28 декабря 2018 года на сайте Центрального банка России были размещены Методические рекомендации по работе с отдельными категориями клиентов №33-МР от 27.12.2018. Рекомендации имеют практическое значение в том числе и для ломбардов.
Комментарии к рекомендациям ЦБ РФ и практические советы по их исполнению дает Пинигина Елена - эксперт ПОД/ФТ/ФРОМУ, руководитель Межрегионального экспертного центра финансового мониторинга «Национальное достояние».
Комментарии эксперта №1/19 от 09.01.2019 «О применении кредитными и некредитными финансовыми организациями рекомендаций ЦБ РФ №33-МР от 27.12.2018»
В методических рекомендациях Центральный Банк обращает внимание в том числе ломбардов на особенности работы с клиентами, а именно, в части выявления среди своих клиентов публичных должностных лиц, и присвоения оценки (уровня) риска клиенту с учетом наличия/отсутствия статуса публичного должностного лица у клиента или бенефициарного владельца.
Информация Центрального Банка носит рекомендательный характер, и не влечет для должностных лиц ломбарда обязанности проводить обучение с сотрудниками, и вносить изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Рекомендации необходимо учесть ломбардам при работе с клиентами.
Банк России рекомендует учесть, что к факторам, влияющим на оценку риска клиента в категории «риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца», отнесен, в частности, фактор наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7 Федерального закона №115-ФЗ. Имеется в виду статус иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации, российского публичного должностного лица (далее – публичные должностные лица).
В целях учета указанного фактора при оценке риска клиента в категории «риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца» Банк России рекомендует предпринимать меры, направленные на установление наличия (отсутствия) у бенефициарных владельцев клиентов статуса иностранного публичного должностного лица.
Так при выявлении статуса публичного должностного лица у клиента или бенефициарного владельца клиента, следует установить повышенный (высокий) уровень риска клиенту, и уделять повышенное внимание всем операциям клиента.
Подходы к определению и выявлению публичных должностных лиц приведены в методических рекомендациях Банка России от 27.06.2017 №13-МР «Об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц».
Необходимо обратить внимание на перечень мероприятий, которые рекомендуется выполнять в целях исполнения обязанности по выявлению публичных должных лиц, на источники информации для реализации мер, а также порядок фиксирования информации о принятых мерах.
Обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание публичных должностных лиц установлена п. 1 ст. 7.3 Федерального закона №115-ФЗ.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона №115-ФЗ ломбарды обязаны принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения ломбарда, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
Как на практике исполнить требования закона и рекомендации ЦБ РФ?
Целесообразно фиксировать в анкете клиента информацию о принятых мерах к выявлению публичного должностного лица, а именно указывать в анкете клиента или в виде отдельного документа, как приложение к анкете (досье) клиента следующую информацию:
- какие меры приняты для выявления публичного должностного лица (устный опрос клиента, анкетирование, изучение общедоступных источников информации);
- какие именно источники информации использовались для выявления;
- результат принятых мер;
- иная информация, например, является/не является клиент близким родственником (супругом) публичного должностного лица.
Обращаем внимание на способы выявления. Одним из таких способов (принятием мер в целях исполнения обязанности, установленной ст. 7.3 закона 115-ФЗ) является анкетирование клиента.
Рекомендуем включать вопрос о наличии статуса публичного должностного лица в анкету, которую может заполнить клиент, или в залоговый билет. Вопросы клиенту можно сформулировать, например, так:
Являетесь ли Вы (бенефициарный владелец)?
- российским публичным должностным лицом, то есть лицом, занимающим государственные должности РФ, должности членов совета директоров ЦБ РФ, должности на федеральной государственной службе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных на основании федеральных законов;
- международным публичным должностным лицом, то есть должностным лицом публичной международной организации, которому доверены или были доверены ею важные функции;
- иностранным публичным должностным лицом, то есть публичным должностным лицом иностранного государства.
- я являюсь родственником лица, принадлежащего к одной из перечисленных категорий;
К какой именно категории относится Ваш родственник (указать);
Степень родства между вами: (указать).
Рекомендуем в анкете клиента указать, что ломбардом, в том числе, использовались общедоступные источники информации, рекомендуемые ЦБ РФ.
Такое анкетирование подойдет и для клиентов, которые являются индивидуальными предпринимателями при реализации ломбардом невостребованного имущества.
В случае установления отношений с юридическими лицами, о наличии/отсутствии статуса публичного должностного лица у бенефициарного владельца вашего клиента - юридического лица, вы можете так же узнать, направив запрос клиенту, и использовать общедоступные источник информации. Подтверждением принятия мер, направленных на установление статуса публичного должностного лица бенефициарного владельца клиента, будет являться, например, копия запроса, направленного клиенту, и ответ представленный клиентом.
[ Ювелирные Известия ]