«Разрешить добычу на условиях предпринимательского риска»

Раздел: Недра
11 декабря 2018 г.

Рос­сы­п­ное зо­ло­то на Са­ха­ли­не на про­тя­же­нии по­след­них де­ся­ти­ле­тий до­бы­ва­ет один не­дро­поль­зо­ва­тель — ар­тель «Во­сток-2». Не­смо­т­ря на ста­биль­ность ра­бо­ты, у ко­м­па­нии, как и у лю­бо­го пред­при­я­тия, име­ют­ся свои сло­ж­но­сти. О том, как со­хра­нить до­бы­чу из рос­сы­пей в ре­ги­о­не, бе­се­ду­ем с пред­се­да­те­лем ар­те­ли Дми­т­ри­ем ЛАРИОНОВЫМ.

— Дми­т­рий Ана­то­лье­вич, рас­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, на ка­ких объ­ек­тах ра­бо­та­ет ар­тель ста­ра­те­лей «Во­сто­к‐​2» се­год­ня?

— Как и пре­ж­де, ведeм до­бы­чу дра­г­ме­тал­ла в Сми­р­ны­хо­в­ском рай­о­не Са­ха­лин­ской об­ла­сти. На дан­ный мо­мент пред­при­я­тию при­на­д­ле­жат че­ты­ре ли­цен­зии, все в пре­де­лах Лан­ге­рий­ско­го зо­ло­то­рос­сы­п­но­го уз­ла. В част­но­сти, с 2014 го­да ра­бо­та­ем на рос­сы­пях в до­ли­нах рек Мой­га и Лан­ге­ри. В 2017‐​м на­ча­ли ра­бо­ту в се­вер­ной ча­сти участ­ка Мой­га. Та­к­же име­ем по­ис­ко­вую ли­цен­зию.

Зо­ло­то в рос­сы­пях ле­жит не­глу­бо­ко, грунт пе­с­ча­ный, и вскры­ши пра­к­ти­че­ски не тре­бу­ет­ся. Та­кая осо­бен­ность ха­ра­к­тер­на для Са­ха­ли­на. Кро­ме то­го, ме­сто­ро­ж­де­ния ар­те­ли рас­по­ло­же­ны удоб­но по от­но­ше­нию к на­селeн­но­му пун­к­ту — все­го в 10 ки­ло­мет­рах от се­ла Пер­во­май­ск. Бла­го­да­ря это­му для нас нет сло­ж­но­стей в за­во­зе не­об­хо­ди­мых гру­зов и то­п­ли­ва на уча­сток. Эти усло­вия и поз­во­ля­ют нам брать в от­ра­бо­т­ку да­же ме­сто­ро­ж­де­ния с низ­ким со­дер­жа­ни­ем ме­тал­ла.

— Вы ска­за­ли, что на участ­ках ар­те­ли не­вы­со­кое со­дер­жа­ние зо­ло­та. Сколь­ко дра­г­ме­тал­ла удаeт­ся до­быть за се­зон?

— На Лан­ге­рий­ском зо­ло­то­рос­сы­п­ном уз­ле, в пре­де­лах на­ших дей­ству­ю­щих ли­цен­зий, оста­лись за­па­сы с край­не низ­ким со­дер­жа­ни­ем зо­ло­та — 0,3 гра­м­ма на ку­бо­метр пе­с­ков. Ес­ли го­во­рить об объ­e­мах до­бы­чи, то они в по­след­ние го­ды сни­зи­лись имен­но по этой при­чи­не. В те­ку­щем го­ду се­зон на­ча­ли тра­ди­ци­он­но в мар­те, за­вер­ши­ли 11 но­яб­ря. Ито­го­вый ре­зуль­тат при пла­не 61 ки­ло­грамм со­ста­вил 64 ки­ло­гра­м­ма зо­ло­та. В про­ш­лом го­ду до­бы­ли на один ки­ло­грамм дра­г­ме­тал­ла боль­ше.

— Ка­кие про­м­при­бо­ры ис­поль­зу­е­те для про­мы­в­ки пе­с­ков?

— На участ­ке ра­бо­та­ют два про­м­при­бо­ра. Один — бо­чеч­ный туль­ский. Вто­рой бо­чеч­ный про­мы­воч­ный при­бор в 2014 го­ду для нас раз­ра­бо­та­ли со­труд­ни­ки ин­сти­ту­та гор­но­го де­ла ДВО РАН под ру­ко­вод­ством Русла­на СЕРОГО. При­бор от­ра­бо­тал на пред­при­я­тии че­ты­ре се­зо­на и по­ка­зал вы­со­кую про­из­вод­ствен­ную эф­фек­тив­но­сть. Та­к­же на по­ли­го­нах за­дей­ство­ва­ны шесть буль­до­зе­ров, три экс­ка­ва­то­ра, зе­м­ле­рой­но­‐​тран­с­пор­т­ная ма­ши­на — скре­пер. Тех­ни­ки для на­ших ны­не­ш­них объ­e­мов до­бы­чи впол­не хва­та­ет.

— Сколь­ко то­п­ли­ва тре­бу­ет­ся на се­зон, что­бы обес­пе­чить бес­пе­ре­бой­ную ра­бо­ту тех­ни­ки?

— Для ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты нам на се­зон ну­ж­но 800 тонн то­п­ли­ва, то есть ка­ж­дый ме­сяц ис­поль­зу­ем при­б­ли­зи­тель­но по 100 тонн. Да ещe и це­ны ста­биль­но рас­тут. Ес­ли вес­ной литр ди­зель­но­го то­п­ли­ва сто­ил 51 рубль, то в ок­тяб­ре це­на взле­те­ла уже до 58 руб­лей. При этом не ну­ж­но за­бы­вать, что наш ре­ги­он — ост­ро­в­ной, по­это­му це­ны здесь вы­ше, чем на ма­те­ри­ке. Но аль­тер­на­ти­вы у нас сей­час нет. По­это­му име­ем то, что име­ем. Но мы и в этом на­прав­ле­нии ста­ра­е­м­ся ра­бо­тать, ис­кать свои ре­ше­ния дан­ной про­б­ле­мы. На­при­мер, в те­ку­щем го­ду уста­но­ви­ли на кон­то­ру сол­неч­ную па­нель, пре­об­ра­зо­ва­тель. А вот уча­сток по­доб­ным об­ра­зом, к со­жа­ле­нию, не «за­пи­та­ешь» — сли­ш­ком боль­шие объ­e­мы энер­го­по­треб­ле­ния.

— Сколь­ко зо­ло­та на од­но­го ста­ра­те­ля не­об­хо­ди­мо до­быть за се­зон, что­бы рен­та­бель­ность пред­при­я­тия бы­ла по­ло­жи­тель­ной?

— В на­шей ар­те­ли тру­дят­ся 60 че­ло­век, то есть на од­но­го ра­бо­т­ни­ка при­хо­ди­т­ся все­го один ки­ло­грамм ме­тал­ла. Для нас бы­ло бы хо­ро­шо, что­бы эта ци­ф­ра вы­рос­ла в два ра­за. При та­ком рас­кла­де мо­г­ли бы и лю­дям пла­тить боль­ше, и вкла­ды­вать день­ги в об­но­в­ле­ние ав­то­пар­ка.

— Лю­дей на­би­ра­е­те на Са­ха­ли­не?

— Что ка­са­ет­ся пе­р­со­на­ла, то, не­смо­т­ря на то что ра­бо­та­ем вб­ли­зи Пер­во­май­ска, от­ту­да ни од­но­го ра­бо­т­ни­ка в ар­те­ли нет, да и са­ха­лин­цев на пред­при­я­тии все­го два‐​три че­ло­ве­ка. Мы­‐​то го­то­вы при­ни­мать на ра­бо­ту ме­ст­ных жи­те­лей, но лю­дей по­про­сту нет, осо­бен­но мо­ло­дых. Мо­лодeжь из ре­ги­о­на очень ак­тив­но уез­жа­ет, в по­сeл­ках про­жи­ва­ют пре­и­му­ще­ствен­но пе­н­си­о­не­ры. Так что при­во­зим ра­бо­чую си­лу из Ха­ба­ро­в­ско­го края. Из Укра­и­ны то­же лю­ди едут, но всe ре­же.

— Гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты пред­при­я­тие ведeт?

— Са­мо со­бой. У нас есть гео­ло­ги­че­ский от­ряд, бу­ро­вой ста­нок. В этом го­ду, к при­ме­ру, на­ча­ли до­раз­вед­ку на Валь­зе. По­с­ле Валь­зы пе­рей­дeм на Му­лей­ку, там име­ют­ся ре­сур­сы до 100 ки­ло­гра­м­мов. В 2015 го­ду взя­ли на пять лет по­ис­ко­вую ли­цен­зию на гео­ло­ги­че­ское изу­че­ние участ­ка «Лан­ге­ри‐​Дер­бы­ша».

— На тех объ­ек­тах, где ра­бо­та­ет ар­тель «Во­сто­к‐​2», ба­лан­со­вых за­па­сов нет?

— Где‐​то есть ба­лан­со­вые за­па­сы, а где‐​то толь­ко про­г­ноз­ные чис­лят­ся. По ре­ке Валь­за ба­лан­со­вые за­па­сы со­став­ля­ют 107 ки­ло­гра­м­мов зо­ло­та. Уча­сток Мой­га мы бра­ли с раз­ве­дан­ны­ми за­па­са­ми в 55,7 ки­ло­гра­м­ма зо­ло­та и с про­г­ноз­ны­ми — до 100 ки­ло­гра­м­мов.

— А сколь­ко вре­ме­ни не­об­хо­ди­мо для под­го­то­в­ки от­чeта о по­ста­но­в­ке за­па­сов на ба­ланс, что­бы в даль­ней­шем взять объ­ект в от­ра­бо­т­ку?

— Да всe стан­дар­т­но. Берeм по­ис­ко­вую ли­цен­зию — еe вы­да­ют быст­ро, в те­че­ние двух ме­ся­цев. По­с­ле это­го при­сту­па­ем к бу­ре­нию, за­тем пи­шем от­чeт. В за­ви­си­мо­сти от ме­сто­ро­ж­де­ния ра­бо­ты мо­гут за­тя­нуть­ся на два се­зо­на, а ес­ли при­ток не­боль­шой, то мо­ж­но упра­вить­ся и за па­ру ме­ся­цев. За­тем на­чи­на­ет­ся эпо­пея с по­лу­че­ни­ем ли­цен­зии на от­ра­бо­т­ку участ­ка. Мы по­даeм за­яв­ку на по­лу­че­ние ли­цен­зии, еe от­прав­ля­ют в Моск­ву, там утвер­ж­да­ют. Да­лее нам при­сы­ла­ют усло­вия аук­ци­о­на и на­з­на­ча­ют да­ту его про­ве­де­ния. Бу­ма­ж­ная про­це­ду­ра рас­тя­ги­ва­ет­ся на го­ды.

Ра­зу­ме­ет­ся, это не яв­ля­ет­ся про­б­ле­мой для кру­п­ных зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий, ко­то­рые на­це­ле­ны на то, что­бы ра­бо­тать на од­ном ме­сто­ро­ж­де­нии по не­сколь­ко лет. Для нас же эта про­це­ду­ра край­не не­у­доб­ная. На Са­ха­ли­не есть мно­го ма­лень­ких объ­ек­тов и, ра­зу­ме­ет­ся, не хо­чет­ся «во­зить­ся» так дол­го, что­бы по­лу­чить ли­цен­зию на до­бы­чу зо­ло­та и от­ра­бо­тать за­па­сы за один‐​д­ва ме­ся­ца. Я го­во­рю, в том числе, и о тех­но­ген­ных ме­сто­ро­ж­де­ни­ях. А по фа­к­ту, ес­ли по­с­чи­тать все ин­те­рес­ные для на­ше­го пред­при­я­тия мел­кие при­то­ки, то я уве­рен, что ра­бо­ты там хва­тит ещe лет на де­ся­ть.

— Ка­кой вы­ход из дан­ной си­ту­а­ции пред­ла­га­е­те?

— Счи­таю, что ли­цен­зию на осво­е­ние мел­ких ме­сто­ро­ж­де­ний без за­па­сов, а та­к­же тех­но­ген­ных рос­сы­пей не­об­хо­ди­мо вы­да­вать на усло­ви­ях пред­при­ни­ма­тель­ско­го риска. По­ня­тия «тех­но­ген­ная рос­сы­пь» до сих пор нет, и не­из­ве­ст­но, по­яви­т­ся ли. Гео­ло­ги упи­ра­ют­ся в то, что за­па­сы на «тех­но­ген­ке» есть, но по­с­чи­тать их нель­зя. По­это­му луч­ший ва­ри­ант в дан­ном слу­чае — да­вать ли­цен­зию на усло­ви­ях пред­при­ни­ма­тель­ско­го риска.

Ес­ли объ­яс­нить на­гляд­нее, то вы­ход я ви­жу сле­ду­ю­щим об­ра­зом. При­шeл осе­нью, по­дал до­ку­мен­ты, а сле­ду­ю­щей вес­ной по­лу­чил ли­цен­зию. Для на­ше­го пред­при­я­тия три‐​­че­ты­ре та­кие ли­цен­зии поз­во­ли­ли бы обес­пе­чить ра­бо­ту од­но­го или двух се­зо­нов. А да­лее — зо­ло­то до­был, за­па­сы спи­сал, пе­ре­дал дан­ные и уже по фа­к­ту за­пла­тил за пра­во поль­зо­ва­ния участ­ка­ми. В этом нет ни­че­го про­ти­во­за­кон­но­го. Всe про­сто, да­же про­ще, чем сей­час.

— Дми­т­рий Ана­то­лье­вич, но при этом вы про­дол­жа­е­те стро­ить пла­ны на ра­бо­ту имен­но в Са­ха­лин­ской об­ла­сти. О дру­гих ре­ги­о­нах не ду­ма­ли?

— А ку­да ид­ти? Ис­то­ще­ние зо­ло­то­нос­ных за­па­сов на­б­лю­да­ет­ся в ря­де ре­ги­о­нов. А ухо­дить на один объ­ект, пусть да­же он бу­дет с хо­ро­ши­ми за­па­са­ми, смыс­ла ни­ка­ко­го нет. Ес­ли и пе­ре­хо­дить в дру­гое ме­сто, то это дол­ж­на быть ка­ка­я‐​­ни­будь про­вин­ция, где мо­ж­но по­ис­кать по при­то­кам и при­рас­тить за­па­сы. Но ес­ли че­ст­но, бу­ду­щее ар­те­ли «Во­сто­к‐​2» в дру­гом ре­ги­о­не я не ви­жу, по край­ней ме­ре, по­ка.

— Па­ру лет на­зад у ар­те­ли «Во­сто­к‐​2» был кон­фликт с об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ци­ей «Эко­ло­ги­че­ская вах­та Са­ха­ли­на». На­по­м­ню, что эко­ло­ги об­ви­ни­ли ва­ше пред­при­я­тие в за­гряз­не­нии ре­ки Лан­ге­ри. Как сей­час де­ла об­сто­ят?

— По­ка эко­ло­ги к нам не ле­зут — по­во­да нет. При­ро­до­о­хран­ное за­ко­но­да­тель­ство мы не на­ру­ша­ем, тре­бо­ва­ния со­б­лю­да­ем. И ес­ли уж со­в­сем от­кро­вен­но: ко­г­да не так дав­но к нам при­ез­жа­ла про­вер­ка, то ин­с­пе­к­тор был удив­лeн тем, что ка­че­ство во­ды в Лан­ге­ри вы­ше, чем в дру­гих реч­ках. Ещe в за­щи­ту на­ше­го пред­при­я­тия ска­жу, что в не­ко­то­рые се­зо­ны ло­сось да­же не под­хо­дил к Са­ха­ли­ну, а при этом в Лан­ге­ри ры­ба не­ре­сти­лась.

[ nedradv.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->