро­же, а до­ле­тев, до­плыв до сто­лиц ино­го ми­ра — Моск­вы, Лон­до­на, Па­ри­жа,— по­до­ро­жа­ют в 10–15 раз.

За день один ста­ра­тель пе­ре­мы­ва­ет боль­ше тон­ны грун­та

На ре­ке до­бы­ва­ют ал­ма­зы и зо­ло­то мно­го­чис­лен­ны­ми пла­ва­ю­щи­ми дра­га­ми. Грунт со дна ре­ки за­са­сы­ва­ет­ся пла­сти­ко­вы­ми тру­ба­ми и вы­ли­ва­ет­ся на на­к­лон­ный ло­то­к

Ко­неч­но, ту­ри­ста об­ма­ны­ва­ют — под­со­вы­ва­ют пра­к­ти­че­ски не­о­т­ли­чи­мые от бри­л­ли­ан­тов ам­па­ра­ны или про­сто стек­ля­ш­ки. Что­бы здесь по­ку­пать, ну­ж­но раз­би­рать­ся в ка­м­нях, ина­че без­зу­бый ма­лыш оста­вит вас с но­сом. Жи­те­ли од­но­го из ми­ро­вых цен­тров до­бы­чи ал­ма­зов укра­ша­ют ка­м­ня­ми и се­бя. По­чти все но­сят гру­бые зо­ло­тые пе­чат­ки с бри­л­ли­ан­та­ми, ру­би­на­ми, изу­мру­да­ми, ага­та­ми, са­п­фи­ра­ми (та­кие урод­ли­вые тол­стые коль­ца здесь про­да­ют ту­ри­стам по 300 дол­ла­ров). Но жи­вут ме­ст­ные в хли­п­ких до­ми­ш­ках на сва­ях и спят на по­лу. До­бы­ча ал­ма­зов не пре­вра­ти­ла зде­ш­них оби­та­те­лей в на­бо­бо­в…

Ал­ма­зы до­бы­ва­ют в ос­но­в­ном му­ж­чи­ны, и это очень гряз­ная ра­бо­та. Ста­ра­те­ли про­во­дят свою жизнь в пе­соч­ной жи­же или в те­м­ной яме по ко­ле­но в жид­кой гли­не. Вла­дель­цы зе­м­ли раз­ра­ба­ты­ва­ют участ­ки и на­ни­ма­ют ра­бо­чих. Зар­пла­ты нет. На­шел ка­мень, 50 про­цен­тов — вла­дель­цу участ­ка, 50 — се­бе. До­бы­ва­ют ка­м­ни при­ми­тив­ны­ми спо­со­ба­ми: про­сто про­мы­ва­ют реч­ной грунт в ко­ну­со­вид­ных пло­ш­ках ли­бо вы­ка­пы­ва­ют де­ся­ти­мет­ро­вые ямы-­шах­ты, до­ста­ют со дна грунт и по­том его мо­ют. Ряд кри­вых де­ре­вян­ных со­ору­же­ний — глав­ное тех­ни­че­ское до­сти­же­ние здесь.

У са­мых пе­ре­до­вых ин­но­ва­то­ров, прав­да, есть по­м­па. Она го­нит грунт со дна ре­ки или ка­рье­ра на­верх, где не­хи­т­рое при­с­по­соб­ле­ние его сор­ти­ру­ет и про­се­и­ва­ет, по­с­ле че­го мел­кая по­ро­да про­хо­дит по же­ло­бу, на дно ко­то­ро­го по­сте­лен ко­вер. На вор­син­ках осе­да­ют мел­кие бри­л­ли­ан­ты и ча­сти­ч­ки зо­ло­та (з­десь до­бы­ва­ют и его). Рас­че­ты с ра­бо­чи­ми тут дру­гие: боль­шая часть — до­бы­т­чи­ку, 15 про­цен­тов — вла­дель­цу тех­ни­ки, 25 — вла­дель­цу зе­м­ли.

Сле­дить за на­со­сом на лод­ке — са­мое про­сто­е

Ста­ра­те­ли ве­зут в ме­ш­ках грунт на про­мы­в­ку

Ра­бо­чие из шахт пе­ре­мы­ва­ют тон­ну пе­с­ка за день. Мел­кие ал­ма­зы на­хо­дят по­чти ка­ж­дый день, а вот кру­п­ные как по­ве­зет. Са­мый боль­шой ал­маз, най­ден­ный в этой де­ре­вен­ской жи­же, ве­сил 367 ка­рат (73,4 гра­м­ма) и был про­дан за не­сколь­ко ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров. Об этом зна­ют на про­мыс­ле все, и ка­ж­дый на­де­ет­ся, что и ему ко­г­да-­ни­будь по­ве­зет. Но уда­ча улы­ба­ет­ся не часто, за ме­сяц, бы­ва­ет, мо­ж­но не за­ра­бо­тать и 50 дол­ла­ров. Но ме­ст­ные зна­ют, где ко­пать шах­ту: ес­ли на­чи­на­ют по­па­дать­ся боль­шие кри­вые ка­м­ни, ко­то­рые на­зы­ва­ют «та­пи­ма­хан», зна­чит, ря­дом точ­но есть ал­ма­зы. Углуб­лять­ся ну­ж­но до тех пор, по­ка не по­ка­жет­ся слой пе­с­ка. Вот в нем и ну­ж­но ис­кать бле­стя­щие ка­ме­ш­ки. Про­мы­сел не­без­о­пас­ный: шах­ты и ка­рье­ры ре­гу­ляр­но осы­па­ют­ся, за по­след­ние 20 лет здесь по­ги­б­ло око­ло 300 че­ло­век.

Нед­ра Ка­ли­ман­та­на пол­ны ал­ма­зов. По под­с­че­там гео­ло­гов, их здесь боль­ше чем ми­л­ли­он ка­рат. И у де­ре­вень во­круг Бан­д­жар­ма­си­на уй­дет еще не од­на ты­ся­ча лет, что­бы из­влечь из гря­зи их все. Ес­ли, ко­неч­но, про­гресс сю­да не до­бе­рет­ся…

[ kommersant.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->